Занятие по развитию речи подготовительная группа Дикие и домашние животные

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
ТЕМА: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ».
Солоникина Ольга Павловна,
воспитатель МБОУ «Школа № 24»
г. Благовещенск, Амурской области
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные: продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных; учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
Развивающие: развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Планируемые результаты: знает названия диких, домашних животных и их основные отличия; имеет представления о профессиях людей, которые работают с домашними животными; умеет устанавливать причинно-следственные связи и составлять сложные предложения, сочиняя небольшой рассказ о жизни домашних животных.

Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
2. Проведение дидактических игр «Кто где живёт? », «Кто лишний? », «Назови маму», «Назови детеныша».
3. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
4. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика «Запах леса» с использованием ароматерапии, физминутка «Лесные жители», пихтовое масло.
Материалы и оборудование:
фигуры диких и домашних животных, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации,
Программное обеспечение: презентация по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку на экране и попробуйте определить профессию человека, изображенного там. Кто выращивает птиц на птицефабриках?
Дети: Птичница.
Воспитатель: Правильно, птичница. Но случилась у неё беда. Оставили её присматривать за животными, а они убежали все в лес. Что же делать? Расстроилась птичница Анна Ивановна. Ребята, давайте поможем Анне Ивановне найти потерявшихся животных в лесу. Вы согласны?
Дети. Согласны!
Воспитатель: Для того, чтобы нам легче было искать животных, я предлагаю вам окунуться в атмосферу леса. Давайте мы с вами будем смотреть на экран, слушать «мелодию леса», а одновременно вдыхать ароматы его при помощи дыхательной гимнастики. Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (5-7 р.) .
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в лесном царстве, где поют птицы, журчит ручей, свои запахи, по тропинкам гуляют животные. Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Но кого нам искать-то. Вы знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: И я не знаю. Хотите узнать?... Давайте мы с вами попробуем отгадать загадки и узнаем животных, которых нам предстоит найти.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Посреди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

Не мышь, не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)

Лежит – молчит,
Подойдёшь – зарычит. (Собака)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)

Он хищный зверь, хотя немножко,
Совсем чуть-чуть похож на кошку.
Когда он в клетке, то приятный,
Он симпатичный, полосатый. (Тигр)

С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова. (Коза)

В клетке живет,
Морковку грызёт. (Кролик)

Лежит под плетнём,
Крутит хвостом.
С круглым бочком,
Нос пяточком. (Свинья)

Маленький, беленький,
По лесу прыг, прыг,
По снегу тык, тык. (Заяц)
Воспитатель: Вот мы и узнали, кого же нам искать. Давайте вспомним и повторим названия животных, которых мы нашли в лесу.
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Все животные перед вами на экране, а их игрушечные фигурки на столе. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на них и скажите: вы ничего не заметили?
Дети: Здесь домашние и дикие животные.
Воспитатель: Молодцы! На самом деле здесь дикие и домашние животные. Но в лесу они все перепутались. Помогите им разделиться на две группы: в одну – диких животных, в другую – домашних. (Ребенок на столе делит животных на две группы и на экране появляется слайд, где животные разделены на две группы). Назовите животных каждой группы.
Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить повадки животных. Физминутка «Лесные жители». (Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.
Воспитатель: Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и все эти животные были дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. Я вам буду называть домашнее животное, а вы попробуйте определить его предка (слайд).
Воспитатель: Для чего человек содержит домашних животных?
Дети: Потому что они приносят человеку пользу. (Развернутые рассказы детей о пользе каждого животного для человека: мясо, молоко, шерсть, охрана дома, пахота, перевоз грузов и т. д.)
Воспитатель: Хотите поиграть? Я предлагаю вам игру, которая называется: «Угадай по голосу». Услышав звуки, вы должны определить животное, которое их произносит. (Дети узнают голоса животных).
Воспитатель: Домашних животных разводят не только дома. Есть хозяйства, фермы, где их содержат в большом количестве. Посмотрите, пожалуйста, на экран и назовите профессии людей, которые на них изображены:
Кто доит корову? – (Доярка)
Как называют детёнышей коровы. Как вы думаете, кто за ними ухаживает? (Телятница)
Кто пасет скот на пастбищах? (Пастух)
Как одним словом можно назвать людей, выращивающих домашних животных? (Животновод)
Какой врач помогает животноводам следить за здоровьем животных? (Ветеринар)
Воспитатель: Умницы, ребята, справились с непростым заданием.
А сейчас отгадайте загадки:
Поёт рожок, поёт рожок! Он, собираясь в свой обход,
Мы гоним стадо на лужок. Халат врачебный надевает,
Пасём коров мы целый день, Лекарства в саквояж кладёт,
Лишь станет жарко – гоним в тень. На скотный двор потом шагает.
(Пастухи) (Ветеринар)
Волкам и беркутам на страх
Всегда пасёт овец в горах.
(Чабан)
Воспитатель: Хотите поиграть ещё в одну игру? Называется она «Продолжи предложение».
Продолжите за мной предложения:
Животные бывают (дикими и домашними).
Домашние животные отличаются от диких тем, что (они живут рядом с человеком и приносят ему пользу).
Все домашние животные произошли от(диких животных)
Человек приручил животных для того, чтобы иметь(продукты питания, пух, перья, шерсть)
В животноводческой сфере трудятся(животноводы)
Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу воспитателя)
- не умеют строить себе жилье,
- самостоятельно добывать для себя пищу,
- защищаться от врагов.
А почему дикие животные не смогут жить с человеком:
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Как вы думаете: помогли ли мы птичнице исправить её ошибку, найти домашних животных. (Ответы детей) И за это Анна Ивановна говорит нам большое спасибо.
Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Литература:
Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, .ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (автор – составитель- Н,В Лободина) Издательство «Учитель»Волгоград -2013 г
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.; Мозаика-Синтез. 2012.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, М.; Мозаика-Синтез, 2012.
Сайты, используемые при подготовке презентации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Чей голос на ферме»
ololo.fm/artist/videos/
/www.google.ru/search?q=картинка
www.music7s.com/

15