Консультация для воспитателей: Взаимосвязь детского сада и семьи в процессе обучения детей дошкольного возраста казахскому языку


Консультация для воспитателей
Взаимосвязь детского сада и семьи
в процессе обучения детей дошкольного возраста казахскому языку
Для казахского народа нет лучше и дороже, чем родной язык, который острый как aлмаз, чуткий как парящий орел, мягкий как свинец, и оружие, и щит, и древний, и вечно молодой, "огненный".
Президент РК Н. А. Назарбаев
Язык - вечный компонент того, что мы называем культурой. Он стоит над временем, и находится в нас, ибо он есть то, что движет, как отдельным человеком, так обществом в целом. Сегодняшние дети - это будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о её процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.    Казахский язык, который является у нас государственным языком,  это такой же символ как флаг, герб, гимн, с которых начинается Родина, и он призван объединять всех граждан страны. Люди всех национальностей, живущие в республике, обязаны знать казахский язык. Изучение казахского языка с дошкольного возраста является требованием времени. Но язык – это не только средство общения. Изучение языка предполагает изучение народных традиций, обрядов, устного творчества народа.
Важным условием основы языкового развития дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Ведь семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Только культура, обретенная в первую очередь через семейное воспитание, остановит нравственное падение человека, огрубение его души. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития активности овладения казахского языка дошкольниками, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Цель:
Углубление взаимоотношений детского сада и семьи в развитии активности овладения казахским языком дошкольниками.
Задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для изучения казахского языка и приобщения дошкольников к национальным истокам казахского народа.
2. Приобщение родителей к участию в процессе обучения государственному языку дошкольников через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
3.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания по приобщению дошкольников к национальным истокам казахского народа.
4. Повышение педагогической компетентности родителей по формированию чувства казахстанского патриотизма у детей дошкольного возраста в каждой семье.
Успешная реализация поставленных задач возможна лишь при совпадении представлений об этих задачах и методах их решения у педагогов, работающих с детьми в детском саду и родителей. Кроме того, система взаимодействия с семьей ни в коем случае не должна быть односторонней. Это не только и не столько передача педагогических знаний родителям, но и изучение запросов семьи, совместная выработка тенденций развития отдельно взятого ребенка из конкретной семьи, информатированность и участие родителей в жизни и деятельности детского сада. Соблюдение принципа наличия обратной связи – важнейшее условие в формировании чувства казахстанского патриотизма и обучении государственному языку дошкольников.
Преобладающие формы взаимодействия
с семьями воспитанников.
Анкетирование родителей, определяющее их отношение к изучению казахского языка в семьи - изучение запросов родителей, планирование работы.
2. Педагогическое просвещение родителей.
Изучение лексических тем.
Уголок “Изучаем казахский язык” (Рекомендации учителя казахского языка по изучению казахского языка в семье, обмен опытом родителей).
Информационные стенды; памятки, буклеты для родителей
Словесная игра “Раз словечко, два словечко…”
Собрания, консультации, беседы.
3. Работа в библиотеке.
Организация выставок новинок литературы.
Организация постоянно действующей библиотеки и пополнение библиотечного фонда за счет пожертвований родителей.
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Занятия с участием родителей.
Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми.
“Гость группы” (совместные игры, интересные встречи с родителями).
“Взрослые детям” – театрализованные представления (игры-драматизации).
5. Творческая лаборатория.
Конкурс “Сочиняем сказку вместе”.
«Очумелые ручки» - привлечение родителей к изготовлению краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового мини-музея «Казахстан, мой дом родной!.Тематические выставки сотворчества детей и родителей. “Рисуем вместе” – выставка рисунков, выполненных детьми с родителями.
6. Досуговые мероприятия.
Детские праздники, дни рождения, конкурсы, викторины.
Совместные походы в лес, театр, музеи.
Спортивные и музыкальные развлечения:вечер народных игр «Как играли наши бабушки и дедушки» (казахские народные игры, упражнения в ловкости, смекалке)
Ожидаемый результат:
Создание условий для изучения и развития государственного языка в каждой семье.
Сохранение лучших традиций и включение эффективных форм и методов в работу детского сада с семьей
Разработанная система мероприятий поможет родителям повысить педагогическую компетентность по формированию чувства казахстанского патриотизма и изучению казахского языка в каждой семье
Повышение профессиональной компетенции педагогов в работе по взаимодействию с семьями воспитанников.
Выявленные эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей будут применяться работниками дошкольных организаций на практике.
Описание некоторых форм работы с родителями
Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах и в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родительской общественностью по данному вопрос
Изучение лексических тем.
В начале учебного года родители знакомятся с лексическими темами и получают материалы этих тем (предстоящих изучению детьми в течение года) с рекомендованными речевыми дидактическими упражнениями. План изучения лексических тем находится в уголке для родителей, т.е. родители постоянно знают, на какую тему можно поговорить с ребенком дома или по дороге домой.
Словесная игра “Раз словечко, два словечко…”.
Данная игра действует постоянно, в течение всего учебного года.
Цель игры: обогащение словаря детей, развитие связной речи и обогащение представлений детей об окружающем мире.
Ход игры: Родители знакомят своего ребенка в выходные дни с каким-либо словом (незнакомым для ребенка). Ребенок приходит в детский сад, знакомит с этим “новым” интересным словом остальных детей. Воспитатель все эти слова фиксирует в отдельном журнале. По истечению определенного времени (неделя, 2 недели, месяц) все слова повторяются в форме игры. Поощряются не только те дети, которые принесли больше всех слов, но и те, кто больше всех запомнил “новые” слова и смог объяснить их смысл.
Собрания, консультации.
В группах проводятся групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами по приобщению детей к национальным истокам казахского народа и обучению казахскому языку, основными требованиями к знаниям и умениям детей. Именно собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс обучения детей. На собраниях родители делятся опытом семейного воспитания.
Родительским собраниям уделяется особое внимание. Необходима тщательная подготовка к их проведению Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу, обеспечивался обмен опытом по вопросам формирования чувства казахстанского патриотизма в каждой семье.

Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе: «Традиции казахского народа в игровой деятельности детей», «Устное народное творчество казахов – запасник педагогической мудрости и здоровья», «Национальные праздники – способ пропаганды народных традиций, воспитывающих у дошкольников оптимизм и уверенность в себе»
Система наглядной агитации.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформляются уголки «Изучаем казахский язык», информационные стенды, в которых помещены консультации по темам и др. В специальных папках-передвижках располагается подборка методических рекомендаций для родителей, составленных учителем казахского языка и педагогами ДО. К каждому празднику необходимо готовить буклеты, в которых будет отражаеться содержание праздника, стихотворения о Казахстане, пословицы, поговорки казахского народа, рекомендуемые для заучивания с детьми.
Работа в библиотеке.
Выставка казахской литературы на двух языках, рекомендованной для семейного чтения. Организация постоянно действующей библиотеки в группе.
Цель: Вовлечение родителей в процесс воспитания детей на основе вековой мудрости народной педагогики. Учить использовать рекомендованную литературу для чтения в кругу семьи.
В наше время дети проводят очень много времени возле телевизора или компьютера. Проведя опрос среди детей, было замечено, что очень мало родителей читают дома казахские народные сказки или книги писателей и поэтов Казахстана. А также, учитывая цены на книги в магазинах, не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим решено было проводить выставки новинок детской литературы в группе. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. К тому же родителям по неволе приходится прочитать принесенную книгу (пока ребенок еще сам не читает). Идет живой контакт между детьми и родителями.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Родители имеют возможность знакомиться с нашей работой, посещая занятия, праздники, участвуя в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду.
Такие формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяют увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Всё это входит в жизнь семьи, становится важным содержанием совместной жизни.
Творческая лаборатория.
Сказка сближает детей и родителей, создает невидимый мостик между их внутренними мирами. Поэтому очень интересна такая форма работы, как проведение викторин по сказкам, а также постановка-драматизация сказок с участием родителей, воспитателей и детей. В нашем детском саду с успехом прошли драматизации сказок на казахском языке с участием педагогов, детей и родителей «Бауырсақ», «Шалқан». Дети привыкли видеть в разных ролях только своих воспитателей, и очень большой эффект получается от того, когда дети видят своих родителей в роли сказочных героев, к тому же если это преподносится сюрпризом для детей. А родителям интересен сам процесс подготовки: волнение, переодевание, заучивание текста на казахском языке.
Организация выставок.
В детском саду необходимо систематически проводить тематические выставки сотворчества детей и родителей: “Моя семья – дерево жизни”, “Путешествие по сказкам с Алдаром-Косе”, выставка поделок «Люблю тебя, мой Казахстан!», выставка рисунков «Наурыз шагает по планете».
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы. Они вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми.
Досуговые мероприятия.
Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому воспитанию. Стали традиционными физкультурно–музыкальные праздники с родителями: “Состязание батыров”, “За здоровьем к Алдару Косе”, семейная спартакиада «Мықты, епті болып өс», дружеские встречи между родителями разных возрастных групп. Родители принимают участие в музыкальных развлечениях, конкурсах, викторинах.
С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДО, выпускается фотогазета “Самые активные” с фотографиями детей и родителей.
Работа с родителями (при условии взаимопонимания) – это трудный, но интересный и благодарный труд. Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Необходимо помнить, что там, где есть намеченная цель, горячее желание - там обязательно будет успех. Об этом надо помнить всегда.
Потому что, судьба языка - судьба народа.