Особенности использования малых форм фольклора в системе работы по развитию речи учащихся С(к)ОУ-8 вида

Особенности использования малых форм фольклора в системе работы по развитию речи учащихся С(к)ОУ-8 вида
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Произведения малых форм фольклора являются тем источником, который влияет на раскрытие и развитие человеческого потенциала в каждом ребенке. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования; это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
В настоящее время имеется незначительное количество методических рекомендаций, предназначенных для развития речи детей с нарушением интеллекта. Поэтому возникла потребность в изучении особенностей использования малых форм фольклора в системе работы по развитию речи учащихся коррекционной школы.
В связи с поставленной целью было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в педагогике и психологии, проанализированы особенности детей с нарушением интеллекта, особенности развития речи и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей. Анализ литературы показал, что существует ряд неоспоримых фактов, говорящих в пользу использования фольклора в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Сделанные выводы наметили программу деятельности, дали основания для разработки рекомендаций использования малых форм фольклора в системе коррекционной работы по развитию речи учащихся. Проведенное анкетирование среди родителей и учителей начальных классов выявило, что произведения устного народного творчества используются очень мало. Родители и учителя не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Прежде всего, организовали работу на логопедических занятиях. Фольклорные произведения использовали на разных этапах занятия: в организационном моменте, в основной части, во время физкультурных минуток. Для развития звуковой культуры речи использовали потешки, чистоговорки, скороговорки. С целью развития ручной моторики использовали упражнения, народные пальчиковые игры, содержащие потешки и небылицы. Скороговорки способствовали улучшению дикции детей. На занятиях проводили хороводы, подвижные игры с напевным текстом, чтение по ролям. Материалом служили короткие стихотворения, потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили». На занятиях большое внимание уделялось развитию артикуляционной моторики. Дети произносили пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта: «Мал, да удал». Таким образом, для развития звуковой культуры речи ребенка использовали все возможности произведений устного народного творчества. Большинство потешек - готовый дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения. Например, для автоматизации звуков использовали потешки, народные подвижные игры, специально подобранные чистоговорки, скороговорки, насыщенные определенными парами или группами звуков. Заучивание речевого материала начинали с двустиший, с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, затем расширяли объем запоминания до 4-6 строк. Скороговорки использовали и для развития фонематического слуха. Многие потешки, пословицы, выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов. Например: «Радость молодит, а горе старит». При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделялось закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и шипящих. Эта работа осуществлялась с использованием специально подобранных чистоговорок (скороговорок), потешек насыщенных определенными парами или группами звуков. Например, для дифференциации звуков [ж] и [ш] детям предлагали произнести такую скороговорку: «У ежа ежата, у мишки медвежата». Полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков:
«Собака Том сторожит дом»,
При дифференциация свистящих и шипящих использовали потешки:
«Сидит белка на тележке,
Продает она орешки» и др.
Использовали занимательные упражнения на изменения в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения логического ударения. Они имеют своеобразную форму диалога, построенного по типу"вопрос - ответ". Например. Вопрос: "Ткач ткет ткани на платок Тане?" Ответ: "Ткач ткет ткани на платок Тане".
Параллельно проводилась работа по звуковому анализу и синтезу. Скороговорки использовали и для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия. «На былинке пылинка, пылинка на былинке». Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. Повторить эти звуки, четко артикулируя. Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. В каких словах слышится звук [п], в каких звук [б]? Использовали такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда.
Ква-ква-ква, кричит лягушка.
Ку-ку-ку, кричит кукушка.
Для развития связной речи, использовали игры–драматизации, загадки. Динамичная игра-драматизация побуждает ребенка обращать внимание не только на речь, ее выразительность, но и регулировать собственное поведение в ситуации общения: уважение к собеседнику, соблюдение правил и требований речевого этикета.
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки, колыбельные песни выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Здесь на помощь приходят огромные возможности загадки. Остроумны и разнообразны народные загадки: о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека. Дети с нарушением интеллекта с трудом отгадывают загадки. Поэтому необходимо их этому научить. Заранее знакомили детей с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Загадывая детям загадки, повторяли их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки.
Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр («Гуси- лебеди», «У медведя во бору» и др.). Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава, где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает:
Ты, коза, коза, лубяные глаза
-Где коза, была? -Жеребят пасла.
-Где жеребята? -В гору ушли.
-Где гора? -Черви выточили
При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, мы использовали народные песенки, потешки, пестушки, заклички, приговорки, которые также представляют собой прекрасный речевой материал.
Котик –коток
Кудреватенький лобок!
Сидит кот у ворот
Для развитие навыков словоизменения и словообразования мы опять же использовали фольклорный материал: усвоение имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Зимой бы съел грибок, да снег глубок; съел кусочек с птичий носочек;
- Водичка, водичка, Умой мое личко
Усвоение относительных прилагательных:
Не бывать сосновой шишке на рябине.
Смелому - медовые пышки, трусу - еловые шишки.

Логопедическая работа осуществлялась не только на специальных занятиях, но и на других уроках, во внеклассное время. Учителям начальных классов были даны рекомендации по использованию малых форм фольклора на уроках. Была проведена большая работа во внеурочное время. В своей работе мы старались придерживаться народного календаря, организовали календарно-обрядовые праздники. Провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи. С родителями проводились консультации. Дети рисовали рисунки по пословицам и поговоркам.
Таким образом, целенаправленное воздействие средствами русского фольклора на личность воспитанников способствует не только развитию речевых способностей, но и помогает, эмоциональному, познавательному и социальному развитию детей младшего школьного возраста.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Логопедические занятия, уроки, внеклассные мероприятия, в ходе которых использовался фольклорный материал, у детей вызывали огромный интерес, оживление, радость, что поддерживало постоянно положительный эмоциональный настрой, позволяло в течение длительного времени удерживать работоспособность на высоком уровне, обеспечивало легкое и быстрое усвоение программного материала, повышало мотивацию к обучению.
Итогом деятельности являются следующие положительные результаты: обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями, речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной, Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей с нарушением в развитии вполне оправдывает себя.








13PAGE 15


13PAGE 14515