Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся через научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность

Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся через научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность
Мирзаева О.Ф.
Учитель химии МБОУ «СОШ № 65»
г. Новокузнецк Кемеровская область
Развитию активности, самостоятельности действий учащегося способствует включение в учебный процесс разносторонней деятельности, открывающей объективные возможности для проявления индивидуальности учащихся. Развитие деятельности в педагогическом процессе означает и поступательное развитие личности, поскольку постепенно меняется характер деятельности: от исполнительской к исследовательской. Наблюдение за исследовательской деятельностью учащихся показывает развитие познавательных функций школьников, умение критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, освоение опыта творческой деятельности. На первых этапах обучения в начальной школе познавательная деятельность носит исполнительский характер, хотя уже и тогда содержит элементы исследований и маленьких открытий. В средней школе повышается роль самостоятельности учащихся в учебном процессе. Проявления этой самостоятельности многообразны. Они выражены в том числе в желании учащихся использовать в учебной деятельности знания, умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса. В старшей школе самостоятельная работа приобретает характер исследовательской. На этом виде деятельности учащихся остановимся подробнее. В химии исследовательская деятельность неразрывно связана с лабораторным экспериментом. Поэтому проблема поддержания интереса к науке химии сводится к организации грамотного лабораторного практикума, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы. Свою научно-исследовательскую работу мы можем организовать непосредственно в школьной лаборатории. Школьная лаборатория при этом становится неким центром общения ребят, местом их первых научных дискуссий и первых научных результатов, выполненных пусть не на самом высоком научном уровне, но кропотливо и вдумчиво. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, «переоткрывают» их для себя. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.
Кратко остановимся на основных этапах выполнения научно-исследовательской работы учащимися.
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные результаты.
Этап 2. Выбор направлений исследований.
Это наиболее сложный этап. Основные требования к работе – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы.
Этап 3. Постановка задачи.
Если первый этап – «работа» научного руководителя, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса и желаемую конкретную цель. Особенно важно, чтобы учащиеся самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не должен превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен научным руководителем. Этап заканчивается обсуждением с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения и их результаты фиксируются. Но обычно оборудование школьной лаборатории оказывается недостаточным для выполнения серьезных работ. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ.
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
Обсуждение необходимо для того, чтобы через предположения и догадки сформулировать гипотезу, подлежащую проверке. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования.
Этап 6. Оформление результатов работы.
Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Требования по оформлению стандартны.
Этап 7. Представление исследовательской работы.
Очень полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции и т. д. Этот этап не просто тренировка, а программирование авторов на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
В своей работе с детьми я руководствовалась выше изложенными принципами. Учащимися старших классов были проведены исследования по темам «Лекарства и их подделка», «Мел и его влияние на здоровье человека», «Чипсы как продукт питания», «Влияние тяжёлых металлов на окружающую среду», «Шедевры пищевой химии – газированные напитки», «Химические тайны акварельных красок». С результатами исследований они успешно выступали на научно-исследовательских конференциях разного уровня - от районных до региональных.































.
15