Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления, по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области




Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления
«Народное творчество» и «Россошанская слобода»,
по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»


Подготовили и провели:
учитель музыки, ВКК
Дочкина Антонина Петровна
и учитель ИЗО и технологии, ВКК
Митривели Илона Юрьевна










15.04.2016
Тема занятия: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательности.
Задачи:
Развивать воображение, представление, способности удивляться и радоваться красоте окружающих нас предметов; наблюдательности и творческого воображения.
Развитие способности к творческому самовыражению.
Формировать эмоциональный отклик на роль народных художественных промыслов в утверждении общественных идеалов.
Воспитывать любовь к Родине, уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа.
Методы и формы работы обучения: объяснительно - иллюстративный; частично- поисковый; фронтальная и индивидуальная работа.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства, для достижения своего замысла; отрабатывать навыки работы художественными материалами к повышению культуры речевого общения; проявление авторского стиля.
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать работу; умение самостоятельно распределять свое время на занятии; умение принимать решение; самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы; самостоятельно планировать, контролировать, оценивать результат своего труда.
Познавательные УУД: умение проводить наблюдение, эксперимент, исследование; умение находить информацию в различных источниках; выделять главное, логически рассуждать, выбирать способ решения заданий, делать выводы в словесной форме.
Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения; умение слышать высказывания других учеников; умение сотрудничать и организовать обсуждение в общей беседе «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Метапредметные УУД: формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения.
Предметные УУД: знакомиться с особенностями народного творчества; находить выразительные, образные решения в росписи музыкальных инструментов; знакомство с основными приемами росписи; знакомство с основными особенностями исполнения частушек.
Тип занятия: комбинированный.




Задания:
1.Пословицы, поговорки, загадки о народном творчестве
2.Изображение русских народных музыкальных инструментов Воронежской области
Материал: альбом, карандаши, фломастеры, краски.
3.Частушки в прошлом и настоящем
Зрительный ряд: мультимедийная презентация.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

Организационный момент

Эмоциональный настрой.
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
Эмоционально настраиваются на успешность работы на уроке



Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся

Постановка целей и определение темы занятия
Ребята, посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Вы правы. Этим самым, вы определили тему нашего сегодняшнего занятия. Разговаривать мы сегодня будем о русском народном творчестве или как его называют ещё «фольклор». Это когда творцом и созидателем является не один человек, а целый народ.
-Итак, начнём!
Тема нашего занятия .
- Как вы думаете чем мы будем заниматься?
Размышления детей

Ответы детей







«Народное творчество в прошлом и настоящем»
Размышления детей




Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать работу;
Коммуникативные
УУД: умение отстаивать свою точку зрения; умение слышать высказывания других учеников

Актуализация знаний

Работа по теме занятия

Воронежская область находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне среднего течения реки Дон.
Территория ее занимает 52,4 тыс. кВ. км,
2500000 человек, в том числе и городское 1400800 и сельское 1080000 человек. Преобладает русское население 93,5%, а в юго-западной части живут украинцы.
- А как вы думаете, чем могли заниматься наши предки, что в Воронежской области могло процветать?
Совершенно верно, посмотрите, чем еще занимались и в наше время декоративно- прикладное искусство, играет не мало важную роль.
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО






- Скажите, а зачем людям нужны народные промыслы?
«Работа хороша, если в ней польза и душа»
- А вы можете назвать кого- нибудь из собирателей народного творчества нашего района?
Слайд с Раисой Ефремовной Дерикот
(информация подготовлена заранее)










Народные костюмы Воронежской области

А мы с вами сегодня остановимся на устном народном творчестве, русских народных музыкальных инструментах ну, и конечно, же самой маленькой, зажигательной, но умеющей рассказать об основном событии в четырех строчках песни
О чем я говорю?
Совершенно верно
Частушка – самый любимый и самый распространенный ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Происхождение частушки Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вв.
Частушки широко используют приемы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Другие названия частушки:
пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка.

Делимся на группы, выбираем задание


















Ответы детей


Художественная керамика;
Металлообработка;
Изделия из камня;
Обработка дерева;
Изготовление шалей, платков;
Узорное ткачество; Ковроделие;
Вышивка и кружево;
Роспись по ткани;
Народный костюм;
Художественное плетение из лозы и соломки;
Народные игрушки
Фольклор

Ответы детей

Ответы учащихся
Раиса Ефремовна Дерикот
Рассказ ребенка о Раисе Ефремовне Дерикот
Она родилась в 1937 году в городе Острогожске Воронежской области. Окончила Россошанское педучилище, работала воспитателем в Россоши.
В 1957 году в районной газете «За изобилие» стали публиковаться её стихи, а затем и в газетах Ольховатского, Каменского, Кантемировского районов, в газете «Сельская жизнь. Любовь к родному краю вылилась ещё в одно увлечение: она стала собирательницей народных традиций. Всё это наполняло её совсем нелегкую жизнь смыслом и радостью.





Ответы детей ( Частушка)
Высказывают свои суждения о частушке.






Работа по группам:
1-ая находит загадки, пословицы, поговорки прошлого и настоящего народного творчества
2-ая занимается раскрашиванием русских народных музыкальных инструментов (хохлома, городецкая роспись, гжель)
3-ья подбирает частушки старинные и современные.




Познавательные:
извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Предметные УУД: знакомиться с особенностями народного творчества;

Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения; умение слышать высказывания других учеников; умение сотрудничать и организовать обсуждение в общей беседе «Народное творчество в прошлом и настоящем»
































Регулятивные УУД: умение создавать образ рисунка, используя выразительные свойства художественного материала; самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы;
Предметные УУД: находить выразительные, образные решения в росписи музыкальных инструментов; знакомство с основными особенностями исполнения частушек.

Рефлексия
Подведение итогов занятия
Пришло время подвести итоги.
Замечательно!!!
Продолжите фразу:
Я узнала
Я понял
Я научилась
Я удивился
Мне было
Я хочу узнать!
Отчет о проделанной работе групп.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала