Исследовательская работа на тему Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности обучающихся


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ КАЗАЧЕСТВА И НАРОДОВ КАВКАЗА ИМЕНИ А.Ф. ДЬЯКОВА»
НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

X-я открытая общелицейская научная конференция младших школьников
Секция: валеология
Тема: Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности обучающихся


Автор: Коростов Анатолий,
3 «Б» класс МБОУ ЮРЛК и НК
имени А.Ф. Дьякова
Научный руководитель:
Святоха А.В., учитель
физической культуры


г. Железноводск, п. Иноземцево2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………...3-4
Глава I. Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников……………………………………………..................................................................5-7
Глава II (1). Анализ анкеты «Физкультура и спорт в моей жизни»……………………….......8-9
Глава II (2). Исследование – тестирование уровня физической подготовленности мальчиков 3 «Б» класса……………………………..........................................................................................9-13
Выводы и предложения …………………………………………………........................................14
Заключение…………………………………………………………………………………………15
Использованная литература………………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.  
Квинт Гораций Флак.                                              
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии и отражаются на многих системах организма школьника: сердечнососудистой, мышечной, дыхательной. Проблема осложняется постоянно увеличивающимися учебными нагрузками. Сегодня нормальный день у ученика - в среднем, 6 уроков, плюс дополнительные занятия, еще 2-3 часа уходит на подготовку домашнего задания. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности у школьников при продолжительном напряженном умственном труде, - это активный отдых и организованная физкультурная деятельность.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Знания о здоровье, здоровом образе жизни мы получаем на уроках окружающего мира, физической культуры и классных часах. Физическое развитие мы получаем на уроках физической культуре и на занятиях различных спортивных секциях.
Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и дополнительно физическими упражнениями существенно влияет на оптимизацию их физического развития и физической подготовленности, содействует укреплению здоровья. Под уровнем физической подготовленности в рамках школьной программы подразумевают показатели сдачи контрольных нормативов обучающихся: прыжок в длину с места, челночный бег, наклон из положения сидя и т.д.
Исходя из этого, необходимо более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе развития школьников младшего возраста.
Цель работы: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на уровень физической подготовленности мальчиков 3 «Б» класса МБОУ ЮРЛК и НК имени А.Ф. Дьякова.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;
изучить проблему влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников;
провести и проанализировать анкетирование среди обучаемых МБОУ ЮРЛК и НК имени А.Ф. Дьякова, мальчиков 3 «Б» класса «Физкультура и спорт в моей жизни»;
провести тестирование уровня физической подготовленности (методика проведения тестирования) и проанализировать.
Гипотеза: мальчики 3 «Б» класса, занимающиеся дополнительно физическими упражнениями, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств. 
Объект исследования: мальчики 3 «Б» класса (2007-2008 г. рождения).Предмет исследования: показатели уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 1 мин., челночный бег 3х10, бег 30м.)
Методы исследования: анализ литературы, сравнительный, исследовательский, тестирование показателей физической подготовленности.

Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников
На первом этапе были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.
Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе.
Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания школьников, так считают В.И. Лях и А.П. Матвеев.
Многие авторы отмечают, что физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин; Н.А. Фомин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер; Ю.Н. Вавилов).
Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности детей и подростков во внеурочное время, снижение количества школьников, посещающих дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности современных школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад (В.К. Бальсевич; Ш.Х. Бедретдинов; O.A. Богданов; С.И. Изаак; ЛА Семенов).Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на школу. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева). Традиционный урок физической культуры, как правило, не приводит к повышению уровня физической подготовленности школьников (В.К. Бальсевич; A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб).  Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека. Планируя физические нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей) и систематичность (последовательность и регулярность). Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния, являются средством для повышения уровня физической подготовленности.
Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Каждый школьник должен знать свою медицинскую группу, физическое развитие, уровень физической подготовленности. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.
Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость.
Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Развитие быстроты зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Лучшие показатели быстроты отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне.
Гибкость – это свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, способность выполнять движения с большой амплитудой. Проявление гибкости зависит от эластичности мышц, внешней температуры, времени суток. Урок физической культуры способствует развитию гибкости, красоте внешнего вида, пластике.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам за счёт мышечных усилий. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:
Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).
Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре лежа).
Выносливость – способность человека к длительному выполнению работы без снижения ее интенсивности. Основной критерий выносливости – время, в течение которого человек способен выполнять заданную интенсивность деятельности.
Ловкость – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость можно разделить на ручную и локомоторную. Ручная – это умелые движения руками, а локомоторная – туловищем.
Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого. Средством развития физических качеств являются физические упражнения.
Для физического совершенствования, увеличения уровня физической подготовленности учащимся необходимо заниматься дополнительно физическими упражнениями, так как в рамках урочной системы даже при трёх часовой недельной нагрузке данного времени недостаточно.
Именно поэтому ученикам нашей школы представляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.
В нашей школе действует несколько спортивных секций: баскетбол для юношей и девушек, волейбол, футбол, самбо, плавание. К занятиям в секции допускаются все желающие школьники. Данные занятия призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные обучающимися на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения, развивать личностные качества. Такие качества как упорство, умение взаимодействовать в коллективе, сила воли, целеустремленность, взаимопомощь, поддержка и другие необходимы не только на уроках, но и в соревновательной деятельности.
II. Практическая часть исследования
1. Анализ анкеты «Физкультура и спорт в моей жизни»
В ходе выполнения работы было проведено анкетирование, под названием «Физкультура и спорт в моей жизни», в котором приняло участие 15 респондентов.
Согласно проведенному анкетированию:
выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику? Да - 6 человек, нет – 2 человека, редко - 7 человек;
сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе? До 1 часа - 5 человека, 1.5 -2 часа – 6 человек, 2 и более часа- 4 человек;
выполняешь ли ты дома физические упражнения? Да - 11 человек, нет – 0 человек, редко - 4 человека;
какие игры ты предпочитаешь? Компьютерные -2 человека, дворовые -13 человек;
во сколько ты ложишься спать? До 22 часов – 11 человек, до 23 часов - 4 человека, от 23 и более часов – 0 человек;
сколько времени ты проводишь перед компьютером? До 1 часа - 8 человек, от 1 до 3 часов - 4 человека, от 3 и более часов –0 человек; также 3 человека отметили, что не проводят время за компьютером;
как часто ты болеешь? 1 раз в год - 10 человек, 1 раз в триместр - 5 человек, каждый месяц – 0 человек;
посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 10 человек, нет – 5 человек, редко - 0 человека;
посещаешь ты уроки физкультуры (в сп.зале)? Да – 15 человек, нет – 0 человек, редко - 0 человек;
часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 0 человек, нет – 9 человек, редко - 6 человек;
если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни или забыл форму;
нравится ли тебе уроки физкультуры? Да – 15 человек;
сколько времени в неделю занимаешься на секции? до 1часа – 0 человек, от 1 до 3 часов – 2 человека, от 3 и более часов – 7 человека;
нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные игры? Да – 15 человек;
продолжительность занятий спортом (спортивные секции)? 1 год – 2 человека, 2 года – 3 человека, 3 и более лет – 4 человека;
занимаются ли в твоей семье спортом? Да – 13 человек, нет – 2 человека;
почему ты занимаешься в спортивных секциях? Респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение, развивают их выносливость и другие физические качества, любят принимать участие в соревнованиях.
Анализируя данное анкетирование, делаем вывод, что спортивные секции регулярно посещают 4 человека и 1человек редко. Посещают спортивные секции более 3 лет-4 человека, 2 года- 3 человека, 1 год- 2 человека. Из 15 учеников, только у четырёх мальчиков недельная физическая нагрузка составляет более 10 часов, не считая прогулок на свежем воздухе, утренней гимнастики, а у остальных - 3 часа физической активности на уроках физической культуры, не считая прогулок на свежем воздухе и утренней гимнастики.
Список мальчиков, посещающих секции:
до1 года – Каменец Андрей, Макеев Никита;2 года и более – Мызников Дмитрий, Гузий Матвей, Коростов Анатолий;3 и более лет – Иноземцев Денис, Татаров Александр, Гавриленко Ярослав, Михайлов Альберт.
Многие опрошенные ученики ведут активный образ жизни: выполняют утреннюю гимнастику, много времени проводят на свежем воздухе и интересуют их больше дворовые игры, нежели компьютерные. За компьютером мальчики проводят около 1 часа в день, и только 4 человека от 1ч до 3ч. 100% обучающихся посещают уроки физической культуры и всем она нравится. Все обучающиеся любят на уроках играть в спортивные игры. Многие ученики ответили, что их семье занимаются спортом, либо это братья и сёстры, либо родители. На вопрос, почему ты занимаешься в спортивных секциях, опрошенные отвечали, что физические нагрузки повышают настроение, развивают выносливость и другие физические качества, воспитывают уверенность в своих силах, учатся работать в коллективе, а также что они любят принимать участие в соревнованиях.
2. Исследование – тестирование уровня физической подготовленности мальчиков 3 – б класса
При оценке общей физической подготовленности учащихся, можно использовать самые разнообразные тесты. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей.
В исследовании приняли участие мальчики 3 – б класса, которые относятся к основной медицинской группе.
В школьной программе предусмотрена сдача контрольных нормативов, с помощью которых можно определить уровень физической подготовленности. Были выбраны тесты для проверки скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости, быстроты – это челночный бег 3х10, прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения сидя, поднимание туловища за 1 минуту, бег 30м. Нормативы соответствуют уровню физической подготовленности обучающихся согласно авторской программы по физической культуре авторского коллектива В.И. Лях, А.А.Зданевич.
«Челночный бег 3х10»
Тест «Челночный бег 3х10» предназначен для оценки скоростных способностей. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости, из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях.
«Прыжок в длину с места»
Тест «Прыжок в длину с места» предназначен для оценки скоростно-силовых качеств. Провести линию и перпендикулярно к ней закрепить сантиметр. Встать прямо, ступни параллельно, на ширине одной ступни; подняться на носки, руки вперед-вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги, руки назад; затем резким движением рук вниз-вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед вверх. В полете вынести ноги вперед и приземляется на согнутые ноги, руки вперед. Расстояние измеряется от начальной метки до пяток. Дается три попытки.
«Наклон вперед из положения сидя»
Тест «Наклон вперед из положения сидя» предназначен для определения гибкости. Необходимо на полу обозначить центровую и перпендикулярную линию. Сидя на полу ступнями ног касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 30 см. Выполняется 3 наклона вперед, на 4-м фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании ее кончиками пальцев, фиксации этого результата не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается. Предоставляется 3 попытки.
«Поднимание туловища, 1 мин.»
Тест «Поднимание туловища, 30 сек.» предназначен для определения выносливости. Исходное положение: лежа на спине, затылок головы касается пола, руки за головой, пальцы в замок, локти касаются пола, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены (партнёр держит руками за ступни ног). Фиксируется количеством выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд. При выполнении упражнения нельзя отрывать таз от пола. С помощью этого теста определяется выносливость.
«Бег 30 метров»
Тест «Бег 30 метров» предназначен для определения быстроты.
Бег 30 м. выполняется с высокого старта. После команды «Марш!» бегун резко бросается вперед, через 5–6 шагов принимается вертикальное положение тела. Нога касается дорожки передней частью стопы, во время бега руки согнуты в локтях.
Фамилия, имя Год рождения Физкультурная группа Челночный бег 3х10 Уровень Прыжок в длину с места Уровень Наклон вперед Уровень Поднимание туловища, 1 мин. Уровень 30м. Уровень Уровень
Аврамец Богдан 2008 I осн10.2 Выше средн151 Ниже средн4 Средн46 Высок 6.3 СреднСредний
Гавриленко Ярослав 2007 II осн9.2 Высок 172 Высок 8 Высок 45 Высок 5.8 Высок Высокий
Гузий Матвей 2007 II осн9.9 Средн145 Ниже средн5 Средн40 Средн6.5 Ниже среднСредний
Иноземцев Денис 2008 II осн9.2 Высок 165 Высокий 7 Высок 43 Высок 5.8 Высок Высокий
Каменец Андрей 2007 I осн9.5 Выше средн160 Высокий 6 Выше средн41 Высок 6.0 Выше среднВыше среднего
Карнаухов Анатолий 2007 I осн10.4 Низкий 139 Ниже средн3 Средн31 Низкий 6.8 Низкий Низкий
Коростов Анатолий 2007 I осн9.3 Выше средн171 Высокий 10 Высок 48 Высок 6.0 Выше среднВысокий
Макеев Никита 2007 I осн9.8 Средн161 Высокий 5 Средний 40 Средний 6.2 Средний Средний
Михайлов Альберт 2007 II осн9.5 Выше средн170 Высокий 9 Высокий 45 Высок 5.9 Выше среднего Высокий
Мединцев Максим 2007 II осн10.2 Ниже средн145 Средний 4 Средний 31 Низкий 6.7 Низкий Ниже среднего
Мызников Дмитрий 2007 I осн9.3 Выше средн147 Выше средн10 Высок 41 Высок 6.0 Выше среднВыше среднего
Слепаков Дмитрий 2007 II осн10.4 Низкий 140 Средн4 Средн30 Низкий 6.9 Низкий Низкий
Татаров Александр 2007 II осн9.1 Высок 167 Высокий 10 Высокий 46 Высок 5.7 Высокий Высокий
Черников Роман Алексеевич 2007 I осн10.3 Ниже средн140 Средний 4 Средний 32 Ниже средн6.6 Ниже среднего Ниже среднего
Черников Роман Сергеевич 2007 II осн 10.4 Низкий 139 Ниже средн4 Средний 36 Средний 6.8 Низкий Ниже среднего
Анализируя показания контрольных нормативов тренированных и нетренированных мальчиков, можно отметить:
низкий уровень подготовленности у 2 учеников (Карнаухов А., Слепаков Д.), ниже среднего уровня у 3 мальчиков (Мединцев М, Черников Р.А, Черников Р,С,.), средний уровень у 3 обучающихся (Аврамец Б., Гузий М., Макеев Н.), выше среднего уровня у 2 учеников (Каменец А., Мызников Д.) и высокий уровень у 5 мальчиков (Гавриленко Я., Иноземцев Д., Михайлов А., Коростов А., Татаров А.);
значительно разнятся показатели всех нормативов;
у продолжительно тренирующихся мальчиков все показатели нормативов выше, чем у нетренированных.
Выводы и предложения
Результаты исследовательской работы подтвердили, что дети, занимающиеся дополнительно физическими упражнениями, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств;
Развитие физических качеств зависит от продолжительности занятий физической культурой и спортом;
На низком и ниже среднего уровнях контрольный норматив по «Прыжку в длину с места», у 4 учеников. Для коррекции данного норматива рекомендуются определённые упражнения, вот некоторые из них:
- прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество;
- выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков;
- спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз;
- различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе и т.д.;
4. На низком и ниже среднего уровнях показатели норматива «Наклон вперёд из положения сидя» у 8 человек. Для коррекции данного норматива рекомендуется выполнение упражнений с повышенной амплитудой, например,
- из положения стоя или сидя наклоны вперёд, не сгибая ноги в коленях;
- «Мост»;
- из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые, вытянуты вперед, производить вращение туловища поочередно в противоположные стороны и т.д.;
5. Для повышения уровня физической подготовленности и увеличения объёма двигательной активности необходимо:
- регулярное выполнение утренней гимнастики;
- добросовестное отношение к урокам физической культуры;
- выполнение домашнего задания, направленного на развитие физических качеств;
-дополнительно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время.
Заключение
Заниматься спортом нужно, чтобы стать здоровым, ловким и сильным, воспитать в себе выдержку и выносливость, научиться преодолевать трудности и ставить новые задачи. И в заключении хотелось бы обратиться к словам команды известных ученых и врачей под руководством академиков Н.Г.Блохина, К.И.Чазова к нам – школьникам: «Не ждите, пока кто-то за руку вас приведёт на стадион, будьте инициативнее! Занимайтесь физкультурой сами, приобщайте к ней младших братишек и сестрёнок и даже родителей. Помогайте вашим мамам по дому, чтобы у них высвободилось время для прогулок, туристического похода!» Вот к чему они нас призывают.

Использованная литература:
1.Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - №5. - С. 4-8.
2.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого - М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
3.Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. Изд. «Просвещение», 2011
4.Фарфель В.П. «Направление движениями в спорте». М.: «ФиС», 2005.
5.Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М.: «ФиС», 2004.
6.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «ФиС», 1991.
7.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.
8.Основы теории и методики физической культуры. Учебник для тех. физкульт. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: «ФиС», 1980.
9.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Б.М. Шиян. Изд. «Просвещение», 1988
10.http://www.fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/1111.http://nsportal.ru/ap/ap/nauchno-tekhnicheskoe-12.tvorchestvo/2014/03/08/vliyanie-dvigatelnoy-aktivnosti-na-fizicheskuyu13.http://www.fizkulturaisport.ru/biologiya/vozrastnye-osobennosti/269-14.fiziologicheskie-osobennosti-detej-podrostkov-i-yunoshej-15.vasileva.html?showall=116.http://www.uhlib.ru/zdorove/giri_sport_silnyh_i_zdorovyh/p6.php17.http://www.coolreferat.com/ 17.http://vmede.org18.http://bmsi.ru/