урок литературного чтения 2 класс В. Осеева Сыновья


Конспект урока
по литературному чтению 2 класс
тема урока: В. Осеева « Сыновья»
урок составила учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Синодское Воскресенского района Саратовской области» Прокофьева Г.Л.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: В.А. Осеева «Сыновья»
Цели урока:
Организовать знакомство с произведением В. А. Осеевой "Сыновья", учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом
Задачи урока:
Развивать логическое мышление, воображение, умение рассуждать, анализировать, сравнивать, связно излагать свои мысли
Воспитывать уважение и бережное отношение к родным и близким людям; способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2012г.
- Портрет В. А Осеевой;
- Выставка книг В.А Осеевой;
- Карточки с пословицами;
ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности
- Ребята, закройте глаза, протяните другкдруг руки и коснитесь ладошками, мысленно пожелайте друг другу успеха, добра…
Доброе утро, ребята!
Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри.
Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах!
А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу.
А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами.
Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
Музыка. (1 слайд.На слайде название урока.) Чтение стихотворения Р. Гамзатова " Берегите матерей".
Вопрос. О чём это стихотворение?
-Что значит беречь матерей? Кто их берёжёт?
Маме на радость, папе в награду,Он появился наследник – отрада.
Родной несмышленый, пуговки – глазки,
Ему все внимание, забота и ласки. (сын)
Определение темы и задач урока.
Назвать рассказ, с которым будем знакомиться. (2 слайд).
Вопрос. Давайте подумаем о чём будет наш рассказ? (прогнозирование.)
3. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1) Прежде, чем читать произведение, давайте познакомимся с В.А. Осеевой.
(3 слайд.На слайде портрет В. Осеевой.)
–Этот рассказ написала замечательная, добрая писательница В. Осеева. Знакома ли вам эта фамилия?
А какие произведения этого автора вы читали?
Валентина Осеева родилась 28 апреля 1902года в городе Киеве в семье инженера-строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Как и вы, очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых.
Один раз мама спросила ее: «Понравился тебе рассказ?». Валя ответила: «Не знаю. Я о нем не думала». Мать очень огорчилась. Она сказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Девочка хорошо запомнила эти слова и с тех пор стала размышлять о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
И потом, когда она стала взрослой, ей пришлось работать в детских колониях, где находились беспризорные дети. ( Беспризорные - это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.
Я надеюсь, что чтение этих книг поможет и вам.
3) Учитель знакомит детей с выставкой книг В. Осеевой.советует детям читать рассказы В. Осеевой, потому, что они мудры, добры, поучительны. (4 слайд. На слайде произведения Осеевой. ).
4)Словарная работа, прочитать по слогам- Останавливаются, кувыркается, заливается
Ловок да силен, никто с ним не сладит. (никто не может его победить).
Поет как соловей (звонко, красиво)
-А теперь прочитаем сначала по слогам,а затем быстро и плавно, слова которые при чтении могут у вас вызвать затруднения.(Останавливаются, кувыркается, заливается)
5) Чтение рассказа учителем до слов: "Ну что? Каковы наши сыновья?"
6) Дети рассуждают о том, что ответит старичок.
7) Учитель дочитывает рассказ и задаёт вопрос: Почему старичок увидел одного сына? (вопрос на доске).
Физминутка.
8) Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте прочитаем рассказ по цепочке:.
9) Дети перечитывают рассказ.
-Видим ли мы заботу о маме первого сына?
-Заботится ли о маме второй сын?
- О чём говорит поступок третьего сына?
- Кто, по- мнению старичка, настоящий сын?
10) Работа в парах. Прочитайте пословицу и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу ?
С матерью жить - горя не знать.
Сердце матери лучше солнца греет.
О любви к маме говорят дела, а не слова.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
11) Работа в группах. Каждой группе предлагается составить проект дел в помощь маме. ( учитель раздает листы бумаги ).
Дети зачитывают свои проекты дел. Оценка групп учителем.
12) Чему учит рассказ В. Осеевой "Сыновья?"
Я скажу несколько утверждений. Если согласны (хлопнуть в ладошки), если нет (покачать головой).
1) Сын одной женщины мог выступать в цирке?   (+);2) Сын второй женщины – танцор?       (–);3) Один лучше всех пел?                     (+);4) Все три женщины хвалили        (–);5) Главная мысль урока: "Не спеши языком, торопись делом".
6. Этап подведения итогов.
- Какие выводы можно сделать по прочитанному?
- Чему учит рассказ?
- Какие задачи ставили перед собой?
- Удалось ли их решить?
7.Этап рефлексии. 
А сейчас попробуйте выбрать начало фразы и закончить предложение.
1.Сегодня я узнал…..
2.Было интересно…..
3.Я понял,что…….
4.Теперь я могу…..
5.Мне захотелось…….
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы оценили свою работу? Почему?
Домашнее задание
8. Спасибо за урок. (8 Слайд.)