«Матрёшка в прошлом и настоящем»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЗЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Исследовательская работа по изобразительному искусству
Выполнила: Гецман Валерия
Ученица 4 класса
Руководитель: Серышева Е.В.
учитель изобразительного искусства
c Азей 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение…………………………………………………………………….. 2
1 Кто такая «матрёшка»? …………………………………………………… 4
2 Происхождение русской матрёшки……………………………………… 6
3 Создание матрёшки и её виды……………………………………………. 8
4 Русская матрёшка в мире моих сверстников……………………………. 12
4.1 Результаты творческой работы сверстников………………………... 12
4.2 Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся
моего класса и взрослых……………………………………………… 13
5 Мастер – класс по изготовлению «Матрёшки» в технике
«Папье - машее……………………………………………………………… 15
Заключение 16
Литература………………………………………………………………… 17
Приложение ……………………………………………………………….. 18-21
Введение
Когда я была маленькой и ещё не ходила в школу, я каждое лето приезжала к бабушке в гости. Вот там - то я впервые и познакомилась с удивительной игрушкой - матрёшкой. Она была очень старая, кое - где облупилась краска, бока были в мелких трещинках и потертостях. Но я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Всегда удивлялась, как так могло быть, что из одной игрушки появлялись еще четыре, а в некоторых игрушках и того больше. С этой игрушкой я встречалась и в детском саду, а так же в школе на уроках изобразительного искусства. Я захотела больше узнать об этой игрушке и поделилась своими мыслями с учительницей и мамой. Они же посоветовали мне обратиться к специальной литературе, которую я нашла в нашей школьной библиотеке.
Из книг, а так же из сетей интернета я узнала много интересных фактов об истории появления матрёшки в России, узнала, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, об её особенностях, а также о том, какая она была в прошлом и какая сейчас, в настоящем.
И вот я решила рассказать об этом чуде – Русской Матрешке.
Тема моего исследования: Матрешка в прошлом и настоящем. Вся моя работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной красавице – Матрешке.
Моя цель - изучение роли деревянной игрушки в русской культуре, прошлой и современной.
Для решения поставленной цели, мне придется ответить на ряд вопросов, которые я поставила перед собой:
Кто такая матрешка? Почему куклу назвали Матрешкой?
Откуда к нам пришла матрешка?
Кто сделал первую матрешку?
Сколько ей лет?
Как рождается матрешка?
Благодаря каким положительным качествам матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
Часто ли ее можно встретить в домах моих одноклассников и друзей?
Моя гипотеза состоит в том, что:
Во-первых, матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Она имеет большую практическую пользу. С помощью деревянной игрушки взрослые могут научить ребёнка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает мелкую моторику, что очень важно для ребёнка, способствует общему развитию малыша, формирует правильное восприятие окружающего мира.
Во-вторых, матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир на протяжении уже нескольких десятилетий, и практически каждый турист - иностранец старается увезти такой сувенир к себе на родину, потому что она оригинальна и необычна.
«Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски», которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключена в нашей деревянной игрушке. Суть русской матрешки заключается в дружбе да любви! А об этом мечтает каждый человек на Земле. Ну а если еще связать ее с той землей, откуда она ушла в мир уже не игрушкой, а символом. И ты вдруг представляешь матрешку, как один из образов России, символ русского народного искусства.
К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие:
анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков матрешек; анализ видов и стилей росписи матрешек; анализ представлений о деревянной кукле у моих одноклассников класса на основе анкетирования.
50171351145540Проводя свое исследование, мне хотелось выяснить, какая она была в прошлом и какая она сейчас, в нашем настоящем, современном мире. Знают ли о матрешке мои сверстники, установить какую пользу может принести матрешка детям и взрослым, а так же узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России, чем же матрешка пленила не только русский народ, но и завоевала весь мир?
1. Кто такая «матрешка»?
Начиная работу, в первую очередь я задала себе вопрос: кто же такая «матрешка»?
Определение слова «матрешка» я стала искать в словарях.
В словаре Даля о матрешке никаких сведений не нашлось.
Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова:
«Матрёшка - полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера»
Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный).
«Матрешка - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу»
Сравнив эти определения, я сделала вывод, что они, в общем, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. И определила объект нашего исследования следующим образом:
Матрешка – токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.
Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное. Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
Я заметила, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник расписал, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен. Я перебрала множество имен, которыми можно было бы назвать игрушку - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подошло.
Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери - Матри.
Образ женщины издавна был, почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» — эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. (Приложение 1)
2. Происхождение русской матрешки
А откуда появилась эта деревянная красавица матрёшка?
51028602586990История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев. «Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление.
Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нарванное. Так что божки продавались уже в комплекте.
И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию.
Изучая происхождение матрешки, для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к разным источникам. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешка" и по другим материалам я узнала, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Мне было удивительно, что родная наша матрешка – круглолицая, полненькая и веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. (Приложение 2)
Как это произошло? Анализируя информационный материал, я узнала, что по одной версии:
В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.
Этот факт позволяет предположить, что Сергеем Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину, уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
29978351248410Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но я думаю, что автор так и задумывал. Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу. В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная деталь. У более поздних, будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица! (Приложение 3)
У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см.
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Я считаю важным моментом то, что первая русская матрёшка улыбалась! За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки... А самая первая улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.
По другим сведениям неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. В любом случае, ни Василий Звездочкин, ни Сергей Малютин, создавая свою Матрену, и не подозревали, что создают шедевр, прославившийся на 100 лет вперед во всем мире как русский народный сувенир. Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.
Создание матрёшки и её виды.
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто «точеная игрушка».
Русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью.
Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова.
После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некрашеные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные!

По-моему мнению, это еще один интересный момент, ведь матрешка еще не расписана, а уже привлекает глаз. Кажется, и форма ее незатейлива, рук и ног нет, а мы уже видим и осадку головы, и осанку, и даже как бы поступь. В чем дело? Может оттого, что в работу эту каждый мастер вкладывает душу. И наполняется игрушка той энергетикой, которой так богата широкая русская душа.
А как представляют матрёшек сейчас мои сверстники? Для ответа на вопрос, я использовала иллюстрации матрешек своих друзей и одноклассников, которые помогли мне в моей исследовательской работе. Работы получились различные. Матрёшки больше похожи всё - таки на традиционные (в платочках, украшенные узорами платья), хотя встретились и несколько нетрадиционных.
К нетрадиционным можно отнести и матрешки – пеналы, матрешки – сундучки, матрешки - магниты, матрешки "Ванька-встанька". Кстати игрушка "Ванька-встанька" произошла от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 г. в Научно-исследовательском институте игрушек в Сергиевом Посаде.
Ещё я бы отнесла к нетрадиционным мартёшек – зверей, героев сказок. На мой взгляд, было бы даже странно их называть матрешками, так как они не похожи на эту куклу в ее традиционном понимании, ведь кому придет в голову назвать кошку или пингвина матрешкой, пусть, даже если это будет игрушка. Я думаю, мастера применили к ним слово «матрешка», как понятие «деревянная игрушка, которая содержит в себе несколько меньших размером игрушек». Ведь действительно они тоже с сюрпризом. И это сюрприз вдвойне. В одной фигурке оказывается другая, но здесь мы не можем предположить, а кто это будет. Причем ожидание чуда повторяется вновь и вновь, до самой маленькой фигурки.
Все это были предметы, которые выполнены в форме матрешки.

Рассматривая особенности традиционных матрешек, я заметила, что они отличаются друг от друга формой. Одна из них широкая, толстобокая, приземистая, слегка сужающаяся книзу; другая - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; третья - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой.
Чтобы разобраться с этим вопросом обратилась к собранной информации.
Анализируя литературу по данной теме, я заметила, что названия матрешек зависит от места ее изготовления. Первые матрешки стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте. Я выделила только несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это Загорская, Семеновская и Мериновская, Полхов-Майданская, Вятская, Тверская. Именно поэтому матрешки отличались друг от друга, ведь мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи матрешки. (Приложение 4)
Я хотела бы высказать своё мнение относительно лиц этих деревянных кукол. У меня была мысль, что, рисуя лицо матрешки, художнику хотелось запечатлеть черты родных ему людей. Но, внимательно вглядываясь в каждое творение, прихожу к выводу, что, скорее всего в нем обобщенно выражены черты русской красоты: круглый очерк, яркий румянец, черные брови, огромные глаза и маленький ротик. Но, не смотря на ограниченные «портретные» средства выражения, лица у матрешек бесконечно разные.
Разглядывая иллюстрации матрешек, я проникаюсь уважением к труду мастеров, ведь действительно, каждая матрешка – это произведение искусства. Как ими не любоваться, не восторгаться!
По итогам проведенного анкетирования я сделала вывод, что из 43 опрошенных человек, все знают о матрешках, у многих она была или есть. Если в советское время матрешку поставили на промышленный поток, то сейчас в эпоху колоссального развития высоких технологий и практически полной механизации различных процессов особенно начинает цениться ручной труд. Стали появляться авторские работы.
Вещи, созданные человеческими руками, хранят особое тепло. Наши русские сувениры привлекают к себе столько внимания и так популярны во всем мире именно благодаря этому. Ведь настоящий русский сувенир – результат ручного труда народных умельцев.
В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране.
В создании современных игрушек – матрёшек присутствуют два главных направления – это игрушка-сувенир и развивающая детская игрушка.
Возродился и классический образец матрёшки с многочисленной семьёй. Появились женихи и невесты, бояре и боярышни, цыганки, богатыри в кольчугах и шлемах.
3302635770255Новым для искусства русской матрёшки стало обращение к традициям иконописи. Отдельные художники используют росписи «под хохлому», «под Гжель», «под Жостово» или «Палех».
892810133985
Современные художники не обошли своим вниманием и детскую тематику, ведь матрёшка – это прежде всего игрушка. Изготавливают не только именно матрёшек, но и другие игрушки, по принципу матрёшек. Например, серия «Пингвины». Внутри большого пингвина сидят несколько маленьких пингвинят. Эта игрушка предназначена для обучения дошкольников счёту, при этом развиваются ещё и пальчики. Пирамидка «Стаканчики» так же предназначена для обучения детей счёту, для развития воображения, фантазии. Разбирая и собирая её, ребёнок строит башни, сравнивает их по цвету, высоте.

Я поняла, что русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современном художественном мире. Недаром она привлекает пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Роспись матрёшки как бы вбирает в себя всё яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением России. Игрушка, созданная много лет назад и сейчас остается одной из любимых игрушек.
4. Русская матрешка в мире моих сверстников
4.1 Результаты творческой работы сверстников
Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я поделилась с одноклассниками. Ведь знания, которыми ты владеешь, нельзя держать закрытыми в сундуке, лучше ими поделиться.
Ребята тоже не остались в стороне и активно мне помогали в выполнении рисунков матрёшки. За дело взялись многие ребята из класса и друзья. Они рисовали матрешку, а потом ее расписывали по-своему желанию. Сначала я тоже рисовала матрёшек, а потом решила побыть в роли мастера и создать свою игрушку, но не резную, а выполненную в технике «Папье-маше». И может быть, наши матрешки не были такими красавицами, как матрешки с иллюстрации, но нам они были дороги, ведь мы вложили в них тепло своих рук, желание творить и познавать новое.
Вот когда начинаешь понимать чувства мастеров, изготовлявших свою, авторскую матрешку!
4.2 Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и взрослых
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников, их родителей, взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования
Для анкетирования мы взяли шесть вопросов. Всего в опросе участвовало 32 человека (19 детей и 13 взрослых – родителей, знакомых) в возрасте от 8 до 50 лет. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
Да – 31 человек, среди детей и взрослых, Нет - 1 человек
2. Есть ли у вас эта игрушка дома?
Да. – Так ответило 9 человек из опрашиваемых, Нет. – 23 человека.3. Нравиться ли вам матрешка?
Да, очень. – 18 человек, Да. – 9 человек, Ничего особенного. – 5человек
4. Чем она вам нравиться?
На этот вопрос участники анкеты давали самые разные ответы. Ответы детей и взрослых во многом совпадали.
1). Очень красивая, оригинальная. – 12 человек
2). С ней можно поиграть. – 6 человек
3). Это игрушка с секретом, в ней много других таких же. – 7 человека
4). Она веселая. – 1 человека.
5). Она старинная-1 человек
6). Не знаю (затрудняюсь ответить). – 1 человек
7). Не ответили – 4 человека
По результатам ответов можно сделать вывод, что и взрослые и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки.
5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
1). Это игрушка, с ней можно поиграть. – 10 человек
2). По матрешке можно изучать историю нашей страны. – 1 человека
3). Если ее нарисовать, можно разукрасить – 3 человека
4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать.- 3 человек
5). Не ответили. – 1 человека
6). Не знаю (затрудняюсь с ответом). – 1 человека
Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети и взрослые, как оценивают ее предназначение.
Ответы на этот вопрос отличаются, в зависимости от возраста опрашиваемых. Так одноклассники на первое место поставили матрешку, как игрушку. Ведь в нашем возрасте все любят играть.
Родители и взрослые отметили другие особенности матрешки.
1). Это произведение искусства – 6 человек
2). Изделие имеет воспитательное и обучающее применение – 3 человека
3). Матрешка – сувенир – 2 человека
4). Способствует развитию творчества у детей. – 1 человек
5). Можно заниматься коллекционированием. – 1 человек
6).Не ответили. – 0 человек
Как мы видим из ответов взрослых, для них это одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства. Очевидно, созданные мастерами рукотворные изделия дороги сегодня для наших родителей как носители духовных ценностей, как хранители истории своей страны в настоящем. На второе место они выдвинули матрешку, как игрушку. Ведь с помощью игрушки мы открываем для себя мир, постигает новое. На третьем месте матрешка оказалась, как сувенир, который увозят туристы в разные уголки нашей страны и во все страны мира.
Купили бы вы сейчас себе матрёшку в дом?
Да. – 22 человека. Нет. – 10 человек.
Ответ, на мой поставленный вопрос, в самом начале моей исследовательской работы нашелся сам - собой - матрёшка, как в далеком прошлом, так и в наши дни остаётся любимой и обожаемой игрушкой и сувениром.
Вывод: мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.
5. Мастер – класс по изготовлению «Матрёшки» в технике «Папье - маше»
Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
Для начала нам понадобилась форма – болванка, на которую мы будем наклеивать слои бумаги, чем больше слоев, тем прочнее будет наша игрушка (рис 1)
Первый и второй слой нужно обклеивать бумагой намоченной только одной водой, это все для того, чтобы легче можно было вытащить болванку. Если мы сразу будем использовать бумагу с клеем, то после просушки не сможем вынуть болванку (рис. 2)
Затем со 2 по 8 слой обклеиваем бумагой смоченной в клее или в клейстере. Желательно чередовать слои бумаги: один слой газетный, другой офисная бумага, что я и делала. Все это для того, что бы можно было посмотреть везде ли равномерно идет оклейка.
После того, как вы нанесли все слои бумаги, нужно дать заготовке хорошо просохнуть.
Следующий этап это извлечение болванки из получившейся заготовки: при помощи резака или острого ножа разрезаем нашу заготовку на две части и осторожно вынимаем болванку. Затем соединяем две половинки вместе, и место швов склеиваем бумагой. Вот и все, наша заготовка готова. (рис. 3)
Далее покрываем заготовку белой краской, даем ей высохнуть и приступаем к росписи нашей матрешки, предварительно простым карандашом наносим необходимые разметки.
Расписывает игрушку мастер по своему усмотрению (рис 4)
И вот Вам наша красавица - матрёшка готова!
Заключение
В заключении я задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?» «Чему она меня научила?»
Самое главное, что я узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Для ответов на интересующие меня вопросы мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась  работать с источниками. Было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь.
Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая их со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности. Я делаю первые шаги, поэтому было сложно собирать свои мысли воедино, делать соответствующие выводы.
Итак, о русской Матрешке я узнала очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, с какими событиями это было связано, какие Матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем, но и многое другое.
Но главное я поняла, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.
Литература:
1. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония.  Полигон. http://www.polygon.ee/portal2.Trud.ru № 186 за 16.10.2002
3. С. Газарян "Прекрасное - своими руками".
4. Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.5 Русская Цивилизация - www.rustrana.ru
Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"
6. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
7. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г. 
8. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Издательство "Народное образование" в 1998 году, а также публикациям в периодическойпечати разных лет. http://luch.tver.ru/9. Л.Н. Соловьев. Русская матрешка. М.: Интербук, 2003.
10. Журнал «Начальная школа» №1, 1994., №9, 2002.
11. Материалы из Интернета http://go.mail.ru/search_images.
12. Фоторгафии из личного архива.
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3
Приложение 4

Семёновская матрёшка Полхов - Майданская матрёшка

Вятская матрёшка Сергиево - посадская матрёшка
Приложение 5
Мастер – класс по изготовлению «Матрёшки» в технике «Папье - маше»

1.Для начала нам понадобится форма – болванка, на которую мы будем наклеивать слои бумаги, чем больше слоев, тем прочнее будет наша игрушка. А для работы в технике
«Папье - маше» бумага газетная, бумага офисная, клей, клейстер, кисти для клея.


2. Первый и второй слой нужно обклеивать бумагой намоченной только одной водой, это все для того, чтобы легче можно было вытащить болванку. Если мы сразу будем использовать бумагу с клеем, то после просушки не сможем вынуть болванку

3. Следующий этап это извлечение болванки из получившейся заготовки: при помощи резака или острого ножа разрезаем нашу заготовку на две части и осторожно вынимаем болванку. Затем соединяем две половинки вместе, и место швов склеиваем бумагой. Вот и все, наша заготовка готова.

4. Наша заготовка готова, можно приступать к росписи изделия, а для этого нам понадобится: гуашь, кисти различной толщина, простой карандаш.
А вот, что же у меня получилось, я хочу Вам продемонстрировать наглядно!