Семинар для педагогов «Поисково – экспериментальная деятельность как метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»


Работа с педагогами
Семинар для педагогов «Поисково – экспериментальная деятельность как метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Форма беседы: Лекция, содержание лекции прилагается в методическом уголке.
Уважаемые коллеги. Проблема подготовки детей к школе, а именно развитие познавательной активности детей средствами экспериментальной деятельности в настоящее время имеет актуальное значение.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в реальных условиях современного мира, в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий, развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, усвоению так называемых ЗУНов. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить маленького ребёнка думать? Очевидно, что научить ребёнка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления.
Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации человека. Дошкольник стремится к активной деятельности и важно не дать этому угаснуть. Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах и т. д.
В основе методической разработки лежит утверждение, что использование метода поисково – экспериментальной деятельности существенно окажут влияние на познавательное развитие, если:
•Педагоги будут заинтересованы в работе по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования;
•Будет проводиться специально – организованная работа по развитию познавательной активности средствами игры – экспериментирования;
В соответствии с возрастными возможностями в детском саду должны быть созданы условия для развития у них естественно – научных и экологических представлений, для развития у детей представлений о физических свойствах предметов и закономерностях явлений окружающего мира:
- условия для того, чтобы дети обнаруживали различные свойства веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др;
- чтобы дети обследовали предметы и сравнивали их свойства;
- условия для того, чтобы дети классифицировали их, находили способы применения этих свойств в быту, в повседневной жизни, представляли, что было бы, если бы те или иные свойства исчезли у того или иного материала или поменялись на обратные.
Следует заметить, что результаты использования метода деятельности экспериментирования достаточно эффективны. Дети учатся обследовать предметы, замечать сходство и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки.
Цели и структура поисково – исследовательской деятельности
•Формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
•Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
•Поддержание у детей и инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Условия:
1. Изучение программ, подбор пособий, методических разработок, художественной литературы.
2. Организация развивающей среды.
3. Овладение воспитателем знаний и приобретение опыта экспериментальной работы.
4. Связь с родителями
Поисково – познавательная деятельность идёт по трём взаимосвязанным направлениям:
На занятиях по ознакомлению с предметным миром знакомим детей с качеством материалов: со свойствами бумаги, картона, стекла, резины, кожи, ткани, пластмассы, металла, керамики, дерева. На занятиях по экологии проводят игры – экспериментирования: игры с водой, снегом, льдом; игры с зеркалом; игры со светом; игры с цветными стёклышками; игры с магнитом; игры с резинкой; изучают свойства воды, свойства бумаги, свойства почвы, узнают, что такое воздух. На занятиях по математике перед детьми ставят проблемно – игровые ситуации с множествами и числами, проблемно – игровые ситуации с точками, линиями, фигурами.
В работе с дошкольниками по экспериментальной деятельности выделяется четыре компонента:
1. Познавательный компонент
2. Деятельностный компонент
3. Ценностный компонент (значение в жизни человека)
4. Отношение ребёнка к рукотворному миру
Ребёнок, как субъект деятельности: (Почему?)
1. Выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
2. Предлагает возможные решения.
3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
5. Применяет выводы к новым данным.
6. Делает обобщения.
Условия для развития познавательной активности у детей: (Что необходимо, чтобы ребёнок стал субъектом деятельности?)
•Детское экспериментирование должно быть интересно ребёнку;
•Задание должно быть выполнимо участниками эксперимента;
•Присутствие элемента удивления, неожиданности;
•Соответствие возрастным особенностям детей;
•Знание исследовательского предмета педагогом;
Детское экспериментирование проводят не только на занятиях. Структура педагогического процесса:
1. Совместная деятельность воспитателя и ребёнка вне занятий:
•Наблюдения
•Опыты
•Игры – экспериментирования
•Работа с иллюстративным материалом
•Беседы на познавательные темы
•Чтение художественной литературы познавательного характера.
2. Взаимодействие воспитателя и ребёнка на занятиях:
•Ознакомление с предметным миром
•Формирование элементарных математических знаний
•Формирование экологических знаний
3. Самостоятельная деятельность детей
•Уход за растениями в уголке природы
•Игровая деятельность
•Продуктивные виды деятельности
Работа по детскому экспериментированию может проходить в разных формах:
•Как специально организованное занятие
•Как часть занятия
•Как игра – экспериментирование
•Как СРИ в режиме дошкольника
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: Практическая ценность данной методической разработки состоит в том, что метод поисково – экспериментальной деятельности воспитатель может использовать в своей работе и на занятии, и в повседневной деятельности для повышения эффективности интеллектуальной подготовки детей к школе. Спасибо за внимание.