Конспект урока по русскому языку на тему: Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.


Открытый урок по русскому языку на тему: "Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов". 2-й класс
Организационный момент, эмоциональный настрой
Представьте, что солнышко посылает на вас свои тёплые лучики. Подарите их друг другу и пожелайте мысленно любви и добра.
2. Минутка чистописания:
- Сядьте ровно, тетрадь положите правильно, запишите число, классная работа.
- Запишите буквы по образцу
Б бП п- Для того, чтобы чётко и понятно произносить согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку про себя и назовите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.
Белые бараны били в барабаны.
У пеньков опять пять опят стоят.
-Давайте медленновсе вместе проговорим первую, а затем вторую скороговорку.Теперь быстро. Повернитесь друг к другу и произнесите по очереди быстро и правильно скороговорки. Молодцы!
-Спишите скороговорки.
- Ребята, давайте немного потренируем ваше внимание, ведь оно так важно на уроке. Возьмите карандаш и подчеркните в скороговорке все встречающиеся буквы Б и П. Сколько вы нашли Б, П?
2) Какие буквы мы записали и подчеркнули? (Б и П). Что мы можем о них сказать? (Они согласные, парные)
Давайте вспомним, какие парные мы ещё знаем. В этом нам поможет волшебный дом, в котором живут парные согласные. Когда утром согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный еще не проснулся и разбудите его откройте окошечко”.(К доске ученик, который открывает окошки).
-Вот мы и повторили парные согласные. Ребята, а почему они так называются?(Они образуют пару по звонкости и глухости.)
-Правильно. Назовите звонкие парные согласные, глухие.
3. Постановка проблемы урока
- Придумайте слова, в которых парные буквы будут стоять на конце слова. Давайте их запишем.
сад
хлеб
глаз
ров
В каждом слове назовите последнюю букву.
Теперь в каждом слове назовите последний звук.
Звуки и буквы совпадают?
- Если у нас слово вызывает сомнение, что же надо с ним делать? (проверять)
- В русском языке много слов, написание которых нужно проверять по определённым правилам.
4. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка)
- Тема нашего урока «Парные согласные звуки на конце слова»
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с парными согласными.)
- В течение урока нам придётся ответить на вопросы: на доске схема

34290012890500Что
3429001530350022860015303500Где надо проверять?
Как
- На какие вопросы мы уже можем дать ответы?
- Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)
- Где надо проверять? (на конце слова)
- На какой вопрос мы пока не знаем ответа? (как надо проверять)
Работа в парах( на листочках даны слова)
голубь голуби
мороз морозы
народ народы
город города
мёд медок

- Прочитайте слова и сравните их написание (работа на листочках)
- В каком из этих столбиков парный согласный слышится отчётливо?
- Как нужно изменить слова, чтобы произношение стало соответствовать написанию? (изменить по числам, поставить после согласного гласный звук)
- Вспомните, какие слова называются проверочными?(проверочные слова те,где мы отчётливо слышим звук, который проверяем)
- Слова, какого столбика являются проверочными?
- Почему?
- Посмотрите на слова и сформулируйте правило, как проверить парный согласный на конце слова. (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)
- Сравните наш вывод с правилом в стихах(плакат)
В конце слова, без сомненья,Происходит оглушениеГоворим мы – плод,Проверяем – плоды.Говорим мы – сад,Проверяем – сады.Если слышишь парный звук,Будь внимательным мой друг,Парный сразу проверяй,Слово смело изменяй,Зуб – на зубы,Лед – на льды,Будешь грамотным и ты!
Физминутка.
Учитель называет слова. Если в слове на конце есть парный согласный, который надо проверить, дети хлопают и называют проверочное слово, если нет – топают. Примерный перечень слов для физминутки: трава, зуб, шаг, меч, улов, зима, мороз, земля, сторож, мир, гвоздь.5. Первичное закрепление
При выполнении следующего задания нам поможет алгоритм(на листочках)
Объясняю алгоритм
Алгоритм:
1. Читаю слово…
2. На конце слова слышу звук…
3. Изменяю слово, чтобы после согласного шёл гласный…
4. Слышу…
5. Пишу букву…
(Дети записывают слова, данные на доске, по цепочке с проговариванием.)
Давайте сначала подберём проверочные слова к словам, которые вы придумали в начале урока.
сад -сады
хлеб-хлебаглаз-глазаров-рвыИгра “Помогите словам”
На доске запись.
заво..-площа..ь-
гру...-
сосе...-
моро...-
стри..-Вставьте парный согласный, подберите проверочное слово(по цепочке продолжается начатая работа)
Как вы смогли правильно написать эти слова? (Мы проверили парную согласную, изменив слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Прочитайте. Как вы понимаете смысл пословиц?
Кто пахать не ленится, у того и хле.. родится.
Землю красит солнце, а человека -тру... .
И обе.. не в обе.. , коли хлеба нет.
1)Вставьте пропущенные буквы
2) Докажите, какая буква пишется на конце.(Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: хлеб-хлеба, труд-труды, обед-обеды)3) Самостоятельно запишите предложения.4) Как узнали, какую букву писать в конце слова.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Итак, давайте подведем итог. Как правильно писать слова с парными согласными на конце? (Обсуждение в группе. Отвечают по одному человеку из группы, используя модель урока.)Хором повторяют всем классом.
Каждый повторяет про себя.
Что затруднило в новой теме?
- Что понравилось?
 Я получила удовольствие от общения с вами. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Рассмотрите изображение солнышка. Все ли в порядке? Нарисуйте рот, чтобы у солнышка было такое выражение лица, которое соответствует вашему настроению после нашего с вами общения.
- Вы изобразили веселых солнышек. Значит свою работу на уроке вы оцениваете на “отлично”.
- Я оцениваю вашу работу так (Показываю веселое солнышко).
Тест.(если остаётся время)
Сейчас проведем тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова.
У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста. Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.
Тест.
- обведи парные согласные:Б, р, с, х, д
- обведи слова с парной согласной на конце:Кот, дом, рак, луг, нос:
- вставь букву:Ду.., зу.., моро.., арбу.., кана.., су..