Межпредметный проект «Экология населенного пункта»


Межпредметный проект
«Экология населенного пункта»Общие цели и задачи проекта:
Овладеть методами слежения и оценки состояния сельской среды (экологического мониторинга), уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека, оказывающих негативное воздействие на флору, фауну, почву, атмосферный воздух;
Провести экологический мониторинг участка сельской среды обработать и наглядно представить полученные результаты;
Осуществить экспертную оценку мер, принимаемых сельскими властями для поддержания среды в благоприятном для жизни селян состоянии и выработать рекомендации по их улучшению.
Тема 1 «Ландшафтао-геологические факторы сельской среды»Интегрируемые предметы: география, ИЗО, обществознание, экология.
Содержательные линии темы
Географическое положение села и способы его описания.
Природный ландшафт села.
Геологическое строение и рельеф территории села.
Микрорельеф сельской среды
5. Формы преставления результатов: описания макро-, мезо- и микроположения села;
фотографии и акварельные рисунки наиболее красивых природных ландшафтов села.
Тема 2 «Водные ресурсы села»Интегрируемые предметы: география, история, литература, ИЗО, технология, биология, физика, химия, ОБЖ.
Содержательные линии темы
Крупные реки - природные объекты. Оборонительное, транспортное, архитектурно- планировочное значение рек.
Малые реки. История их деградации и начало возрождения.
Грунтовые воды села и их значение.
Вода как фактор здоровья человека.
Водоснабжение села.
Водный бюджет семьи (подсчет расходования питьевой воды одним человеком, одной семьей в течение одного дня, недели, месяца и года). Правила рационального водопользования и «Водный кодекс Российской Федерации».
Водные счетчики и отношение к ним населения (очное и заочное анкетирование разных возрастных и социальных групп населения).
Физико-химический анализ питьевой воды из крана (определение рН, содержание хлоридов, сульфатов, карбонатов).
Очистка питьевой воды с помощью бытовых фильтров. Принципы работы фильтрующих систем. Сравнение фильтрующих способностей фильтров разных товарных марок.
Определение жесткости воды до и после кипячения.
Определение степени загрязнения природных водоемов с помощью метода биоиндикации.
Изучениеорганолептических показателей воды из природных водоемов (содержания взвешенных частиц, цвета, прозрачности, запаха).
Сохранимнаши реки и пруды! (работа по очистке берегов водоемов наглядная агитация жителей села).
Обряды, пословицы и поговорки о воде.
Формы представления результатов: литературно-исторические эссе о воде и водоемах фотографии и рисунки водоемов; схемы чертежи гидравлических сооружений; демонстрационные установки для физико-химического анализа питьевой воды и ее очистки таблицы-отчеты водопользования; отчеты проведении анкетирования населения; наблюдения за состоянием природных водоемов с помощью видов организмов – биоиндикаторов; стенды и листовки, призывающие беречь воду и охранять водоемы села.
Тема 3 «Атмосферный воздух села»Интегрируемые предметы: химия, биология, экология, ОБЖ, обществознание, технология.
Содержательные линии темы
Изучение роли зеленых растений в поддержании газового состава атмосферного воздуха села (лабораторный эксперимент).
Определение уровня пылевого загрязнения атмосферного воздуха на разных участках села (с помощью белых полосок ткани по состоянию снежного покрова).
Составление карты-схемы основных загрязнителей атмосферного воздуха.
Автотранспорт как основной источник загрязнения атмосферного воздуха села.
Загрязнение атмосферного воздуха соединениями тяжелых металлов.
Определение уровня загрязненности атмосферного воздуха на разных участках села с помощью метода биоиндикации (по частоте встречаемости лишайников, развитию проростков кресс-салата).
Искусственное получение «кислотных облаков» и изучение их влияния (лабораторный эксперимент).
Изучение воздействия диоксида серы на растения (лабораторный эксперимент).
Формы представления результатов: отчеты по лабораторным и полевым экспериментам; фотографии растений древесно-кустарникового яруса с разным уровнем повреждения в зависимости от степени загрязненности воздуха диоксидом серы, формальдегидом, аммиаком, бензолом; карта-схема микрорайонов села с указанием основных источников выброса веществ-загрязнителей атмосферного воздуха.
Тема 4 «Почва как природный ресурс сельской среды»Интегрируемые предметы: экология, химия, биология (почва как среда обитания организмов).
Содержательные линии темы
Изучение гранулометрического состава почвенного образца, взятого на разных участках села (лесополоса, обочина дороги, пустырь, двор дома и т.п.) методом раскатывания увлажненной почвы.
Определение влажности почвы без приборов.
Определение кислотности почвы с помощью универсальной индикаторной бумаги.
Определение содержания органического вещества (гумуса) в почвенном образце методом прокаливания и взвешивания.
Определение содержания воздуха в почвенном образце методом вытеснения.
Влияние структурированности почвы, ее засоленности, внесения в нее удобрений на развитие и рост растений (лабораторный эксперимент).
Определение загрязненности почв разных участков села с помощью биоиндикации (методом ловушек Барбера и по проращиванию семян кресс-салата).
Изучение почвенной фауны.
Комплексная оценка состояния почвы на разных территориях села.
Формы представления результатов: отчеты по лабораторным экспериментам и полевым исследованиям с фотографиями; сводные таблицы комплексной оценки состояния почвы на разных участках села; рекомендации по рекультивации земель.
Тема 5 «Зеленые насаждения и их роль в селе»Интегрируемые предлмты: биология (растения и человек), обществознание (природная среда в жизни человека), технология (растениеводство и декоративно-прикладное творчество), литература, искусство (ИЗО).
Содержательные линии темы
Санитарно-гигиеническая, рекреационная, структурно-планировочная, декоративно - художественная функции зеленых насаждений и определение степени их реализации в селе.
Изучение состояния элементов озеленения сельской среды: территорий улиц, пришкольного участка (определение площади, количества растений, степени антропогенной нагрузки, мусора, зон вытаптывания).
Оценка состояния деревьев, кустарников и травянистого покрова в различных типах зеленых насаждениях села (в баллах по таблице), составление паспорта зеленых насаждений села.
Определение способности зеленых насаждений в зависимости от видового состава растений к поглощению из атмосферного воздуха углекислого газа, выделению кислорода, насыщению его влагой и фитонцидами (по данным таблиц).
Предложения по озеленению пришкольной территории (составление ситуационного плана и ассортиментной ведомости растений).
Тополиный пух как санитарно-гигиеническая, пожароопасная проблема и пути ее решения в селе.
Пословицы, поговорки, загадки о растениях, встречающихся в селе.
Формы представления результатов: карты-схемы улиц с основными элементами зеленых насаждений; слайд-фильмы улиц, приусадебных участков, дворов детских садов; сводные таблицы оценки состояния деревьев, кустарников и травянистого покрова зеленых насаждений, их способности к поглощению углекислого газа, выделения кислорода, насыщению атмосферного воздуха влагой и фитонцидами; ситуационный план озеленения пришкольной территории с ассортиментной ведомостью растений; картины из тополиного пуха; фотографии и рисунки растений, о которых собраны пословицы и поговорки.