Программа самообразования по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»
Программа саморазвития педагога
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Кондратьева Ирина Викторовна
Образование — средне-специальное,
1 квалификационная категория.
Работа начата -01.09.2014 г.
 Предполагается закончить -30.05.2017 г.
2014 - 2017
Оглавление:
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение2Этапы реализации программы самообразования4Предполагаемый результат6
ВведениеКитайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Актуальность темы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
-Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Я поставила перед собой
 Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
 Через  задачи:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Этапы реализации программы самообразованияФормы работыПрактический выход, примечание. Сроки.
Теоретический этап. Изучение методической лит-ры.
*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников
*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.
*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.
*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.
*Изучение методики Л.А, ВенгераЛ.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
* Интернет ресурсы
Изучение статей в журналах:
*Воспитатель ДОУ,
*Дошкольное воспитание,
*Ребенок в детском саду,
*Обруч.
Составление картотеки книг, статей из журналов. В теч. 3 лет
Практический этап.
Работа с детьми*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.
*Составление серии опытов для дошкольников.
* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.
*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.
*Открытые занятия.
В теч. 3 лет
Работа с родителями*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» *Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,
рекомендации.
В теч. 3 лет
Работа с воспитателями*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование работы с детьми по экспериментированию»
*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.
*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
*Изучение опыта педагогов ДОУ
*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
*Памятки о общих правилах исследовательского обучения.
*Оформление выставок литературы, дидактического материала.
*Проведение мастер-класса для педагогов.
В теч. 3 лет
Форма отчета
*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах;
*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;
*Обобщение из опыта работы;
*Отчет на педсоветах;
*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне
*Представление администрации аналитического отчета.
*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.
*Презентации.
Предполагаемый результат:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
-желание улучшить образовательный процесс;
-разработка презентаций.
-разработка и внедрение дидактических материалов.
-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.
-доклады и выступления по распространению опыта работы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.