Конспект НОД Опытно-экспериментальная деятельность


Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с песком)
Тема: «Песочные превращения» (состав и свойства песка).
старшая группа
Аннотация: Тенденция современного дошкольного образования ориентирована на увеличение, накопление детского развития. Поэтому все чаще нами используются занятия на развитие познавательной активности детей, с учетом приоритета опытнической деятельности. В данном конспекте занятия отражена практическая работа, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность. На занятии используются модели свойства песка. Это помогает детям в понимании причинно-следственных связей. У детей формируется умение осуществлять осознанную деятельность - Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?
Ключевые слова: Исследователи, сыпучий, фильтр, дюны, барханы.
Цель:
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования по изучению свойств песка.
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»;«Социально-коммуникативное развитие».Предметные задачи:
1.Повысить собственный профессиональный уровень.
2.Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.
3.Дать представления о свойствах песка.
4.Формирование умения осуществлять осознанную деятельность (как это делать? что я узнаю? что сделано?).
5.Выявить имеющиеся у детей и расширять знания детей о свойствах песка.
Метапредметные задачи:
1.Создать условия для развития у детей психологической базы речи: внимание, память, мышление.
2.Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
3.Развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы.
4.Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы-модели.
5.Способствовать развитию у детей познавательного интереса к самостоятельной исследовательской деятельности через знакомство с техникой проведения опытов с песком.
Личностные задачи:
1.Закреплять навыки организованного поведения на занятии.
2.Способствовать формированию интереса, доброжелательности, инициативы, ответственности, навыков сотрудничества и привитие культуры общения со сверстниками во время проведения опытов.
3.Способствовать воспитанию нравственно-волевых качеств, формированию представления о значимости природы в жизни человека.
4.Знакомство с правилами при проведении экспериментов.
Развивать способности к поисковой деятельности:
-определение задач, исходя из поставленной проблемы;
-планирование этапов своих действий, в соответствии с поставленными задачами;
-умение выбрать материал и способ действия;
-продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении социально познавательных и практических задач;
-формировать положительные качества личности ребенка, нравственного поведения.
Методы и методические приёмы:
-беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-исследовательский;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-моделирование (схемы свойств песка);
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Виды детской деятельности:
-игровая;
-коммуникативная;
-познавательно-исследовательская;
-опытно-экспериментальная;
-продуктивная;
-восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
-проведение прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий;
-чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Всё обо всём», стихотворений.
Словарная работа: Расширять пассивный словарь: исследователи, сыпучий, фильтр, дюны, барханы.
Материал и оборудование:-материал для проведения экспериментов: стаканчики, песок, схемы проведения опытов, тетрадные листы, песочные часы, лупы, баночки, сито, пластиковая бутылка, поролон;
-иллюстрация: пустыня, кактусы;
-дидактический стол «Песочная анимация».
Предполагаемый результат:
-имеет представление о песке, как природном компоненте и о его свойствах;
-умение детей проводить опыты;
-умение работать в паре;
-умение делать выводы, понимать причинно-следственные связи, умение читать схемы-модели;
-продуктивную деятельность сопровождает эмоциональной речью, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы;
-умеет высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции.
Ход:
1.Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Почтальон приносит в детский сад письмо без обратного адреса.
Воспитатель: Как узнать, откуда пришло письмо?
Дети: Спросить у почтальона, прочитать самому, посмотреть, что лежит в письме…
2.Обсуждение проблемы. Принятие задачи.
Открываем конверт и достаем фото Старичка-Боровичка и письмо.
Воспитатель: От кого письмо? Чтение письма:
«Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок».
Воспитатель: Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок.
-А что бы ответить на все вопросы, с вами будем экспериментировать, проводить настоящее исследование и изучать что-то новое. А вы хотите стать исследователями?
-А кто такие исследователи? (это люди, которые изучают что-то, смотрят в микроскопы, пишут научные труды).
-Итак, мы с вами исследователи.
-Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию. А кто из Вас знает, что такое лаборатория? (это место, где учёные проводят опыты и ставятэксперименты).
Прежде всего, хочу Вас познакомить с правиламиповедения в лаборатории.
-Без разрешения ничего не трогать.
-Слушать очень внимательно и выполнять только то, что говорю я.
-Что же будет объектом нашего исследования? (песок).
3.Опытническая деятельность.
Воспитатель: Ну, что начнём искать в песке что-то удивительное?
Опыт 1.
Воспитатель: Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
-Легко ли сыпется песок?
Самостоятельно
Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.
а). Работа с лупой.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше
особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются (наблюдают).
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Темные и светлые.
Воспитатель: Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они?
Дети: Не одинаковые, есть крупные и мелкие.
Давайте проверим.
б). Работа с ситом (воспитатель).
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой?
Дети: Сыпучий.
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести.
Воспитатель: Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
Воспитатель: Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
Воспитатель: Каким стал песок?
Дети: Влажным, мокрым.
Воспитатель: Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
Воспитатель: А куда исчезла вода?
Дети: Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками.
Опыт 2.
Воспитатель: Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).
Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.
Воспитатель: Видимо здесь и живет друг Старичка – Боровичка. Правда, красиво?
Воспитатель: Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.
а). Работа с лупой.
Воспитатель: Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
Воспитатель: А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.
Моделируется свойство – песок лепится.
Дети делают «пироги».
Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду.
Воспитатель: Ребята, вы, видели, где вода?
Дети: Впиталась.
Опыт 3.
Проводит воспитатель.
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона), насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Вода выходит, а остается только мокрый песок.
Иллюстрация колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок пропускает воду.
Моделируем свойство пропускаемости воды.
Воспитатель:
Рассказ: Песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.
-Хотите проверить?
Опыт 4.
Проводит воспитатель.
Воспитатель: Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Сравним!!!
Воспитатель: Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.
Воспитатель: Как изменилась вода?
Дети: Стала прозрачной.
Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду.
Моделируем свойство фильтра.
Физминутка «Ласковые лапки»
6-7 предметов (вата, кисточка, кусочек меха, бусы, стеклянный флакон). Руку оголить по локоть, по ней будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Глаза закрыты – какой «зверёк» прикоснется, сказать предмет (к щеке, ладони).
4.Рефлексия.
Воспитатель: Что мы хотели сделать в начале занятия?
Дети: Помочь Старичку – Боровичку выяснить о песке.
Воспитатель: Что мы делали?
Дети: Исследовали.
Воспитатель: Что было объектом нашего исследования?
Дети: Песок.
Воспитатель: Итак, помогли мы выяснить Старичку – Боровичку об удивительных свойствах песка?
Воспитатель: Что мы для этого делали?
Дети: Опыты.
Воспитатель: Что вас самих удивило на занятии? Каковы же свойства песка?
Игра «Песчинки»
Воспитатель: Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Покажите мне модель свойства сыпучести.
Воспитатель: Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу?
Дети: Одну намочить.
Воспитатель: Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить?
Дети: Намочить песок, испечь пирожки.
Воспитатель: Как мы с вами назвали эту модель?
Дети: Песок лепится.
Воспитатель: Покажите эту модель.
-Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли она нас?
Дети: Нет, т.к. песок пропускает воду.
Воспитатель: Покажите свойство пропускаемости и фильтра.
5. Презентация.
Воспитатель: Дома приготовьте мини книжку «Удивительный песок», где разместите свои модели песка. Можно сделать зарисовки опытов, даже можно еще раз провести их вместе с родителями, и тем самым Старичок-Боровичок рассмотрит ваши книжки и похвастается своему другу, что мы помогали ему. Спасибо, Вам, за работу.
Самооценка “Светофорик”
(оценка своей работы по схеме: красный кружок-не доволен своей работой, жёлтый-ошибался, но исправлял ошибки, зелёный-работал продуктивно).
6.Работа с центром «Песочная анимация».
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть с волшебными песчинками.
Дети «рисуют» песком под музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года».
Результат:
У детей сформировались начальные представления о песке как о природном компоненте, представления о свойствах песка. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, научились фиксировать наблюдения, используя схемы-модели). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Литература:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007.
Журнал «Обруч», №5, 2005.