Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», Оханский район, Пермский край
Барышникова Надежда Ивановна, зам. директора по УВР, педагог дополнительного образования
Рекомендации по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования
Образовательная политика нашего государства, учитывая изменяющиеся социально-экономические условия, определяет ориентиры для образовательных организаций. На сегодняшний день в приоритете обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их становление и развитие.
Почему данная категория под пристальным вниманием государства? Наверное, потому, что число таких детей растёт во всём мире, и проблема их социализации стала очень актуальной. Признание прав таких детей, их интересов и потребностей, помощь в личностном развитии и выборе профессиональной деятельности теперь стало заботой государства. Нельзя оставлять без внимания данную категорию и учреждениям дополнительного образования. Как же правильно расставить приоритеты?
А самое главное - с чего начать?
Первым шагом в организации работы с детьми с ОВЗ является изучение терминологии и существующей практики работы с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования.
Прежде всего, необходимо детально изучить выдержки из Закона об образовании, который определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. А также ещё раз обратить внимание на наш основной документ в дополнительном образовании - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённый приказом МО РФ от 29 августа 2013 г. N 1008. Именно в этом документе подробно и детально представлены особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Создание условий для таких детей и является сегодня одной из главных задач образовательной организации.
Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:
использование адаптированных образовательных программ,
применение специальных методов обучения и воспитания,
использование учебных материалов и технических средств в зависимости от вида нарушения,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.
Следует обратить внимание, что в ближайшее время будут внесены изменения в закон об образовании в этом направлении. Проектом Минобрнауки России предлагается внесение кардинальных изменений в термины, относящиеся к ОВЗ и инвалидам, наименование и функции Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обязанностей педагогических работников и родителей обучающихся, вопросов лицензирования и аккредитации адаптированных образовательных программ. В частности, в проекте уже предложено новое определение ребёнка с ОВЗ (обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными или другими нарушениями, обуславливающими его особые образовательные потребности, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий).
Помимо вышеуказанных документов нужно ознакомиться и с другой нормативной документацией, касающейся подходов к работе с детьми с ОВЗ и детей – инвалидов. Наиболее полно она представлена в интернет в разделе «Документы» Информационно-методического портала по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ», http://edu-open.ru. А так же на сайте Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, http://www.inclusive-edu.ru.
Необходимо педагогу и владеть общепринятой терминологией, которая необходима в работе с детьми с ОВЗ.
Содержание деятельности педагога обуславливается многими факторами, в том числе:
- спецификой нарушений развития ребёнка;
- уровнем его желания и активности;
- готовностью учреждения к инклюзивному образованию (условия обучения);
- готовностью педагогического коллектива;
- интересом родителей;
Закон об образовании даёт педагогическим работникам свободу в выборе средств, методов обучения и воспитания. Но следует помнить, что специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с такими детьми должны педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку.
Образовательный маршрут должен определяться на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом особенностей развития и возможностей ребенка, порой и с непосредственным участием родителей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Для детей с ОВЗ он строится в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития, от пожеланий родителей, рекомендаций медиков и желания ребёнка. Такие программы имеют творческую направленность, включают творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки ребенка.
Обучение по индивидуальному учебному маршруту в сочетании с применением современных образовательных технологий помогает сделать образовательный процесс гибким и успешным в освоении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных программ.  При разработке образовательной программы педагог должен учитывать и требования ФГОС. Какие существуют Программы обучения в соответствии с ФГОС?
вариант - для детей, достигших к поступлению в школу нужного уровня; обучаются наравне со здоровыми школьниками, но основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Вариант - в основной программе несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье; дети обучаются либо со сверстниками, либо в отдельных группах или классах.
Вариант – отдельный учебный план по созданию адаптированной индивидуальной среды, выбор детьми формы аттестации и сроков обучения; обучение либо со сверстниками, либо отдельно.
Вариант - ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана; возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов.
В реализации образовательной деятельности педагог должен придерживаться следующих принципов работы:
индивидуальный подход (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
междисциплинарный подход (привлечение психологов и логопедов);
вариативная развивающая среда (наличие развивающих и дидактических пособий);
самостоятельная активность ребенка;
семейно-ориентированное сопровождение.
Составляющие профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ:
знание педагога об особенностях развития детей с ОВЗ (по категориям),
степень эмоционального принятия ребенка с ОВЗ,
уровень готовности взаимодействовать с ребенком с ОВЗ;
понимание сути инклюзивного образования и его отличие от традиционных форм образования;
владение навыками анализа особенностей взаимодействия ребенка с особыми потребностями и социального окружения;
Владение способами педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды.
Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том, что
деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха;
обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира;
при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом), упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);
в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;
важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);
замечания вредны и по возможности нужно делать их пореже, не высмеивать слабости и ошибки;
вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
движения должны быть спокойными и уверенными;
нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;
ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.
Активность родителей и их включённость в образовательный процесс является залогом эффективности реализации образовательной программы и процесса социализации.
Психологическая поддержка родителей – процесс длительный, требует комплексного подхода, что предусматривает участие разных специалистов: педагога-психолога, педагога-дефектолога, медицинского работника, социального работника и др.
Включение родителей в образовательную деятельность помогает:
поменять их представление о собственных детях и их месте в обществе,
раскрыть творческий потенциал детей и родителей,
развитье коммуникативные качества детей и родителей,
изменить либо подкорректировать внутрисемейный климат.
Формы взаимодействия с родителями:
установление контакта с родителями вновь прибывших детей, составление плана совместной деятельности;
разработка примерных правил для родителей, воспитывающих «особого» ребёнка;
участие родителей в образовательном процессе (можно через временные творческие группы);
оказание родителям эмоциональной поддержки;
предоставление психолого-педагогической помощи, информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейшего маршрута образования;
участие родителей в мероприятиях (проектирование, организация и проведение).
Ориентиры и целевые установки при планировании деятельности
В организации образовательного процесса:
эффективность качества реализации образовательной программы, её корректировка;
создание психологически комфортной развивающей образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.
В работе с семьей:
направленность мероприятий на повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей;
активность родителей в образовательном процессе;
позитивные изменения в детско-родительских отношениях.
В самообразовании:
повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с ОВЗ;
мотивационная готовность к работе;
обобщение и трансляция опыта работы.
Необходимо помнить, что любая образовательная организация сегодня, создавая инклюзивное пространство, должна изучить опыт работы в этом направлении, провести обучающие семинары для педагогов, разработать локальные акты и рекомендации по созданию адаптированных программ, а также обеспечить межведомственное взаимодействие в территории.