Методические рекомендации Основные формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Основные формы работы с родителями
в учреждении дополнительного образования детей
(Методические рекомендации)
Евпатория, 2015
Введение
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей (Далее – ДОД) не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, – которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.
Составитель: Бессарабова Т.А.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с родителями:
1. Групповые формы:• Дни открытых дверей. • Конференция.
• Родительское собрание. • Творческие мастерские. • Совместная досуговая деятельность.
2. Индивидуальные формы:• Анкетирование, диагностика.• Посещение семьи на дому.• Индивидуальная консультация (беседа).• Просветительская работа.
Остановимся подробно на каждой из них.
Групповые формы:
• Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
• Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в учреждении в целом. Это могут быть читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.
• Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.  Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Организация и структура родительского собрания (Приложение 1).
• Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
• Совместная досуговая деятельность.
Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в системе ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Примерами таких мероприятий могут быть традиционными праздники: «Волшебница Осень», «Новогодние приключения», «8 Марта – праздник мам», «Выпускной бал», «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:
- литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;
- литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама – солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.По результатам конкурсов оформляются выставки и оформляются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.
Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.
Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.
Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.  Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.
• Посещение семьи на дому. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах о склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
• Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) (Приложение 2).
• Просветительская работа. 
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ДОД, группа в контакте) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.
Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.
Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ДОД.
Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей.
Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.
Золотые фонды. Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенных материальных затрат. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.
«Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.
Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.
В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Использованная литература:
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Приложение 1
Организация и структура родительского собрания
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:
Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.
Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Приложение 2
Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед)
Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.
Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Залог успешной консультации:
Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
Улыбайтесь.
Называйте родителей по имени и отчеству.
Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).
Держите паузу.
Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Учитывайте личные интересы родителей.
Приложение 3
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.
Задачи исследования:
Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.
Определить, насколько удовлетворены родители учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.
Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.
Уважаемые родители!
Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы Центра детского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.
Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в ЦДТ.
Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.
Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.
Заранее благодарим и желаем успеха!
Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в Центре детского творчества?
А) да, постоянно
Б) да, эпизодически
В) нет, не участвовал
Г) затрудняюсь ответить
2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в Центре детского творчества?
А) в основном нравятся
Б) нравятся, но не во всем
В) в основном не нравятся
Г) затрудняюсь ответить
3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?
А) в основном удовлетворительныеБ) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет
В) в основном неудовлетворительныеГ) затрудняюсь ответить
4. Что Вас привлекает и не привлекает в Центре детского творчества?
_____________________________________________________________________
5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в Центре детского творчества.
_____________________________________________________________________
Приложение № 2
Анкета для родителей
Часто ли должны проводиться родительские собрания?
Все ли родительские собрания вы посещаете?
Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?
Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?
Приложение № 3
Правила
педагогической этики во взаимодействии и родителями обучающихсяУчитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.
Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам формы работы с родителями, которые Вы можете использовать при составлении «Плана воспитательной работы творческого объединения».
№ Наименование мероприятия Срок проведения
Государственно-общественные формы работы.  Выбор родительского комитета и представителя в Управляющий, Попечительский совет организации. Октябрь
Традиционные формы работы Родительское собрание «Знакомство с творческим объединением». Сентябрь
Участие семей творческого объединения в спортивных мероприятиях «Веселые семейные старты» По отдельному плану организации
Посиделки для детей и родителей к светлой Пасхе Апрель
День открытых дверей В любой месяц на усмотрение педагога
Совместный семейный праздник «Мое семейное древо» В любой месяц на усмотрение педагога
Творческая мастерская, посвященная Международному женскому дню «Вместе с мамой» Март
Творческая мастерская, посвященная Дню Отца «Мастерим с папой» Апрель
Совместная акция детей и родителей «Сделаем скворечник» Март
Туристический поход совместно с родителями «Сбережем природу для будущих поколений» Май
Родительское собрание «Итоги работы за учебный год» Апрель или май
Интерактивные формы работы Анкетирование родителей на выявление запросов Сентябрь
Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении В течение учебного года
Посещение на дому По мере необходимости в течение учебного года
Родительская конференция «Творчество в жизни моего ребенка» По отдельному плану организации
Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг Май
Просветительская работа Создание сайта или группы творческого объединения в социальных сетях В любой месяц на усмотрение педагога
Разработка буклета о работе творческого объединения В любой месяц на усмотрение педагога
Оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей В течение учебного года
Организация тематических выставок работ обучающихся (для показа во время проведения традиционных форм работы) В течение учебного года
VII. Понятийный аппарат.
 
       Адаптация - процесс перевоспитания в сочетании с влиянием, предполагающим изменение в развитии личности.
       Досуг -  часть времени личности, группы и общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, а так же для удовлетворена личных интересов и потребностей.      Коррекция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.
      Конференция -  форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.
       Репродуктивность - воспроизводство чего-либо, кого-либо.
 
 
Первичная социализация - обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка, в семье переплетаются естественно биологические и  социальные связи родителей и детей. Они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который
накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растёт, её нравственные нормы и традиции народа.
      Родительский комитет- группа родителей, которых выбрали на общем собрании, с целью представления интересов учащихся и активного участия в жизни образовательного учреждения.
     Родительское собрание- это вид работы с родителями, в основе которого лежит цель сбора всех членов для обсуждения актуальных проблем и выработки определённых решений.
     Самоуправление- это коллективное управление, участие всех членов образовательного процесса, в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс  выработки и принятия общих решений.
    Тренинг- это упражнение в чём-либо, проживание какой-либо ситуации в игре.
    Семья - основанное на браке и (или) кровном родстве малая   социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимообязанностями по отношению друг к другу.
   Социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого существует основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первоначальная социализация детей, бытовой уход, образовательного, медицинского и другого обслуживания.