Педагогический проект Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект наш исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Мы определили основные цели проекта:
Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Перед нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями Тверского края.
Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:



- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Свою работу мы начали с выявления уровня развития речевых умений детей. Нас интересовало, насколько дети владеют малыми формами фольклора. Для этой цели была выбрана методика (сематический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной. Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику.

Для детей на начальном этапе работы некоторые вопросы оказались сложными. Дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. Старшие дошкольники практически не знали колыбельных песен. Некоторые дети употребляли слова и выражения, не понимая их смысла. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении грамотой.

Диагностика на начальном этапе работы показала, что высокий уровень имеют 31% детей, средний уровень 50%, низкий уровень 19%.

Кроме того в начале работы мы провели анкетирование родителей. Родители практически не знают колыбельных песен, редко загадывают детям загадки, читают потешки, не употребляют в речи пословицы и поговорки. Это подчеркивается и в исследованиях О.И. Давыдовой.

Мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Следовательно, необходима комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Работу по речевому развитию детей мы начали с создания развивающей среды в группе. Нами был создан уголок речевого развития, который мы наполнили новыми дидактическими играми: «Что лишнее?», «Чего не бывает?», «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Звуковые часы», «Найди различия», «Что сначала, что потом».

Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Моё любимое животное» (с рисунками и рассказами детей), «Мы играем» (альбом фотографий), «Мы дружные ребята» (альбом фотографий нашей жизни в детском саду), «Выражения народной мудрости» (из басен И.А. Крылова), «Тайна имени», «Традиционная народная кукла», «Сказки – загадки».

Подобраны серии картинок:
Расскажи сказку по серии картинок.
Серии картинок по развитию связной речи.
Предметные и сюжетные картинки по развитию речи.

Изготовили схемы составления описательных рассказов.

Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д. Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: подиум, костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров. Изготовили «Волшебную книгу» на развитие речевого дыхания и различных дидактических игр по развитию речи.: «Придумай историю», « Когда это бывает?», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?», «Найди различия», «Магазин», «Где спрятался зайка?», «Кто, что?», «Назови наоборот».

Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную. Таким образом, мы постарались создать условия для овладения детьми навыками речи.

Формирование речевых умений детей происходило в соответствии с разработанной программой по развитию речи дошкольников на основе использования малых форм фольклора.

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности. Познакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу. Создали альбом «Пословицы и поговорки».

Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детей старшего возраста следует приучать слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Активировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Мы старались, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл.

Вместе с детьми создали «Альбом пословиц и поговорок и народных примет о временах года» в рисунках детей.

Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи использовали рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок. Совместно с родителями ребята изготовили альбом скороговорок в рисунках детей и родителей.

Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга. В свободное время старшие дошкольники с удовольствием рассматривают этот альбом, озвучивая рисунки. Произнесение скороговорок носит творческий характер: произнеси четко, с изменением темпа и силы голоса, выразить настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку). С этой целью мы в своей работе использовали не только скороговорки, но и потешки.

Дети с удовольствием используют в речи потешки, любят рассматривать «Альбом потешек с иллюстрациями». Также предложили родителям совместно с детьми проиллюстрировать любимые потешки, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей».

Нами была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки. По методике Ю.Г. Илларионовой, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна. В совместной деятельности с детьми мы создали альбом загадок.. Схемы составления загадок.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяли их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды. Это концовки, частушки, дразнилки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, частушки и скороговорки. Создали альбом фольклорных произведений.

Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться. Так организовали календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Как хлеб на стол пришел». Разработали конспекты праздников и развлечений. Со старшими дошкольниками проводили различные литературные развлечения: игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие. Составили по ним конспекты.

В непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла решали речевые задачи, задачи обогащения словаря. Цель данной деятельности: обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности : «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве), «Русские потешки», «Счастливая рыбка», «Баю-баю-баю-бай! Поскорее засыпай», «Знакомство с народной куклой», «Семейные обычаи на Руси», «Путешествие в старину сказок», «Загадка – то интересно», «Путешествие по русской ярмарке. Потешки, поговорки, пословицы», «Мастерская слова. Частушки, прибаутки, небылицы, заклички», «Куприян – картофельник».

Данная непосредственно образовательная деятельность позволяет использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности. Таким образом, они носят интегрированный характер.

Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственно деятельности и сюжетных играх.

В своей работе мы широко использовали народные игры. Составили картотеку. Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно.

Мы составили альбом фотографий «Русские народные игры». Водящего в играх дети выбирают с помощью считалки, которая также относится к одной из малых форм фольклора.

Старшие дошкольники совместно с воспитателями составили «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок». Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям.

Совместно с воспитателями сочинили сказку-перевертыш « Колобок – великан»; сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Дружные звери». А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.

Затем мы предложили родителям принять участие в творчестве сочинительства вместе с детьми. Там появились сказки на новый лад:
«Колосок» Полины Васильевой с мамой;
«Три медведя» Леры Артемьевой с мамой;
«Машенька и медведь» Маши Морозовой с мамой.

Старшие дошкольники инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, истории-сказки с элементами музыцирования, русские народные потешки, а также спектакли собственного сочинения. Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. Разработали конспекты праздников, спектаклей, инсценировок с использованием фольклора. Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, гримёрную, различные виды театров. Показывали спектакли детям младших групп, создавали вместе с детьми альбом фотографий «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности». Совместно с детьми и родителями создали альбом «Родословная моей семьи» с целью вызвать гордость за свою семью, помочь лучше узнать свою родословную, воспитывать любовь и уважение к своим предкам. Оформили в группе выставку фотографий «Семейные увлечения».

Мы с детьми принимали участие в культурной жизни города. Побывали в краеведческом музее, детской библиотеке, в городском выставочном зале, в уголке нашего детского сада «Русская изба», в краеведческом музее средней школы № 3, в Доме детского творчества, в музыкальной школе. Вместе с нами активное участие принимали и родители. После чего был создал альбом фотографий «Путешествие в мир красоты и времени».

В группе совместными усилиями родителей, детей и воспитателей создали музейный уголок «Посиделки».

Проблему развития речи средствами малых форм фольклора мы решали в тесной связи с родителями: сочиняли сказки, делали рисунки к потешкам и скороговоркам, ставили спектакли, составляли родословные семьи, готовили выставку фотографий, посещали музеи и выставки, создавали уголок народного быта в группе. Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях, а также в родительских собраниях. Для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки.

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи старших дошкольников средствами малых фольклорных форм, мы провели диагностику на промежуточном этапе работы, в результате которой мы увидели положительную динамику в повышении уровня речевых умений старших дошкольников.

Диагностика речевых умений и навыков детей на контрольном этапе показала следующие результаты: высокий уровень – 85 %; средний – 15 %; низкого – нет.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

В результате мы составили сводную таблицу уровней сформированности речевых умений детей старшего дошкольного возраста. Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза в начале работы о том, что развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.











Речевая среда как фактор речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, общение, абстракция и др.) развиваются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Слайд 3.
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция ребёнка предусматривает следующие составляющие:
наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода,
способность употреблять образные выражения,
пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм.
развитие речевого слуха и овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).
сформированность диалогических умений, разговорная речь. Понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог.
сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Умение развёрнуто высказываться, рассказывать про события из личного опыта, по содержанию сюжетных картин, предложенную тему и выбранную самостоятельно (творческое рассказывание).
умение комплексно применять вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, позу и т. д.) способы с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, оценивать его.

И среди основных направлений деятельности одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребёнка, осознания себя и окружающего мира.

Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.



Слайд 4.

Нашу группу посещают дети с нарушениями речи. В 2013 – 2014 учебном году- % детей нуждаются в логопедической, коррекционной работе.



Слайд 5.

Цель:
Создать в группе речевую развивающую среду, активизирующую процесс речевого развития детей.

Под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Слайд 6.

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Пополнить предметно – развивающую речевую среду
3. Организовать интегративный подход для решения задач по развитию речи детей

Слайд 7.

Основные составляющие компоненты речевой развивающей среды:
1. Речь педагога – грамотная, правильная, логичная, чистая, выразительная, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, оказывает огромное влияние на все стороны речи.
2.Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста

В старшем возрасте они направлены на:
*Совершенствование речи как средства общения
*Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказывания в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения)
*Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением) .

Слайд 8.

Важно, чтобы речевая развивающая среда была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка и отвечала следующим задачам:
*Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
*Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
*Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

*Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
*Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Слайд 9.

Предметно – развивающая среда, конечно же, включает в себя специальное оборудование. Что же это?


Оформлен книжный уголок: в хорошо освещенном месте, содержание соответствует возрасту детей, в наличии имеется энциклопедическая литература, художественная литература, подбор делается или несколько книг одного автора или книги разных издательств, обязательно иллюстрации по темам занятий. Каждую неделю содержание уголка пересматривается, сменяется.

Так же оборудован коррекционный логопедический уголок (наполняемость которого отметим далее, имеются дидактические игры, картотеки дидактического материала: стихотворения для заучивания с детьми, пальчиковые игры, предметные и сюжетные картинки, считалки, скороговорки, поговорки, словесные игры.


Слайд 10.

Так же обязательна методическая литература по проблемам развития речи детей, пособия для занятий: раздаточный и демонстрационный материал, предметные и сюжетные картины и, конечно же, наглядная и доступная информация для родителей, так как результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов.

Слайд 11.

Для расширения речевой среды был создан коррекционный логопедический уголок, наполняемость которого наиболее эффективно помогает в решении речевых проблем наших детей


Это
– артикуляционная гимнастика в картинках;
– мелкая моторика;
– дыхание;
– высшие психические функции;
– фонематический слух;
– звукопроизношение;
– лексика;
– грамматический строй речи;
– связная речь;
– грамота

Хотя в группе дети старшего возраста, но для нас также важны игры на развитие:

*зрительного и слухового восприятия

и памяти, зрительного анализа и синтеза;

*пространственной ориентации,

оптико –пространственного анализа и синтеза

Занятие проводим во вторую половину дня по заданию логопеда индивидуально или с подгруппой детей. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках, составляются предложения и небольшие рассказы.

Слайд 12.

Использование оборудования логопедического уголка

- Артикуляционная гимнастика,

звукопроизношение

Также дети сами могут подойти сделать гимнастику для язычка перед зеркалом


Слайд 13.

- Игры на поддувание

Используют различные предметы для развития воздушной струи

Слайд 14.

-игры на развитие мелкой моторики

Самостоятельно берут обводки, шнуровки, мозаики, бусы, палочки, мелкие предметы и другие игры на развитие мелкой моторики

Слайд 15.

- Игры на развитие зрительного и слухового восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза;

на звуко – буквенный анализ


Слайд 16.

-игры на развитие психических процессов

В таких играх развивается внимание, память, умение анализировать, соотносить и т. д.


Слайд 17.

Упражнения на развитие мимики также важны, использование султанчика – игра под названием «Мешающая муха»


Используя картинки с изображением различных эмоций, интереснее играть в парах, один показывает, другой – отгадывает.


Слайд 18.

Настольный, пальчиковый, кукольный театр, игры – драматизации, инсценировки – всё это способствует развитию речи детей – диалог, монолог, общение детей друг с другом.


Слайд 19.

Речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Необходимо стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организовывать ситуации вызывающие потребность речевого взаимодействия в игре, а так же в труде, продуктивной и бытовой деятельностях.


Слайд 20.

На следующих слайдах представлены небольшие наши достижения

Ежегодно, в конце учебного года в нашем детском саду проходит театральная неделя. Для детей других групп и родителей показываем сказки. Участвуют все дети группы, исполняют свои роли, что является результатом работы всех педагогов ДОУ.

Сказка «Скоро в школу»


Слайд 21.

Так же был проведен тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова», на котором дети были слушателями, рассказчиками, пересказывали отрывки из сказов уральского писателя, а так же дети водили хоровод и были «уральскими мастерами», создавали коллаж по сказке «Серебряное копытце».


Слайд 22.

Решая задачу по использованию ИКТ для развития речи детей работа была построена следующим образом: с детьми рассматривались фото презентации, или видеосъёмки, а затем предлагалось озвучить, т. е. рассказать для младших детей или для родителей. Для детей очень важно что – то делать для кого- то, чувствовать свою значимость.

Предлагаю вашему вниманию небольшой сюжет – первый наш опыт. Чем хорошо озвучивание – это тем, что потом можно прослушать самим детям, услышать ошибки и их исправить, а так же родителям и педагогам ДОУ – определить перспективу работы.

(Включаю рассказ -(озвучивание детьми) сказки «Пожар в лесу»)

Слайд 22.

Созданная речевая среда в группе, использование коррекционного уголка позволило создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно.

А так же в процессе игры, дети легко и непринужденно развивали и совершенствовали свои речевые навыки.

грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности

2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей

3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.

Слайд 23.

Спасибо за внимание!