«Развитие речи детей с использованием малых форм фольклора»


ГБОУ СОШ 854 Школьное отделение детей с ОВЗ

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла.














Доклад к методическому объединению на тему :

«Развитие речи детей с использованием малых форм фольклора»







Учитель музыки
I кв . категории
Сторожук Л.А.







Москва, 2014-2015 г.





Родное слово – основа всякого  умственного развития и сокровищница  всех знаний. К.Д. Ушинский

Проблема развития речи - актуальная проблема сегодняшнего дня. Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья существенно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Значительное отставание отмечается у таких детей в появлении фразовой речи позднего развития и значительного снижения интеллекта, отмечаются грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Внимание у таких детей всегда не устойчиво, легко отвлекаются, произвольное внимание крайне слабое . Особенно нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать элементарное обобщение, очень узко воспринимает то, о чём ему рассказывают. Нарушение мышления у ребёнка непосредственно сказывается на владении речью. В младшем школьном возрасте дети со ССД с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у таких детей с либо отсутствует, либо формируется с большим запозданием. У детей со сложной структурой дефекта значительно чаще встречаются тяжелые речевые дефекты, отрицательно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности и поведения. Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой, лексической, грамматической).
Для плодотворного общения педагога и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а так же для благоприятного течения коррекционного воздействия, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Что как не фольклор, может нам в этом помочь. Ценность обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой народа о своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, хороводы, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ребенка.

Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Василий Александрович Сухомлинский называл песенки, потешки, незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате такой коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с ОВЗ. С их помощью можно развивать:
- фонематический слух
- грамматический строй речи
- звуковую культуру речи.
- обогащать словарь
Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
Песни хороводные и колыбельные.
Дети любят хороводы. Хороводы отражают любую тематику, различные по характеру и настроению: от напевных до озорных. Большинство песен на своих уроках инсценирую с использованием красочных атрибутов , а на праздниках с использованием р.н. костюмов.(«Подсолнушки», «Вот какой огород!». В старших классах «Бояре», «Ай, во поле калина», «Ой, заря ты, зорюшка» ). Песни-хороводы имеют большое коррекционное значение в работе с детьми, имеющими нарушения речи, поскольку все тексты вокально удобны, мелодическая линия в песнях способствует естественному дыханию, и ее исполнение не требует большого диапазона голоса.
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства, удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени, помогает слышать плавную размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно - ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют. Колыбельные – первые уроки родного языка, помогают запомнить слова, их значение, порядок слов в предложении, снимают тревожность, возбуждение. Действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание), наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик».
Песенки-игры на развитие мелкой моторики
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Учитывая , что у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук + сопутствующие двигательные нарушения , обусловленные поражением высшего уровня регуляции движений. Стараюсь максимально часто использовать этот вид малого фольклора на своих уроках ,особенно в младших классах. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий .Это «Водичка-водиченька, умой моё личико», « Солнышко-вёдрышко!», «Петушок-петушок ».
Знакомство с потешками, прибаутками
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. О.С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций (« Водичка, водичка», «Расти коса до пояса».) Дети учатся двигаться и говорить как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком идёт речь.  Речевой материал усложнялся и подбирался в зависимости от уровня класса .Были разучены и обыграны такие потешки, как « Кисонька – мурысенька», «Я по лесу по зелёному бреду», «Ваня, Ванечка, куда ходил», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима», «Тили – бом».
Дети в младших классах любят учить потешки. Они помогают не только развивать память, речь, но и выражать настроение (огорчение, радость, тревогу, удивление). Например содержание такого текста, как "Дон – дон – дон – дон, загорелся кошкин дом" - обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события. Многие потешки, сопровождающие показом действия, использую для проведения физминуток.

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(На каждую строчку дети загибают очередной пальчик.)
Актуальной задачей речевого развития детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью является и выработка дикции. Известно, что у них еще не достаточно координировано и четко работают органы артикуляционного аппарата. Некоторым присуще: излишняя торопливость, нечеткое проговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствовать их дикцию. Незаменимым материалом для дикционных упражнений являются скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны


Работа над скороговорками
Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. . Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Здесь также играет свою роль и стеснение, так как не все могут сразу свободно петь. В этой ситуации можно использовать для начала скороговорки, которые оказывают огромную помощь в речевом развитии младших школьников. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Я использую этот приём перед исполнением песен. Работу со скороговорками я провожу следующим образом. Вначале произношу текст медленно сама. Затем, разбиваю её на несколько частей (для разучивания) и произношу её с группами школьников (по рядам). Затем произносим её всем классом, по жесту моей руки постепенно ускоряя темп.

Примеры скороговорок:

Прохор и Пахом ехали верхом. Тощие щёки у тощей щуки.

Дружба дружбой - служба службой. Федот, да не тот.

Дед Евсей пасёт гусей. Водолаз вёз воду из водопровода.

Чешуя у щучки, щетина у чушки. Курьера курьер, обгоняет в карьер.

У ежа ежата, у ужа ужата. Сорок сорок съели сырок.

Скороговорки можно использовать не только для речевого развития, но и для формирования навыков правильного дыхания. От правильного вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения вокального произведения. Упражнение «Горка» на развитие долгого и ровного выдоха основано на русской скороговорке про Егорку. Оно развивает длину выдоха, дикцию. Выполняется как в группе, так и индивидуально. Скороговорка произносится нараспев:
На пригорке возле горки жили – были три Егорки

Разучивание скороговорок стараюсь использовать на каждом уроке.. Для повторения скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – группами.
Разучивание потешек сопровождается показом красочных иллюстраций, делает занятие более интересным. Многие из них используются как пальчиковые игры, помогают развивать речь и мелкую моторику:

Сидит белка на тележке,(хлопают в ладоши и ударяют кулачок)
Продаёт она орешки. (о кулачок попеременно)
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику, начиная на обеих руках одновременно)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.



Работа над загадками.

Особое место занимают занятия с использованием загадок, ведь в них отображён весь окружающий человека мир. Часто дети затрудняются правильно отгадать ту или иную загадку. Приучаю их внимательно слушать, разбирать признаки, отличия. Часто использую загадки при закреплении материала, изучении музыкальных инструментов. Например ,«Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?»Предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, находят отгадку.



Итак, потешки, скороговорки, хороводы, колыбельные, попевки с использованием пальчиковой гимнастики являются богатейшим материалом для развития речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, их можно применять в разных режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, т.к. это одно из условий речевого развития детей. С помощью малых форм фольклора можно решать задачи по развитию речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей с умственной отсталостью. Этот богатейший материал словесного творчества народа можно и нужно использовать.



Список литературы

1. Маллер А. Цвинтарный Т. Упражнения для коррекции речи и движения. - СПб: Издательский дом «Светоч».
Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006 г.
3. 2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» (Сост\автор Ю.Круглов) – М.Просвещение,1990.

5. Гавришева Н.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки. - М., Просвещение, 2006.

6. 1.Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. – С.-П., «Детство-Пресс», 2011 г.