Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста


Тема: Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста
Что такое игра в общем ее понимании?  Игра – это центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Игра – это важное звено в общении между детьми. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
В нашем исследовании мы будем рассматривать сюжетно-ролевую игру и то, как она влияет на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Сюжетно-ролевые игры занимают значительное место в жизни детей. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы. Сюжетно-ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе. В игре появляется способность видеть мир не только со своей точки зрения, но и глазами другого человека, т.е. происходит интеллектуальная децентрация, формируется умение анализировать свои поступки, действия, мотивы поведения с поступками других людей. В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
Известный психолог Л.С. Выготский считает, что сюжетно-ролевая игра является важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста. В этом заключаются ее основная функция и значение для развития личности ребенка этого возраста. В игре, по мысли Выготского, «homo esse»- становится человек.
Сюжетно-ролевая игра социальна по своему происхождению, т.е. возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Такой вывод сделал Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований. Появление игры связано не с действием каких-либо врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывавшие ролевую игру, указывали, что огромное влияние на нее оказывает окружающая действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок не только создает мнимую ситуацию, но и берет на себя роль другого. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и. д. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следя за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности. Наоборот, в ней действуют законы и правила, сходные с теми, которые есть действительностью. Как указывал Л.С. Выготский, всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.
Что же такое для ребенка роль? Роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Рассмотрим, какие отношения складываются между детьми в процессе игры.
В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок удерживает в голове два плана: реальные и игровые: «Я ребенок - ты ребенок. Я врач – ты пациент». Между детьми складываются и проявляются ролевые и реальные отношения. Ролевые отношения обусловлены сюжетом и содержанием игры, взятой на себя ролью. Дети в ролевых высказываниях и действиях отражают свои представления о характере и содержании взаимоотношений персонажей игры (врач должен внимательно и заботливо относиться к пациентам). Но даже изображая по ходу игры отрицательные взаимоотношения между персонажами, дети в реальности продолжают заботливо и по-товарищески относиться друг к другу.
Реальные отношения – это взаимоотношения детей как товарищей, партнеров по игре. Они определяют выбор и распределение ролей, проявляются тогда, когда ребенок как бы временно выходит из роли и дает разнообразные реплики, замечания, требования, указания о соблюдении правил, которые регулируют ход игры.
Л.С. Выготский считает главным противоречием игры: с одной стороны- игра это радостная, свободная, эмоционально-насыщенная детская деятельность, с другой стороны, сюжетно - ролевая игра – это школа произвольного поведения. Ребенок подчиняя свои действия правилам, делает то, что положено, преодолевая свои желания.
Игра, как и другие виды совместной деятельности, требует от дошкольника проявления определенных нравственно-волевых качеств, умений, необходимых для установления контактов со сверстниками. Такие умения А.П. Усова охарактеризовала как качества «общественности» и отнесла к ним умение действовать сообща; устанавливать связи с другими детьми; находить свое место среди играющих, проявлять инициативу и убеждать других, чтобы они приняли в игру; быть внимательным к сверстникам; не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться справедливым требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
Из всего выше сказанного следует, что сюжетно-ролевая игра создает определенные условия для усвоения нравственных норм и правил поведения. Сферу знаний о нравственных отношениях, принятых в человеческом обществе, ребенок осваивает преимущественно, выполняя роли, моделируя способы поведения, действия, взаимоотношения между людьми. Поэтому важно, чтобы дети понимали внутренний, нравственный смысл «хороших» и «плохих» поступков, верно передавали характер переживаний персонажей, а не только повторяли те или иные поступки.
Важна и смена позиции детей, когда они разыгрывают не только привлекательные, но и непривлекательные роли. Сюжетно-ролевая игра предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. Поэтому реальный уровень выполнения нравственных норм у детей формируется преимущественно в отношениях по поводу игры (умение уступить, поделиться игрушками и пр.). Если в сюжетно-ролевых отношениях дети относятся к напарнику обычно доброжелательно, то в ситуациях по поводу игры, где необходимо чем-то поделиться, они могут демонстрировать неустойчивое эмоциональное отношение к сверстнику. Под влиянием просьб товарища это отношение изменяется от доброжелательности к неудовольствию, напряженности, а затем, после выполнения просьбы, вновь к доброжелательности. Такое изменение свидетельствует о том, что нравственные требования еще не стали устойчивыми мотивами поведения и требуют от взрослых соответствующей организации взаимоотношений детей по поводу игры (С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно - ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.