Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка


Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка
Майоров Н.А. учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Черный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области Урок физической культуры, более чем какой- либо другой урок, таит в себе для ребенка радость: само движение- радость для растущего организма. И если учитель четко организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребенка, так же, как и стремление ко всему новому и необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость движения, радость познания нового, радость открытий.
Учащие младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенной интерес вызывает у них различного вида игры; начиная от народных игр, заканчивая спортивными- баскетбол, настольный теннис, хоккей и т. д.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма ( нервной, сердечнососудистой, дыхательной), Улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально- волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на отрытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры- одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели.
Благодаря большому разнообразию содержанию игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно- силовых качеств.
Игровая деятельность связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетно- ролевых игр.
Именно поэтому грамотное использование сюжетно- ролевых игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное « включение» элементов игр в процессе физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей работе я активно использую сюжетно- ролевые игры в процессе физического воспитания обучающихся младших классов.
С учетом воспитательно-развивающего значения игр преследуется
Решения совокупности задач физического воспитания:
Укрепление здоровья, улучшения осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
Формирование знаний и умений в области личной гигиены;
Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
Воспитания дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
Развитие творческих способностей детей на уроках физической культуры.
Совместная игр- уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывает игры с правилами- традиционное средство народной педагогики.
В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяет им их индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления играющих к победе; быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях. В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевально- ритмичным упражнениям, элементам художественной гимнастики и пластики пока не удается должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок физической культуры - мощное средство для гармоничного развития личности ребенка.
Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетно ролевой игрой на одном уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило, является итогом пройденного материала в течении четверти. Такой урок - праздник для детей. Одна из задач сюжетно- ролевого урока – познание нового и совершенствование пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются нравственно эстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного отношения друг другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.
Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю музыкальное сопровождение, для чего использую народную, классическую и современную музыку. Не обычность сюжетных уроков – импровизация и танцы. Какой бы сложности ни был учебный материал, танец- неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации. Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и культурой других стран и народов. Танцы оказывают положительное влияние эстетических чувств детей, воспитывает организованность и дисциплинированность, делают сюжетный урок содержательным и законченным.
Сюжетный урок – это спектакль, а дети в нем – артисты. Задача учителя – раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребенку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.
С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации. Примерами Сюжетно-ролевых уроков могут служить игры «Путешествие в джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон», «Мы Робинзоны».
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперед к олимпийской медали».
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно- музыкальных театрализованных представлений по определенной теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно- ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно-силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.
Список литературы:
1.Копылов Ю.А. Учитель физкультурной самостоятельной
// Физическая культура в школе.- 2005.-№2
2.Валик Б.В. Ребенок и физические нагрузки
//Физическая культура в школе.-2014.- №4