Тема конспекта для 6 класса «Образные возможности освещения в портрете.»


6 класс
Тема: Образные возможности освещения в портрете.
Цель: познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении.
Задачи:
Обучающая. Научить изображать человека при направлении света с боку, снизу , при изображении против света, с контрастностью освещения;
Развивающая. Развивать приемы изображения человека.
Воспитывающая. Воспитывать интерес к человеку, к творчеству, к созиданию.
Оборудование. Репродукции картин Рембрандта «Портрет жены брата художника»
Тип урока: комбинированный
Структура урока
Орг. момент (2-3 мин.)
Актуализация (7-10 мин.)
Объяснение нового материала (10-15 мин.)
Практическая работа (3 мин.)
Итог урока (3 мин.)
Домашнее задание (1-2 мин.)

Ход урока.
Орг. момент. Установка дисциплины в классе. Проверка готовности учащихся к уроку. Тема нашего сегодняшнего урока «Образные возможности освящения в портрете».
Актуализация.
Учитель. На предыдущих уроках вы достаточно подробно познакомитесь с особенностями портретного жанра, техникой приемов работы. Но как зависит от освящения восприятие портрета, вы узнаете сегодня на уроке.
Послушайте поэтические строки:
А, в доме, где жила я много лет,
Откуда я ушла зимой блокадной,
По вечерам в окошках свет.
Он розоватый, праздничный, нарядный…
… Но этих окон праздничный уют
Такой забытый свет в сознанье будит,
Что верится: там добрые живут,
Хорошие, приветливые люди.
Учитель. Что достигается благодаря употреблению слова свет?
Дети. Свет тут ассоциируется как светлота, доброта, но в тоже время прошлое, которое перетекает в будущее, так назовем его светлым будущим.
Учитель. Да правильно молодцы ребята. Какое изображение ассоциируется с этими поэтическими строками?
Дети. Тут изображается, как автор смотрит в окошки дома, где когда то жила, а потом ушла зимой блокадной. А теперь в этих окнах опять такой же свет был раньше, такой теплый, добрый.
Учитель. Молодцы ребята.
Изучение нового материала.
Учитель. Светотень- важное средство изобразительного искусства, позволяющее передать изображаемый предмет объемным, окруженный световоздушной средой. Свет организует изображение, помогая выявить свойства того или иного предмета, внутри картины –отразить прозрачность стекла , блеск драгоценных камней и фактур тканей.
К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и ее теория разрабатывалась мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи) и с этого времени светотень широко использовалась художниками, как одно из средств , определяющих выразительность художественного произведения.
Учитель. Ребята, вы знаете, что такое гризайль?(фр. Серый)(монохром)-однотонная монохромная живопись.
Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного рельефа, для декоративных работ. Гризайлью называют однотонную живопись не только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего, черного и т. д.) В станковой живописи гризайль может применятся для подмалевков и эскизов. Особенно незаменима техника гризайли в процессе создания декоративных росписи или панно, в которых живописными средствами, достигается впечатление объемной рельефной лепки.
Орнаменты и фигуры амуров , выполненные этими средствами украшают интерьеры многих дворцов эпохи классицизма. А в эпоху Возрождения в Лиможе во Франции в техники гризайли выполнялись расписные эмали.
В 20 веке свет впервые становиться темой живописного произведения. По средствам тончайших градаций от наибольшей до глубокой тени – художник передает не только характер освещения, объем и форму предметов, но и состояние атмосферы, частично поглощающий свет. Отсюда взаимосвязь таких понятий как свет, тени, полутени, рефлекс.
Примером могут служить картины Рембрандта «Портрет жены брата художника», где с помощью света и тени передаются особенности внешности поведения героя и даже черты его характера. На выделении резких границ светлого и темного, использовании контрастов строит свои композиции Кароваджо «Юноша с лютней»
Совершенно по - новому используют светотень импрессионисты. Они дробят белый цвет на отдельные цвета спектра и наполняют игрой цветовых светотеней. Так Моне строит композицию картин «Завтрак на траве» на передаче игры света и тени, в которой представлены как фигуры так предметы ландшафта. Многие художники при помощи источника света, помещаемого в разных местах, решают композиционные задачи, выделяя главные фигуры. Как пример мастерского применения в живописи эффектов света и тени можно указать на картину Н. Ге. « Тайная Вечеря» художник ярко освятил группу главных персонажей , а предателя Иуду изобразил темным силуэтом , загородившим своей фигурой источник света. Найденный эффект света и тени помог художнику раскрыть и донести зрителю основное в содержании его произведений , создать атмосферу драматической напряженности.
Ребят,. часто мы встречаемся с произведениями в которых художники используют дневное и искусственное освещение одновременно. В картине Пукирева «Неравный брак» лучи света через окно неравномернно освещают помещение и находящихся в ем людей. Художник использовал в композиции свет, чтобы прежде всего направить внимание зрителя на лицо и протянутую руку невесты, выделяя ее по сраквнению с другими персонажами.
Менее ярко освещен стоящий рядом старик. Эта фигура отодвинута несколько в глубину и поэтому хоты она и занимает почти центральное место, взляд зрителя к ней обращается уже после лица невесты. Освещение старика верхним светом дало возможность четко выявить складки дряблой кожи, подчеркивающие старость. Остальные фигуры отодвинуты в глубину картиной плоскости и освещены слабее.
Роль цвета в этой композиции очень велика.
Проанализировав работы мастеров какой вывод можно сделать?
Дети. Мы можем отметить, что освещение является тем, что освещение является ем художественным примером , который позволяет достичь наибольшей выразительности.
Учитель. Рассматривая портреты, вы видели. Характер освещения имеет огромное значение . Умение передавать свет помогает художнику добиваться реального воспроизведения натуры. Тонкое ощущение света и умение пользоваться им помогают художнику создать образы, замечательные по своей психологической характеристике.
Физкультминутка. А теперь ребята встанем, подтянулись 5-6 раз. Сделаем руками волну 6-8 раз. Встряхнули руки, сели.
Учитель. На прошлых уроках вы выполняли изображение головы человека карандашом. Но карандашом не всегда можно точно передать светотеневые переходы, что очень важно для реальности изображаемого.
Работая красками вы можете в данном случае добиться хороших результатов. Старайтесь сразу же подбирать оттенки правильно, т.к. не всегда можно потом исправить аккуратно нечеткости в рисунке.
Практическая работа. Выполнить наброски с изображением головы человека в различном освещении (черная акварель). Во время практической работы, учитель делает целевые обходы:
1.контроль организации рабочего места»
2.контроль правильности выполнения приемов работы;
3.оказание помощи учащимся
4.контроль объема и качества выполненной работы.
Итог урока. Выставка работ учащихся.
Домашнее задание. Подобрать рефераты по теме «Жизнь и творчество Репина.
Досвидание.