Научно — экспериментальная деятельность по проблеме «Развитие системы формирования военно-патриотического воспитания студентов колледжа»



Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Пищевой колледж №33
структурное подразделение №2
Научно - экспериментальная деятельность по проблеме
«Развитие системы формирования
военно-патриотического воспитания студентов колледжа»
2009 – 2011 учебный год
Авторская группа:
Иванова Т.Н.
Бармасова В.А.
Доброславская Г.И.
обучающиеся групп КМ – 1, БХД- 1
БХД – 30
Сведения о творческой группе структурного подразделения №2, ведущей экспериментальную деятельность.
В начале работы по экспериментальной деятельности по проблеме «Развитие системы формирования военно-патриотического воспитания студентов колледжа», в педагогическом коллективе была создана творческая группа. В нее вошли: Иванова Татьяна Николаевна, Бармасова Валентина Александровна, Доброславская Галина Игоревна, Зайцев Олег Евгеньевич, Богданова Татьяна Алексеевна.
Богданова Т.А. - руководитель физического воспитания, работает с преподавателями физической культуры в первом подразделении колледжа. Они исследуют направление «Валеологическая направленность в преподавании физической культуры».
Во II структурном подразделении над экспериментальной проблемой работают Иванова Т.Н., Бармасова В.А., Доброславская Г.И., Зайцев О.Е.
Работает творческая группа маленьким, но слаженным коллективом, где каждый выполняет свои обязанности.
Иванова Т.Н. - заместитель директора колледжа по УПР НПО, возглавляет работу коллектива творческой группы, берет на себя организацию мероприятий с городскими структурами, организует работу с обучающимися вне колледжа, координирует работу с классными руководителями и заведующими отделениями.
Бармасова В.А. - зав. отделением (ответственная за методическую работу), ведет исследовательскую работу в группах обучающихся колледжа, разрабатывает теоретические материалы по направлениям, выполняет оформительскую работу, анализирует результаты анкетирования.
Доброславская Г.И. - преподаватель русского языка и литературы, также ведет исследовательскую работу с обучающимися колледжа (диагностика, тематические беседы), обрабатывает теоретические материалы, выполняет оформительскую работу.
Доброславская Г.И. и Бармасова В.А. осуществляют психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности. Это важная сторона данной деятельности, так как участники должны быть настроены на необходимость проводимой работы, на успех ее и, главное, понимать, что положительные результаты повлияют на качество профессиональной подготовки. Мы готовим не просто повара или коммерсанта, мы готовим человека. Как личность, как человек студент формируется в стенах колледжа. Поэтому работа по патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Зайцев О.Е. - преподаватель информатики осуществляет работу, связанную с компьютерно - графическим оформлением материалов экспериментальной деятельности, оказывает помощь в работе, связанной с применением информационных технологий.
Цели и задачи экспериментальной деятельности:
- развитие системы патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе колледжа;
- повышение эффективности патриотического воспитания на основе изучения традиций российского общества, на основе опыта прошлых поколений в борьбе за независимость России;
- укрепление эффективности патриотического воспитания на основе индивидуального подхода к формированию личности гражданина, патриота;
- создание условий в ходе эксперимента для социального, культурного и физического развития молодёжи колледжа;
- обновление форм и методов патриотического воспитания;
- повышение качества патриотического воспитания в целях духовного развития молодёжи;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании социума (Дог. Москвы, Совет ветеранов, коллектив воинской части 12032 В.Ч, Муниципалитет района Чертаново Центральное, Управа, ОВД Чертаново Центральное, родители обучающихся).Содержание беседы с обучающимися
«Размышления о патриотизме».
Н.Г. Чернышевский: «Историческое значение каждого… человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
ПАТРИОТИЗМ - социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
«Патриотизм (от греч. Patris- родина) – любовь к родине, отечеству…» (Энциклопедический словарь).
«Родина (отечество, отчизна) – исторически принадлежащая данному народу территория». Энциклопедический словарь.
История России славится именами людей, которых можно назвать настоящими патриотами.
«Не в силе Бог, а в правде». Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа. После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище – Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый государственный деятель, смиренный инок – все эти дарования Господь соединил в личности великого князя Александра Невского. «Солнце земли русской…» назвал князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он в памяти народной от лет древних до наших дней, незримо являясь в годины тяжелых испытаний.
Жить для Отечества, вот бытие одно;
Нам счастье от небес в нем истинно дано.
Мечтатель говорит: «Я гражданин вселенной»,
А русский: «Край родной – вселенная моя».
Людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. У русских эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество от врагов.
Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих народных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитична, Алешу Поповича.
Память – фактор особенный. Без осмысления своей причастности к родословному древу семьи, страны, без питания от корней истории своей чахнет веточка новой жизни. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов оставила неизгладимый след в сердцах российских людей.
9 мая, в день Победы, в больших городах маленьких сёлах России приходят люди к памятникам, установленных в честь павших воинов. Вся страна вспоминает погибших и чествует оставшихся в живых воинов-ветеранов, вспоминает имена героев, прославившихся на полях боёв: Николай Гастелло, Александр Матросов, Зоя и Александр Космодемьянские, молодогвардейцы Краснодона, разведчик Рихард Зорге, Ковпак – легендарный командир партизанского отряда и тысячи других.
День Победы, как он был от нас далёк,
Как в огне потухшем таял уголёк…
Этот день Победы порохом пропах,
Это праздник со слезами на глазах… .
Но есть войны, у которых еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными, это те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живую память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
Грозная птица через границу,
К русским зарницам несет ребятишек домой.
В «черном тюльпане» те, кто с заданий
Едут на Родину милую в землю залечь,
В отпуск бессрочный, рваные в клочья….Им никогда, никогда не обнять теплых плеч.
В Шинданде, Кандагаре и БаграмеОпять на душу класть тяжелый камень,
Опять нести на Родину героев,
Которым в двадцать лет могилы роют,
Которым в двадцать лет могилы роют.
Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь в Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, это чувство долга.
Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Ведь подвиг на войне – это подвиг веры, долга, присяги.
Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.
Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо, столько и пройдет.
Патриотизм – это не только любовь к Родине и какие-то великие дела. Это любовь к родной земле, к той самой «малой» Родине, где ты родился и вырос, это уважение к традициям своего народа, это нормальная честная работа каждого человека, это элементарное уважение к своим родителям и окружающим людям. Он проявляется тогда, когда мы «болеем» за сборную команду страны по хоккею, футболу или теннису, когда гордимся победителями международных премий в области науки и искусства.
Можно привести и такой пример патриотизма. Н. В. Гоголь, великий русский писатель (в этом году отмечается 200 лет со дня его рождения), был настоящим патриотом. Он любил свою Родину и беспощадно высмеивал пороки и недостатки, существующие в обществе. Писатель очень хотел, чтобы общество изменилось, избавившись от лжи, алчности, коррупции.
Мы делаем вывод, что патриотизм проявляется в больших и малых делах каждого человека, гражданина своей страны.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
ПЕРВОГО КУРСА ПО ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЗМА.
В целях изучения знаний и представлений студентов о патриотизме в рамках экспериментальной деятельности было проведено анкетирование групп первого курса БХД – 1 и КМ – 1, участвовало 35 человек.
В анкету, кроме вопросов о патриотизме, были включены вопросы о причинах выбора профессии и о проведении досуга. Творческая группа посчитала такое сочетание вопросов обоснованным, так как ответы на эти вопросы помогают составить более точное представление об анкетируемом, а также помогают студенту быть более откровенным.
Проанализировав ответы, пришли к следующим выводам:
- большинство студентов (из 35 человек – 26) пришли в колледж, так как он даёт им возможность получить среднее образование и специальность;
- на выбор профессии повлияло желание стать самостоятельным и материально независимым (из 35 человек – 22):
- проведение досуга сводится в основном к отдыху с друзьями на дискотеке и гулянию на улице с компанией сверстников (из 35 человек – 27), лишь 7 человек из 35 читают книги на досуге и только 6 занимаются в спортивных секциях;
- правильно ответили на вопрос «Как вы понимаете слово «патриотизм?» – 17 человек, а назвать имена и фамилии истинных патриотов страны смогли только 3 человека, некоторые студенты называли патриотами свою бабушку, отца и других родственников.
Результаты анкетирования дают нам возможность выбрать правильное направление в работе по патриотическому воспитанию, скорректировать воспитательную работу колледжа, помочь студентам в организации интересного досуга. Эти результаты будут обсуждены на заседаниях предметных (цикловых) комиссий. Преподавателям гуманитарных дисциплин предложено активизировать работу на учебных занятиях в области патриотического воспитания. Творческая группа колледжа составила текст беседы по вопросам патриотизма, который классные руководители и мастера производственного обучения могут использовать при проведении классных часов.
Директору ГОУ СПО
Основные направления и формы патриотического воспитания.
Историко-патриотическое направление.
Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дням воинской славы и памятным дням России.
«День памяти и скорби».
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у вас иного
Ещё не может быть и нет…
22 июня 1941 года на нашу страну вероломно напала фашистская Германия. 68 лет прошло с тех пор, но из памяти народа не стёрлась эта скорбная дата. Юноши и девушки нашего колледжа приняли участие в патриотической акции молодёжи Москвы, в Дне памяти и скорби.
История помнит тот страшный для России день – 22июня.
Мужчины и женщины, юноши и девушки приходили в военкоматы, занимали очереди, чтобы записаться добровольцами в армию и идти защищать Родину от врага.
За короткое время поэт Василий Лебедев – Кумач написал слова песни, ставшей впоследствии очень популярной среди солдат – воинов «Священная война». Группа фронтовиков, уезжающих воевать, спела на Белорусском вокзале песню, которая стала гимном на время войны в битвах против врага.
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Студенты колледжа встретились в мае 2009 года с Ботяном Алексеем Николаевичем. Этот человек прошел войну 1941-1945 годов с первого до последнего дня, награжден орденами и медалями. Ботяну Алексею Николаевичу присвоено звание Героя России. Алексей Николаевич Ботян родился 10 февраля 1917 года.
Вырос в крестьянской семье, проживавшей на территории Западной Белоруссии, которая в марте 1921 года отошла к буржуазно-помещичьей Польше.
После окончания школы был призван в польскую армию, в составе которой, командуя расчетом зенитного орудия, в сентябре 1939 года участвовал в боях с гитлеровскими оккупантами. После воссоединения Белоруссии стал гражданином СССР, работал преподавателем в начальной школе.
По путевке комсомола был направлен на учебу в разведшколу НКВД, окончание которой совпало с началом Великой Отечественной войны.
В июле 1941 года был зачислен в ОМСБОН. Вместе с другими чекистами он неоднократно забрасывался за линию фронта для ведения разведки, уничтожения коммуникаций и линий связи противника. В составе крупного партизанского отряда участвовал в боевых действиях на территории Украины, Белоруссии, Польши и Чехословакии, пройдя путь от рядового бойца до заместителя командира партизанского соединения по разведке.
После окончания войны А.Н.Ботян работал в центральном аппарате внешней разведки, неоднократно привлекался для выполнения сложных и ответственных заданий за рубежом. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, многими медалями, а также нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности".
В мае 2007 года Указом Президента Российской Федерации Алексею Николаевичу Ботяну присвоено звание Герой России с вручением золотой Звезды Героя.
Беседуя с Алексеем Николаевичем, студенты колледжа задавали вопросы, удивляясь, что человек такого возраста бодр, энергичен, обладает хорошей памятью, является интересным собеседником.
Директору ГОУ СПО
Пищевого колледжа
№ 3 г. Москвы
Терехиной И.Н.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы в лице администрации благодарит руководство и студентов ГОУ СПО Пищевого колледжа №3 г. Москвы за помощь, оказанную в организации и проведении обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны, участников и гостей торжественного шествия на Красной площади, посвященного 68-летию исторического парада 7 ноября 1941 года.
Спасибо руководству и коллективу учебного заведения за воспитание молодого поколения, показавшего высокие профессиональные качества, трудолюбие, чуткость и уважение к ветеранам и истории нашей страны.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с вашим колледжем.
С уважением,
Администрация Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
7.11. 2009 года в Москве на Красной площади было организовано торжественное шествие, посвященное 68-летию исторического парада 7 ноября 1941 года. Военный парад 7 ноября 1941 года, в день 24-й годовщины Октябрьской революции, решено было провести, несмотря на то, что Москва была на осадном положении, для укрепления боевого духа советских войск. Командовал парадом командующий Московским военным округом генерал Павел Артемьев, принимал его маршал Семен Буденный. Именно на этот день Гитлер планировал захват Москвы и торжественное прохождение по Красной площади немецких войск. Поэтому парад 1941 года по силе влияния на ход событий войны историки считают важнейшей операцией. Прямо с парада на главной площади страны бойцы Красной Армии отправлялись на фронт, до которого от центра Москвы было всего несколько км.
Теперь, спустя 68 лет, главными действующими лицами парадного марша стала молодежь. По Красной площади прошли более 4 тыс. ребят из детско-юношеских общественных объединений, военно-патриотических клубов, поисковых отрядов, кадетов, воспитанников Московского военно-музыкального училища. Также в марше принимали участие военнослужащие Московского военного округа в форме 1941 года: Военной комендатуры Москвы, 2-й отдельной мотострелковой бригады Московского военного округа, Московского военного университета Минобороны РФ, курсанты и слушатели Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, Московского высшего командного училища, Военной академии ракетных войск стратегического предназначения и кавалерийская группа Президентского полка. Впервые на торжественном марше были представлены образцы бронетехники — 2 танка Т-34.
В параде приняли участие и обучающиеся нашего колледжа, которые показали свои профессиональные и личностные качества в обслуживании гостей и участников мероприятия.
Участие студентов в городских акциях, в традиционных мероприятиях колледжа по патриотическому воспитанию.
В рамках экспериментальной деятельности обучающиеся колледжа принимают участие в городских акциях по военно-патриотическому воспитанию. Так, например, в сентябре прошел городской конкурс «Мы - наследники Победы». Конкурс проводился по разным номинациям, обучающаяся нашего колледжа Гущина Анастасия приняла в нем участие, выставив на конкурс свое стихотворение «Взорвался дом, в котором жили мы…». Помощь в корректировке текста ей оказала преподаватель русского языка и литературы Ручкина О.В.
Сохраняя традиции нашего образовательного учреждения, преподаватели и студенты ухаживают за могилой павших в ВОВ воинов на Старопокровском кладбище. Каждый год, 5 декабря, студенты СП 2 возлагают цветы к монументу, воздвигнутому в память о героях обороны Москвы – Подольских курсантах.
Цель нашей работы – передать молодому поколению чувство глубокого уважения к людям, прошедшим войну. Ведь они были тогда так молоды!.. Им хотелось весны, любви и праздника, а в их жизнь пришла война:
Они ушли недолюбив,
Недокурив последней папиросы…
Сороковые, роковые
Война гуляет по России,
А мы такие молодые…
Они ушли на эту страшную войну - и отстояли страну. Коллектив нашего колледжа считает своим долгом объяснить студентам, как важны для ветеранов уважение, забота, бережное отношение к памяти о тех страшных и величественных годах со стороны молодого поколения. А в настоящее время им просто необходимо участие, забота, внимательное отношение.
Ветераны рады встречам с молодежью, приходят в колледж на классные часы, уроки мужества и приглашают к себе в Совет ветеранов на различные мероприятия.
Студент группы 09-ЭК-21 Урбин Вадим принимал участие в шахматном турнире, который проводился Советом ветеранов Южного округа.
Кроме того, студенты являются постоянными участниками городских акций помощи ветеранам: помогают в уборке квартир, ходят за покупками в магазины и за лекарствами в аптеки.
Военно-патриотическое направление.
«Нельзя вдохновлять
Человека на подвиг,
Не уважая подвига,
Уже совершенного»
Организация и проведение 40 – часовых сборов учащихся профессионального образования на базе воинских частей.
Военно-патриотическое воспитание позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, предполагает обучить юношей и девушек пониманию происхождения этих качеств, умению воспринимать и творить жизнь по принципам родства и сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу, воспитывать будущих граждан – патриотов, готовых служить своему Отечеству, любить его и гордиться им. В государственном гимне Российской Федерации есть такие слова:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая,
Хранимая Богом Родная земля.
Родную землю, ее территорию и границы защищают воины Российской армии. Если мы хотим формировать и развивать патриотические чувства у молодежи, то необходимо воспитывать и уважение к российской армии, к тем людям, которые оберегают покой страны.
Колледж сотрудничает с воинами одной из московских частей. Студенты поздравляли солдат с Днем Защитника Отечества. А в мае месяце юноши выпускных групп побывали в воинской части, но уже в качестве допризывной молодежи.
В период с 25.05.09 по 29.05.09 были проведены сорокачасовые военные сборы юношей из выпускных групп – БХД-40 и КМ-40. Сборы проходили на базе ГОУ СПО ПК №33 и на базе воинской части 12032. С обучающимися проводились занятия по строевой подготовке, занятия по санитарной подготовке. Также был проведен нормативный зачет по сборке и разборке автомата. Обучающиеся успешно прошли занятия по общей физической подготовке (ОФП).
Один из важных показателей успешности и результативности работы по патриотическому воспитанию в колледже – это развитие уважительного отношения к Российской армии, осознание своего гражданского долга по отношению к Родине. Среди обучающихся структурного подразделения №2 юношей допризывного возраста в 2009-2010 учебном году было 38 человек, из них был призван в армию 1 студент. В 2010-2011 учебном году учатся 63 юноши допризывного возраста, из них на сегодняшний день в армию призваны 5 человек.






Культурно-патриотическое направление.
Реализуя экспериментальную деятельность, педагогический коллектив колледжа приобщает обучающихся к традициям народной культуры, воспитывает уважение и интерес к сохранению и возрождению народных художественных промыслов.
Колледж сотрудничает с центром социальной активности «Молодые москвичи», который учреждён Департаментом семейной и молодёжной политики Города Москвы и проводит экскурсионные программы.
Экскурсия в Александров.
Педагоги и студенты структурного подразделения № 2 побывали на экскурсии «Забытая столица» по маршруту Москва – Александров – Москва в рамках темы «Золотое кольцо Москвы». Студенты познакомились с историей мест по маршруту, были на обзорной экскурсии и осматривали архитектурный ансамбль г. Александрова, участвовали в театрализованных сценках «Сватовство», «Самовар кипит».
Обучающиеся колледжа посетили комплекс Александровского Кремля. В исторические времена в Александрове царь Иван Грозный принимал посольства, заключал политические договоры, завершил объединение страны.
Александровская Слобода усилиями Ивана Грозного превратилась в крупнейший культурный центр. Здесь хранилась известная библиотека царя, была создана первая русская консерватория и открылась провинциальная печатня.
Экскурсия на Мосфильм.
В рамках экскурсионной программы центра социальной активности, студенты колледжа, побывавшие на интересной увлекательной экскурсии на Мосфильме, узнали некоторые тайны создания такого искусства как кино, побывали в павильоне-городе «Старая Москва», в музее автомобилей. Они не только хранятся в музее, но и до сих пор используются на съёмках фильмов. Есть экспонаты 1912, 1914 годов – настоящие раритеты.
Киностудия «Мосфильм», не зря прозванная «Русским Голливудом», является самой высокотехнологичной и крупной производственной базой в нашей стране и во всей Европе. Здесь идут активные съемки, разрабатываются новые технологии кинопроизводства. В четырнадцати павильонах студии снимают кинофильмы, телесериалы, рекламные ролики и музыкальные видеоклипы.
Экскурсионная поездка в Тулу.
Тула – один из тех городов России, где живет дух народа, где практически каждая его частичка проникнута национальной самобытностью и неповторимостью. Богатство русской культуры запечатлено в архитектурном облике города, в его многочисленных музеях и других достопримечательностях. По праву Тулу можно считать бесценным памятником истории земли русской.
Тульский кремль.
Когда в 1503 году великий князь Иоанн Васильевич получил во владение Тулу, город стал собственностью Московского самодержавного государства. А чтобы обезопасить путь к Москве, в 1507 году Василий III повелел заложить в Туле дубовую крепость. Спустя семь лет внутри дубовой крепости по примеру московского кремля, был заложен "каменный город", строительство которого было закончено в 1520-1521 г.
Тульский кремль становился убежищем для Ивана Болотникова (1607). Когда в Туле обосновался Лжедмитрий I (1605), именно сюда, в кремль, приезжали присягать на верность самозванцу бояре и дворяне. Кремль - это "город в городе". В крепости жило почти все население - как военное, так и гражданское. Первая улица Тулы также находилась в Кремле и называлась Большой Кремлевской. Но в петровские времена тульский кремль уже не попал в реестры крепостей, так как к тому времени утратил свое значение.
В тульском кремле девять башен, четыре из которых являются проездными. Сразу после постройки башни были похожи на шахматные ладьи. Они имели площадки, на которых располагались пищали. Надстройки над башнями, которые можно наблюдать в настоящее время, появились в XVIII веке.
Спасская башня первоначально носила название Вестовая, поскольку на ней висел набатный (вестовой) колокол, извещавший жителей Тулы о приближении врага. Под башней хранился порох. Башня была построена напротив Спасской церкви.
Через башню Одоевских ворот шла дорога на город Одоев. Башня еще носила название Казанской, потому что на фасаде, в нише, помещалась икона Божией Матери Казанская.
Никитская башня получила название по ближайшему району – Никитскому концу. Под ней хранился порох, в башне был устроен застенок с пыточной камерой.
Башня Ивановских ворот выходит в городской кремлевский сад. Ивановская башня в 16-м веке называлась Тайницкой, так как под ней начинался подземный ход к реке.
Под башней На погребу был воеводский погреб с запасами пищи, оружия и пороха.
Через башню Водяных ворот спускался крестный ход на Богоявление для водосвятия.
Наугольная башня – ближайшая к реке Упе, башня у мясного ряда.
Башня Пятницких ворот – смотрела на церковь Параскевы Пятницы. Здесь хранилось оружие и припасы на случай осады.
На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году. В 1855-1862 г.г. в память воинов-туляков, погибших в Отечественной войне 1812 года строится Богоявленский собор. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Государственный музей оружия. Далее дорога ведёт нас через город Богородицк на Куликово поле.
Этот город, основанный в 1663 году, является образцом русского градостроительного искусства XVIII века. В 1771-1778 гг. по распоряжению Екатерины II в Богородицке по проекту архитектора И.Е.Старова был построен дворец для ее внебрачного сына графа А.Г. Бобринского. Обширный пейзажный парк, примыкающий к дворцу, распланирован А.Т. Болотовым. В настоящее время Богородицкий дворец-музей и парк являются одним из наиболее посещаемых туристических объектов Тульской области.
В 140 км к юго-востоку от Тулы находится Куликово поле - священное для каждого россиянина место, где 8 сентября 1380 года произошла историческая битва русских дружин под предводительством Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами Мамая.
Куликово поле.
Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья, эпохальным событием в истории нашей Родины. Память о Куликовской битве русский народ пронес через века. Разгром Золотой Орды на берегах Дона и реки Непрядвы уже свыше 600 лет воспринимается как одна из величайших побед нашего народа в борьбе за свою независимость. Подвиг героев Куликовской битвы на протяжении столетий является примером мужества и любви к родной земле.
В память этой победы в 1850 году на поле Куликовом воздвигнута мемориальная колонна по проекту архитектора А.П. Брюлова., а в 1913-1917 г.г. по проекту архитектора А.В.Щусева построен храм-памятник Сергия Радонежского, в котором развернута основная экспозиция музея-заповедника "Куликово поле", посвященная Куликовской битве.
Близ Куликова поля, на правом берегу Непрядвы расположено село Монастырщина, где после битвы в продолжение 8 дней хоронили тела погибших русских воинов. Символом вечной памяти о них является храм Рождества Богородицы.
Ежегодно в сентябре на Куликовом поле проводятся торжества, посвященные дню воинской славы России, которые включают в себя воинские ритуалы, театрализованные представления и фестивали военно-исторических клубов, праздничные концертные программы, ярмарки и аттракционы. И, конечно, читаются стихи великого русского поэта Александра Блока « На поле Куликовом».
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…



Эколого-патриотическое направление.
Преобразования и новые формы социально-экономической, политической, духовной и культурной жизни современного российского общества требуют кардинальных изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования, т.к. влекут за собой изменение личности, ее сознания и ценностных ориентацией, структуры потребностей, духовно-физического здоровья. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам во многом зависит развитие самого государства. Стихия перемен оказывает мощное воздействие на нашу молодежь, на ее несформировавшееся сознание, чувства, неокрепшую волю. Отсюда следует, что значение воспитательной деятельности еще более возрастает. Необходимость формирования нравственного, патриотически настроенного, граждански активного, экологически культурного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современной России. В связи с этим в настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что находит отражение в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования, Программа развития воспитания на 2001 - 2005 гг.).
Система воспитательной работы учебных заведений призвана решать как общую задачу формирования всесторонне развитой личности, так и частные задачи совершенствования отдельных сторон и качеств обучаемых. В этом плане общеобразовательное учреждение играет ведущую роль.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что большое внимание всегда уделялось воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ее природе.
В настоящее время обострились противоречия между необходимостью сохранения и воспроизводства природных и социокультурных объектов (среды обитания человека) и отсутствием соответствующей подготовленности обучающихся; между возрастающей потребностью общества в осуществлении экологического и патриотического воспитания во взаимосвязи, с одной стороны, и недостаточной теоретико-технологической разработанностью проблемы эколого-патриотического воспитания подростков, с другой стороны; между возможностями организации эффективной эколого-патриотической деятельности обучающихся в современных условиях и их реализацией на практике.
Возникшие противоречия обусловлены следующим:
- обостряются глобальные экологические проблемы;
- взаимодействие человека и природы приобретает новые черты;
- возрастает поток информации, получаемой молодым поколением;
- переоценка ценностей и идеалов, процессы демократизации и появление многопартийной системы в России, политическая обстановка в мире создают определенные трудности в понимании молодежью сущности любви к Родине, ценностного отношения к ее природе.
Целью эколого-патриотического воспитания подростков, как специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельностью, является формирование у учащихся ценностного отношения к родной природе как части малой родины, что основывается на единстве чувственного, познавательного, эстетического, патриотического и рационально-потребительского аспектов.
Это воспитание осуществляется через систему воспитательной работы: проведение классных часов, участие в экологических акциях, участие в конкурсах.
Например, в июне 2009 г. студенты группы БХД – 30 вместе с преподавателем биологии и химии Ульяновой Н. Е. принимали участие в конкурсе социально – экологической рекламы « 5 июня – День эколога (молодежный взгляд)», была представлена газета – реклама и небольшое эссе по вопросам экологии
.
Методические рекомендации по проведению работы по патриотическому воспитанию
Любая система, будь то система воспитательной работы или система обучения, имеет свои методы. Так, методы воспитания можно разделить на три группы.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
педагогическое требование,
общественное мнение,
приучение,
создание воспитывающих ситуаций
II. Методы стимулирования поведения и деятельности:
соревнование,
поощрение,
наказание
III. Методы формирования сознания личности:
беседы,
лекции,
диспуты,
метод личного примера.
Воспитание гражданственности, интереса к родной истории и традициям народа, формирование патриотических чувств может идти разными путями.
- Правовое просвещение – это важная часть патриотического воспитания, т.к. учащийся узнает, что такое государство, какие у гражданина есть права и обязанности. Например: в нашем колледже используются разные формы правового просвещения, так в этом учебном году преподавателем Калининым А.И. разработана викторина на тему: «Знаешь ли ты свои права и обязанности».
- Изучение гражданского общества и его повседневной жизни. В последнее время, к сожалению, наблюдается предубеждение у молодежи против общественной активности. Важно показать связь общественной деятельности с простыми нравственными чувствами – взаимопомощь, сострадание, солидарность. Учащиеся должны понять, что это обычная традиция поведения для многих людей.
Например, преподаватели колледжа, сотрудники муниципалитета, управы Чертаново Центральное, учащиеся – все вместе были на митинге в память детей – узников немецких концлагерей в годы Великой Отечественной войны. Каждый год сотрудники колледжа и их ученики возлагают цветы к памятнику Подольских курсантов.
Кроме того, с ребятами надо изучать и разбирать повседневные жизненные ситуации, показывать, как себя вести в этих случаях.
Ситуации Решение
Вы живете в доме, который находится около городского рынка. В подъезд все время заходят посторонние, очень грязно, дверь сломана, лампочки разбиты. Обращение в общественные организации не нужно. Собрать деньги, поставить прочную дверь и кодовый замок, назначить дежурных или нанять уборщицу. Можно объединиться с жителями соседних подъездов, чтобы добиться финансирования таких работ из муниципальных средств.
У вашей соседки умер муж, осталось двое маленьких детей. Женщина не совсем здорова, не может много работать. Семья бедствует. Содействовать в подборе подходящей работы (например, надомной) – женская организация; материальная помощь – благотворительная организация; организация помощи детям – консультация.
Ваши родные – молодая семья, у которых ребенок болен диабетом. Ему нужны специальные продукты питания. Они очень редко бывают в продаже, сразу все разбирают. Говорят, их мало завозят в город. У других семей с больными детьми такая же проблема. Лекарства тоже купить трудно. Родители больных детей должны объединиться, наладить учет своих нужд, наладить коллективные заказы продуктов и лекарств, справедливое распределение и взаимопомощь. Можно воспользоваться опытом Общества помощи детям, благотворительной организации, прессы, может быть, групп местного самоуправления.
Вы живете в старом доме, прошел слух, что его должны сносить, а жильцов переселять. Между тем, ваша семья давно мечтает сделать ремонт в квартире, вы скопили нужную сумму денег. Вы обращаетесь в районную администрацию, чтобы узнать сроки переселения: может быть, не стоит делать ремонт сейчас. Вам отказываются дать информацию, говорят, что она только для служебного пользования. Обратиться в группы местного самоуправления, известить группу защиты свободы информации и независимости прессы.
Возможны и другие формы, основанные на внимании к простым и привычным для нас фактам.
- Изучение жизни выдающихся ученых, писателей, полководцев;
исследование окружающей среды – природы «нашей малой родины», проведение экологической работы разговор, беседа на такие темы
будут наполнены живыми чувствами, не будет излишнего пафоса.
Экологическая работа также является направлением в формировании активного патриотизма у учащихся. Они могут собирать под руководством преподавателя данные о загрязнении окружающей среды и готовить материалы для прессы, и просто собственными руками очищать ближайший лесопарк или водоем, вешать остроумные плакаты, призывающие не губить природу и т.д. В нашем колледже примером такой работы является создание пособия «Экология и торговля».
Возвращаясь к методам воспитательной работы, мы хотим предложить вашему вниманию различные формы патриотического воспитания, которые использует педагогический коллектив колледжа.
Начиная работу по эксперименту, во втором структурном подразделении было проведено анкетирование, которое показало, что не все наши обучающиеся понимают, что означает слово «патриотизм». Поэтому мы провели дополнительную просветительскую работу – короткие беседы с жизненными примерами: что такое патриотизм, кого можно назвать патриотом своей страны, понятие «истинного» и «ложного» патриотизма.
При подведении итогов экспериментальной деятельности будет проведена повторная диагностика, которая высветит результаты нашей работы.
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Великой наградой была.
Г. Поженян.