Тезисы на тему Учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» как средство развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира


Учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» как средство развития познавательных универсальных учебных
действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мираСтавская Анастасия,
студентка 4кп группы,
специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
ГБПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»
На сегодняшний день школа стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня перед школьным педагогом возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые могут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Одним из таких универсальных способов действия является познание. «Познание - это специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний»
(Философия науки и техники: тематический словарь)
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) дано следующее определение: «познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации».
Введение инновационных образовательных технологий выдвигает более сложные задачи перед школой и учителем. Школьники должны овладеть навыками планирования, работы с информацией, осуществлять контроль и оценивание процесса деятельности и достижений.
(ФГОС НОО)
В учебно-методическом комплексе (далее УМК) «Школа России» по окружающему миру одной из концептуальных основ является то, что весь методический аппарат ориентирован на достижение результатов по требованиям ФГОС НОО, одним из которых является формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий.
Теоретические основы формирования и развития познавательных способностей личности рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, М.Л. Лисиной, А.В. Мудрика, А.Г. Асмолова и других. Л.С.Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович.
УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова в структуру и содержание учебников, а также рабочих тетрадей по окружающему миру для обучающихся 1 - 4 классов заложена система заданий, направленная на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью формирования и развития познавательных универсальных учебных действий.
Для этого методическое обеспечение предметной линии «окружающий мир» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения.
Для этого методическое обеспечение предметной линии окружающий мир выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения.
На уроках, с применением метода проектов, обучающиеся имеют возможность развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивать интерес к исследовательской работе, экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом, работать в коллективе при этом осуществляя сотрудничество с одноклассниками и учителем. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, коммуникабельной [2].В данной работе делается попытка решить проблему отсутствия учебно-методического обеспечения по реализации проектной технологии, способствующей развитию познавательных универсальных учебных действий.
На основании проблемы сформулирована тема проекта: «Учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» как средство развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира»Цель проекта: разработать, теоретически обосновать и пробировать учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» как средство развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира. Задачи:
рассмотреть специфику (особенности) развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством реализации проектной технологии;
разработать и обосновать учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» как средство развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира. выявить педагогические условия реализации учебно-методического обеспечения проекта «Путешествие по городам мира» как средства развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира. пробировать и доказать действенность разработанного учебно-методического обеспечения проекта «Путешествие по городам мира» как средства развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира.Учебно-методическое обеспечение включает в себя набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.
Учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» как средства развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса - это методическое пособие, предназначенное для учителей начальных классов, с целью выстраивания четкого механизма по развитию познавательных универсальных учебных действий с учетом использования проектной технологии.По мнению С. И. Кочетова и Р. П. Гусевой, учебно-методическое обеспечение проекта заключается в наличии множества взаимосвязанных элементов (паспорт проекта, задания предполагаемые реализацию проекта, карта оценки и.т.д.), единой цели для всех элементов, наличии связей между ними, целостности, определенной структуре и иерархичности, относительной самостоятельности элементов. 
Разрабатываемое учебно-методическое обеспечение проекта «Путешествие по городам мира» состоит из следующих частей:
титульный лист;
аннотация;
содержание;
паспорт проекта «Путешествие по городам мира»;
этапы работы над проектом «Путешествие по городам мира»;
задания для групп по проекту «Путешествие по городам мира»;
конспекты мероприятий, сопровождающие подготовку и реализацию проекта «Путешествие по городам мира»;
методические рекомендации обучающимся по подготовке и реализации проекта «Путешествие по городам мира»;методические рекомендации для родителей по подготовке и реализации проекта «Путешествие по городам мира»;
лист оценки проекта «Путешествие по городам мира»;
список литературы.
Значимость проекта заключается в теоретической проработке темы и разработке методического сопровождения по организации и реализации учебного проекта «Путешествие по городам мира». Разработанное методическое сопровождение может быть использовано учителями начальных классов, а также студентами педагогических специальностей при прохождении педагогической практики для эффективного и качественного формирования познавательных универсальных учебных действий посредством реализации метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Список литературы
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008гАсмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2006Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.