Использование малых форм фольклора для развития речи детей


Использование малых форм фольклора для развития речи детей- Рассадина Е Ю. ЧУ «УК детский сад и начальная школа «Дворец Детства»» '
Воспитатель
Детский фольклор представляет собой особую самостоятельную отрасль устного народного творчества. Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Сложившись в глубокой древности, он дошел до нас во' всем многообразии своих жанров. К детскому фольклору относятся произведения во первых созданные самими детьми, во вторых заимствованные детьми от взрослых. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из- за сложных социальных условий, в силу своей, занятости часто забывают о том, как проходит процесс развития речи ребенка. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. • Народные песенки, потешки, пестушки • представляют собой прекрасный. речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых форм . фольклора трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, .радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, и запоминает самопроизвольно не прилагая никаких усилий. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми я читаю наизусть колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению. Итак, основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы использовать в воспитательно-образовательной процессе малые фольклорные формы: Добиваться положительных результатов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы понять имеются ли '.у детей первой младшей группы проблемы с развитием речи, и провела вначале учебного года обследование речевых навыков и выяснила, что у воспитанников первой младшей группы очень беден словарный запас, речь детей практически не развита. Фразовая речь у многих детей практически отсутствует. В результате обследования речи детей были намечены следующие задачи:
Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.-
Развевать понимание речи взрослого, желание проговаривать за воспитателем строки потешек, песенок, стихов. Развевать художественное восприятие, учить понимать содержание художественных произведений
Обогащать словарный запас детей новыми словами.
Воспитывать интерес и любовь к художественному слову.
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В группе выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка. Пополнили уголок новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам. В группу приобретены дидактические игры для развития речи детей: « Узнай по описанию», «Кто как кричит?», «Угадай кто это?», «Расскажи сказку» и др., которые активно используем на занятиях и свободной речевой деятельности. В группе создан театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Ее оформление привлекает внимание детей, и они с удовольствием находят занятия по интересам. Использование малых форм фольклора в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Работа по Использованию малых форм фольклора в выстраивается следующим образом. 1) Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями,"-чтением потешки. 2) С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Например, при умывании: «Водичка-водичка, умой мое личико». Во время приёма пищи:-
TOC \o "1-3" \h \z Умница Катенька-.
Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Чтобы решить поставленные задачи я условно разделила детей на три подгруппы по уровню умственного и речевого развития . Количество детей в группе составляет 18 человек.• •'
подгруппа- (сильная) - в эту группу входит 5 детей. У этих детей достаточный запас слов, они используют грамматически правильные слова в .речи, дети в этой подгруппе чаще говорят предложениями состоящими из 2-3 слов, фразовая речь хорошо развита.
подгруппа (средняя) - в эту группу входят "5 детей. У этих детей запас слов ограничен. Используют правильные слова в речи, но слова в предложениях не связаны между собой по смыслу. Дети иногда употребляют не правильные окончания, допускают ошибки в некоторых словах, фразовая речь аграматична.
подгруппа (слабая) - в эту подгруппу входят 8 детей. У этих детей запас слов очень маленький, артикуляция очень слабая. Часто вместо обычных слов они употребляют облегченные слова ( «ам-ам» - есть, «бибика» - машина). Из 8 детей трое практически не говорящих.
Для того чтобы решить проблемы с развитием речи детей я использовала различные приемы:-
прием инсценирование произведений с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. . *'• - • _
в работе* используем прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых • ' идёт речь.*....
динамический. акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - «маслина головушка», приводим' в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. При разучивании потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр.
игровой прием. -Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяя потребности ребенка в самостоятельности. Например: словесно - подвижная игра «Курочка и цыплята». Дети с интересом играют в игру, четко произносят л проговаривают слова к игре, выполняют движения к тексту.
словесный метод. Работа проходила в следующей последовательности. 1 сопряженное повторение, 2 отраженное и 3 самостоятельное воспроизведение стихотворения. На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки. ("Рассказывание по скороговоркам"), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать" произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально- игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). В течение года дети передвигались из слабой подгруппы в более сильную. Свою работу я строила на следующих основных принципах:
на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей "(развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Для того чтобы проверить эффективность проводимой работы была проведена диагностика. В приведенной ниже таблице я указала, каких результатов я добилась за год систематической работы с детьми.
Диагностика речевого развития детей
Критерии Сентябрь
начальная
% Декабрь
промежуточная
% ' Май
Итоговая
%
Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы, повторяют вместе с воспитателем не большие по объему художественные произведения 20 35 55
Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два слога из трехсложных слов («синя»"- машина) 70 80 85
При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения 25 • 50 • 60
Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»- паровозик). Повторяет за взрослым сочетание из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из двух слов («Мама, дай») 35 60 • . 90
Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время. 30 65 70
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет одиц цвет. Называет свой пол. Имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями. . 40 60 80
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Куда?», «Когда?» 30 50 70 -
Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?» 20 50 70
Таким образом, анализ проведенной работы, позволяет - убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет повысить уровень речевого развития детей. Работа с родителями способствовала обогащению активного словаря ребенка, формированию интереса . родителей в использовании фольклорного материала в семейном воспитании, знаний родителей о литературных произведениях для детей раннего возраста. В-дальнейшем планирую продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей. Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи. Оформить уголок ряженья, .театральный уголок' и пополнять его. Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми раннего возраста. Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.
Список литературы.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дощк. воспитание.-1985
Загрутдинова М. Гавриш Н. Использование малых' фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М: Педагогика, 1972.
Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991 .-№11.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой .активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12..
Чуковский К.И. «От двух до пяти». Педагогика 1990 г, стр. 384.