Комплекс игр для развития голосового аппарата


Комплекса игр-упражнений для подготовки голосового аппарата
и настроя на исполнение.
3729355236855Комплекс упражнений состоит из:
-76835511175Тренинга – настрой на учебный день;
3549015127635
Упражнения мозговой гимнастики;
«Качание головой» -  расслабить плечи, уронить голову вперёд. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц. ( упражнение улучшает мыслительную деятельность).
29210124460 «Ленивые восьмёрки» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение одновременно двумя руками. ( упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Самомассаж рук, головы, ушных раковин, голосового аппарата
-119380390525Самомассаж ушной раковины
Разогретыми ладонями разотрите ушные раковины4
Кончиками пальцев помассируйте миллиметр за миллиметром;
Легкие пощипывания снизу вверх (как пельмешки);
Смахните кистями рук воображаемую воду.
Речевая моторика и речевое дыхание
Выполнение упражнений поможет правильно расходовать воздух при произношении, дышать легко, естественно.
417576060325 Основа для упражнений – правильное чередование вдоха и выдоха:
- вдох через нос – выдох через рот;
- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
- медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох;
При глубоком вдохе:
- медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей;
- выдох несколькими равными порциями 9толчками).
Упражнение “Трубач”.Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.
Упражнение “Топор”.Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.
Упражнение “Ворона”.Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
114300314325Упражнение «ИГОЛОЧКА»
•    Открой рот.•    Язык высунь далеко вперёд.•    Напрягай мышцы языка и делай его узким.•    Удерживай «иголочку», считая от одного до пяти.
206438577470
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держат

494157020320Упражнение «БАРАБАНЩИК»
Улыбнирсь. Открой рот.
Постучи кончиком языка за верхними зубами. Отчётливо произнося твёрдый звук (Д).
3984625362585Делай удары медленно. Следи. Чтобы нижняя челюсть не двиголась.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Д-д, д-д-д!
Бей руками помогай.
Ритм ногами отбивай,
Д-д,д-д-д!
Язык. Кверху поднимайся6
Только с ритма не сбивайся,
Д-д, д-д-д!
1035052546353293745254635Фонопедические упражнения (система В.В. Емельянова)
1885952336803402330307975
4839335457200ИГРЫ на крупные движения рук, ног, головы, туловища.
2921044450Вот летают бегемоты (машут руками, летают)
Над журчащим ручейком (кистями изображают движение ручейка)
Я бегу, одетй в боты (бег на месте).
С фиолетовым сачком (взмах сачком).
Как поймаю бегемота (обхватывают себя руками)
В клетку сразу посажу (приседают):
«Спой мне песню друг любезный».
Бегемоту я скажу. (Разводят руками)
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Упражнение 1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!Скажи погромче слово «гром» - Грохочет слово, словно гром!Я сижу и слушаю, не дыша, Шорох шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши! — Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо! — С вами я шушукаться не хочу! Я спою над речкой и спляшу, Даже разрешения не спрошу! Я спляшу у самого камыша! Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша… Словно просят шепотом: — Не пляши!.. До чего пугливые камыши!Гром грохочет — бух! Трах! Словно горы рушит. Тишина в испуге — ах! — Затыкает уши.Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти! Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!Иду вперед (тирлим-бом-бом) — И снег идет (тирлим-бом-бом), Хоть нам совсем, совсем не по дороге! Но только вот (тирлим-бом-бом) Скажите, от — (тирлим-бом-бом), Скажите, от — чего так зябнут ноги?
Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.
 
ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТА ГОЛОСА. РАСШИЕРНИЕ ЕГО ДИАПАЗОНА

Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

 
Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"
 
Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром, Я становлюсь аквалангистом. Все ниже опускаюсь, ниже! А дно морское ближе, ближе!.. И вот уж в царстве я подводном! Хоть погрузился глубоко, Но голосом грудным, свободным Распоряжаюсь я легко. Чтоб овладеть грудным регистром, Полезно стать аквалангистом.
 
Упражнение 6. “Рисуйте” голосом линию движения прыжка в высоту:

 ОТРАБОТКА БЛАГОЗВУЧНОСТИ ГОЛОСА

Упражнение 7. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 8. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.
 
ТРЕНИРОВКА ПОЛЕТНОСТИ ГОЛОСА

Упражнение 9. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 10. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.
 
ВЫРАБОТКА ПОДВИЖНОСТИ ГОЛОСА
Упражнение 11. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

Упражнение 12. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка, Полети на облышко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде бобы, В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, Во поле пшеница.

Упражнение 13. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Завертелись карусели. - - -(медленный темп) А потом, потом, потом - - -(средний темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп) Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп) Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп) Тише, тише, не спешите - - -(средний темп) Карусель остановите. - - -(средний темп) Раз, два, раз, два - - -(медленный темп) Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Упражнение 14. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:
Мы идем по кругу, Посмотри. И шагаем дружно: раз, два, три. Мы скачем по дороге, Меняем часто ноги. Поскакали, поскакали: Скок-скок-скок! А потом как аист встали — и молчок!

Упражнение 15. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:
Убежало молоко, Убежало молоко! Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, Постового обошло, Под скамейкой проскочило, Трех старушек подмочило, Угостило трех котят, Разогрелось — и назад: Вдоль по улице летело, Вверх по лестнице пыхтело И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело. Тут хозяйка подоспела: — Закипело? — Закипело!

Упражнение 16. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.