МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр дополнительного образования»









МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ












Барышникова Анна Владимировна
педагог дополнительного образования



2015

1.1.Понятие «метода проектов»
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [10]. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта.
Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссию [10].









1.2. Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений среди подростков.
В последние годы значительно вырос интерес к профилактической и воспитательной работе подростков в связи с внедрением ФГОС второго поколения в общеобразовательные учреждения. Педагоги и психологи должны формировать необходимые качества личности, помогать в овладении способами общения с людьми, развивать эмпатию и толерантность. В образовательном процессе используются многочисленные методы и формы работы с учащимися, направленные на формирование его способностей и компетенций в соответствии с типом ведущей деятельности ребенка определенного возраста.
Для подростка одной из ведущих видов деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность – одна из разновидностей форм организации взаимодействия подростка со сверстниками. На современном этапе обучения включение подростка в данный вид деятельности позволит ему приобрести многие навыки, в том числе и коммуникативные. Несформированность последних может привести к возникновению конфликтных ситуаций при взаимодействии подростка с окружающими его людьми. Поэтому необходимо формирование конфликтологической компетентности, которая позволит найти конструктивный выход[5].
Формирование конфликтологической компетентности в подростковом возрасте имеет свою актуальность. Связано это с тем, что, во-первых, стремление подростков к проявлению взрослости зачастую ограничивается неадекватной регламентацией его поведения со стороны взрослых, во-вторых, потребность в самоутверждении, характерная для этого возраста, не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.
Традиционно подростковый возраст считается одним из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности, сопряженным с многочисленными межличностными конфликтами.
Подросткам особо трудно реагировать на сложные жизненные ситуации. Ребенок постоянно находится в коммуникативном взаимодействии с учителями в рамках образовательного процесса, со сверстниками при организации учебной и внеучебной деятельности, с родителями.
Нередко такое взаимодействие характеризуется отсутствием взаимопонимания. Вследствие чего поведение подростка формируется в конфликтной ситуации, не ориентированное на сотрудничество.
Поэтому подростки чаще выбирают деструктивные способы урегулирования разногласий и споров.
Стоит заметить, что конфликты в подростковом возрасте – явление достаточно частое. Л.С. Выготский объясняет значительный рост конфликтов в этом возрасте тем, что «критические периоды развития сопровождаются трудновоспитуемостью. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами» [3].
К.Н. Поливанова также считает, что конфликты являются неизбежным порождением кризиса подросткового возраста. Разрешение кризиса невозможно в старой системе отношений, и поэтому обязательно должно идти через конфликт, который в данном случае имеет положительное значение, он освобождает место для нового и направлен на разрушение старой системы отношений с миром» [5].
И в отечественной, и в зарубежной психологии достаточно широко представлена проблема кризисного и конфликтогенного характера развития подростков в исследованиях таких ученых, как: Л.И. Божович, Н.Н. Толстых,
Л.С. ,Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, К.Н. Поливанова, И.С. Кон, Ст. Холл, Ф. Дольто, Ф. Райе, A.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М. Дебесс, и др. [3].
Одним из предполагаемых способов формирования конфликтологичес- кой компетентности является организация проектной деятельности подростков. Проектная технология позволяет реализовать такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды. В ее рамках интенсивно идет развитие познавательных способностей учащихся, повышается мотивация к обучению, совершенствуются способности к самообразованию и саморазвитию, развиваются умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, способность к рефлексии, умение публично выступать, критическое мышление.
У подростка сильна внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте – организовать самые разнообразные виды общения подростков.
Подростки хотят удовлетворять потребность в общении со сверстниками и заниматься всем многообразием культурной деятельности: спортом, художественной, трудовой деятельностью, особенно художественно-трудовой деятельностью. Проектная деятельность – это как раз тот вид деятельности, в котором актуализируются все эти потребности. По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, систематизирующим в себе элементы игровой, познаватель- ной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, творческой, и, самое главное, коммуникативной деятельности [4].
В.В. Рубцов выделяет следующие составляющие данной деятельности:
распределение начальных действий и операций – задается системой преобразований, обуславливающих поиск принципа построения изучаемого объекта;
обмен способами действия – задается необходимостью преобразования различных способов действия для получения совокупного продукта деятельности;
взаимопонимание – задается характером включения различных способов действия в совместную деятельность.
Также, помимо организованного процесса совместной деятельности, важно учитывать, с точки зрения психологии, следующие средства:
коммуникация, без которой невозможен обмен, распределение и взаимопонимание между участниками совместной деятельности;
рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия [6].
Коммуникация является одной из основных компетенций, формирующихся в процессе образования и воспитания школьников, в частности – подростков. По мнению многих ученых, проектная деятельность в процессе образования целью своей имеет приобретение коммуникативных умений учащихся, работающих в различных группах.
Таким образом, можно говорить о ресурсах, которые содержит проектная деятельность и возможности ее использования как средства формирования конфликтологической компетентности.
По Л.Г. Петровской конфликтологическая компетентность включает в себя следующие составляющие:
понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
наличие навыков управления конфликтными явлениями;
умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов. Данные составляющие проявляются в поведении подростков непосредственно при организации и осуществлении ими проектной деятельности.
Выводы
Для подростка одной из ведущих видов деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность – одна из разновидностей форм организации взаимодействия подростка со сверстниками. На современном этапе обучения включение подростка в данный вид деятельности позволит ему приобрести многие навыки, в том числе и коммуникативные.
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
По мнению многих ученых, проектная деятельность в процессе образования целью своей имеет приобретение коммуникативных умений учащихся, работающих в различных группах.
Таким образом, можно говорить о ресурсах, которые содержит проектная деятельность и возможности ее использования как средства формирования межличностных отношений подростков.