Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме Правописание слов с безударными гласными в корне

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 25

















Разработала
учитель начальных классов
Чернышова С.Н.





2015-2016 гг.
Цели: совершенствовать умения распознавать в словах безударные гласные, формировать навык проверки безударных гласных в корне слова, использования алгоритма проверки: подбирая форму слова или однокоренные слова с ударением на безударном, формировать навык правильного написания слов с безударным гласным;
учить понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,
развивать умение анализировать языковой материал,
развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, навык грамотного письма;
формировать эстетическое восприятие красоты осенней природы,
воспитывать самостоятельность, сознательное отношение к учёбе. 

Оборудование: ИКТ ( презентация к уроку, записи П.И.Чайковский «Осенняя песня», осенняя мелодия, видео с песней «Осень наступила» Насауленко) , дидактический и раздаточный материал к уроку (карточки с заданиями, солнышки, облачка, капельки для самооценки, карточки с буквами для словарного диктанта)

Тип урока: изучение нового материала

І. Организационный момент.  1). Приветствие гостей.  Мы рады приветствовать вас в классе нашем  Возможно, есть классы и лучше и краше.  Но пусть в нашем классе вам будет светло,  Пусть будет уютно и очень легко! 
- Поздоровайтесь. Подарите свою улыбку нашим гостям. Думаю, наши гости с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. 
2) Психологический настрой.  - Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения и много полезных знаний. 

ІІ. Актуализация знаний учащихся
Слайд 1) Звучит ОСЕННЯЯ МЕЛОДИЯ
На её фоне учитель читает стихотворение

С летом год решил проститься, Помутнела вдруг река, Дружной стаей стали птицы Собираться в отпуска. И чтоб стало всё как в сказке, Красоту земле даря,
Разлила природа краски
На леса и на поля!

2) Разгадывание ребуса
Появляется РЕБУС (слайд)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Давайте разгадаем ребус и узнаем, какое время года пожаловало к нам в гости на урок.
- Сегодня Златовласка Осень приглашает нас совершить путешествие в прекрасное царство природы.

3) МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ (слайд)
Ос ос осень

Учитель:
Тонкая берёзка
В золото одета.
Вот и появилась
осени примета.
Птицы улетают
В край тепла и света,
Вот вам и другая
Осени примета.
Сеет капли дождик
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже
Осени примета.
Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
- О каких приметах осени идёт речь в стихотворении?
- Какие ещё приметы осени вы можете назвать? (Связать с уроком окружающего мира: вспомнить, почему происходит смена времён года, какими становятся по продолжительности день и ночь,назвать периоды осени, какие облака приносят нам дожди и т.д.)

4) СОСТАВЛЕНИЕ СЕНКАНА (слайд)
К слову осень (устно)

5) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд)
Утром небо было хмурым, И казалось все понурым. Осень очень любит плакать, Дождиком на землю капать.
- Просмотрите слова глазками. Приготовьтесь к словарной работе «Рассказать - не расскажи, просто букву покажи»
На партах у детей буквы. Учитель называет слово, ученики показывают нужные буквы, поднимая их. Учитель проверяет.
На слайде капельки, прикрывающие безударные гласные, падают вниз. Дети зрительно проверяют.

* СМЫСЛОВАЯ ЦЕПОЧКА+ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
Дети составляют смысловую цепочку из словарных слов, связав их в предложение. Слайд закрывается. Учащиеся записывают словарные слова по памяти.
Проверка (взаимообмен тетрадями) по слайду.

6) ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА (слайд)
На фоне музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» учитель произносит
- Волшебница Осень никого не оставляла равнодушными к своей красоте. Она вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов.
Мелодию, которую вы слышите, написал композитор П.И.Чайковский. Называется она «Осенняя песня».
Известные русские художники Исаак Ильич Левитан и Василий Дмитриевич Поленов каждый по своему изобразил период золотой осени.
Слайд картин И.Левитана «Золотая осень» и В.Д.Поленова «Золотая осень»
Да и поэты, видя красоту осенней природы, брались за перо и творили, творили
- Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите поэтов, писавших об осени.
- Может кто-то хочет прочесть строки стихотворений этих поэтов?
Учащиеся читают несколько отрывков (2-3)

ІІІ. Работа над изучением нового материала
1) Введение в тему урока. Отрывок из стихотворения А.Плещеева (слайд)


Выразительное чтение учащимися
- Какие периоды осени вы знаете? О каком периоде осени идёт речь в отрывке?
Вставить пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова.
2) Формулирование темы урока детьми (слайд)
- Назовите орфограмму, которая встретилась в четверостишии
(Безударные гласные)
- Сформулируйте тему нашего урока
(Правописание слов с безударными гласными в корне)
3) Постановка целей урока
- Какие цели мы поставим перед собой?
(дети формулируют, учитель корректирует)
* научиться распознавать безударные гласные в корне слов
* учиться подбирать проверочные слова, изменяя форму слова и подбирая однокоренные слова
* учиться писать слова с безударными гласными в корне
* запомнить алгоритм проверки безударных гласных, проверяемых ударением
- В течение урока мы будем отвечать на такие вопросы
ЧТО?
ГДЕ?
КАК?
ЧЕМ? ПРОВЕРЯТЬ
- Давайте сделаем предположение?

3) Запись отрывка стихотворения. Работа над отрывком. Формулировка правила проверки безударного гласного в корне.
Записать
Сделать звукобуквенный разбор слова ОСЕНЬ (обратить внимание на безударный, подбор проверочного слова)
Подчеркнуть грамматическую основу каждого предложения, охарактеризовать предложения (по цели высказывания, по интонации, по составу, по наличию второстепенных членов)
Назвать части речи в последнем предложении
Разобрать слово ВЫСОХЛИ по составу
Выписать слова с пропущенными буквами, записать к ним проверочные (запись на доске: осень - осенний, подчеркивание, постановка ударения, определение безударного, формулирование правила проверки)


4) Физминутка (слайд с песней «Осень наступила»)
- Наша гостья Осень предлагает вам немножко отдохнуть и с новыми силами продолжить работу.
5) Работа над двумя способами подбора проверочных слов (по карточкам)
Работа в парах.
- Златовласка Осень предлагает вам подобрать два проверочных слова к слову с пропущенным безударным гласным: первое – изменив форму слова, второе – подобрав однокоренное слово.
- Вспомните, чем отличается форма слова от однокоренного слова?

(запись на доске: дожди – дождь, дождик и т.д., подчеркивание, постановка ударения, определение безударного, акцент на способы проверки))

6) Ознакомление с правилом в учебнике с.104
- Сделайте вывод: как проверить безударный гласный
какими способами можно проверить безударный
гласный
- Прочтите правило в учебнике на с. 104
- Расскажите, как проверить безударный гласный? Какими способами можно проверить безударный гласный?
7) Первичное закрепление. Работа по вариантам с. 105 упр.195 (устно)

- Какие гласные в безударном положении ошибкоопасны?
(О, А, Е, И, Я)
- Как проверить безударный гласный?
Дети озвучивают правило хором, сопровождая рассказ движениями (приём двигательной ассоциации)
- Назовите два способа проверки.

ІV. Закрепление изученного материала
1) Занимательная минутка «Оживление правила»
Дети, исполняя роль безударного гласного, рассказывают правило (собственное сочинение детей)

2) Работа с деформированным текстом
- Побывав в лесу и наведя там осенний порядок, Златовласка Осень вернулась домой и принялась писать отчёт о своей работе. Но её озорные племянники ветры, играя, рассыпали и перемешали все предложения в тексте отчёта. Осень просит у вас помощи, ребята.


Работа в группах (определение последовательности предложений в тексте)

Озвучивание результата + проверка по презентации
Озаглавливание текста
Самостоятельная запись под музыку (Слайд с музыкой)

Проверка безударных гласных по презентации (ученики доказывают правильность своего выбора, подбирая проверочные слова)
Рассказывание правила
V. Итог урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ? ПРОВЕРЯЛИ
- Назовите два способа проверки.

VІ. Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
Пришла пора прощаться с нашей гостьей. Волшебница Осень предлагает оценить свою работу на уроке:
Кто во время путешествия разобрался, как проверять безударный гласный, кому было легко, интересно работать, возьмите в руки солнышко.

Кто считает, что ему ещё предстоит поработать, но всё же он понял, как проверять безударный гласный, возьмите в руки облачко.

А у кого ещё остались вопросы по теме, и кому нужна ещё будет помощь, чтобы разобраться, возьмите в руки капельку.

Давайте мы с вами прикрепим на доску выбранные картинки и посмотрим, успешным ли было наше путешествие.
- Какое задание, на ваш взгляд, было интересным? На какой вопрос вы бы хотели получить ответ на следующем уроке?

VІІ. Домашнее задание
- Златовласка Осень благодарит вас за урок и, уходя, оставляет каждому из вас письмо в конверте в виде осеннего листочка. Там вы найдёте домашнее задание и необходимые памятки к его выполнению. (С.105 упр. 195 письменно (поменявшись вариантами) + выучить правило)
(Памятка по проверке безударного гласного: правило, способы проверки, примеры)

Ос..нь наступила.
Выс..хли цв..ты.
И гл..дят уныло
Голые кусты.



Урок русского языка, 3 класс" Правописание слов
с безударными гласными
в корне"Изображение 12515