Отчёт о самообразовании учителя математики


Отчёт о самообследовании
Измайловой Маргариты Ривовны, учителя математики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 12»
города Нижневартовска,
аттестующуюся
на первую квалификационную категорию
Раздел 1. Профессиональное образование.
Профессиональное образование высшее, Нижневартовский педагогический институт, 1996 год, специальность: «математика, информатика и вычислительная техника», квалификация: «учитель математики, информатики и вычислительной техники» [1].
В межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации по теме: «Современные информационные технологии в образовании в контексте ФГОС», 72 часа, удостоверение № 1417, 2013 год [2], «Деятельностный подход как основа введения ФГОС», 144 часов, удостоверение № 2973, 2014 год [3].
Применяю результаты дополнительного профессионального образования в своей педагогической деятельности: выступаю на педагогических советах, городских семинарах, научно-практических конференциях, провожу открытые уроки, мастер-классы. На уроках и во внеурочное время применяю технологию уровневой дифференциации.
Реализацию темы самообразования «Активизация умственной деятельности как способ достижения предметной компетентности на уроках математики» осуществляю планово, согласно программе профессионального саморазвития: изучила литературу, опыт коллег, прошла курсовую подготовку, апробировала на практике новые образовательные технологии, способы организации учебной деятельности школьников. В системе работаю над повышением своего научного и методического уровня путём самообразования, через участие в мероприятиях дистанционной формы (вебинары), через семинары в рамках школьного и городского педагогического сообщества [4].
Анализ моей педагогической деятельности показал, что выбранные направления самообразования позволяют моим ученикам демонстрировать результаты, отвечающие требованиям образовательного стандарта, что является одним из стратегических направлений развития образования в округе – задачам Государственной программы ХМАО – Югры «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2014-2020 годы в области развития системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования» и концептуальным основам стратегии развития образования в России (п.2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») [5].
Раздел 2. Представление о педагогической профессии
и профессиональной миссии.
2.1. Цель своего учительского труда вижу в создании условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Основным показателем итогов успеваемости обучающихся является качество знаний обучающихся по математике, алгебре, геометрии – 41% при 100% успеваемости [6].
Для реализации данной цели ставлю несколько педагогических задач:
- дать учащимся качественные знания по математике;- раскрыть интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
- привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
- совершенствование форм организации учебной деятельности; использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;
- развивать и укреплять интерес к математике.
2.2. Программа развития МБОУ «СШ № 12» определила цели моей профессиональной деятельности, связанные с эффективностью работы образовательной организации:
- соответствие уровня компетенций и способов деятельности обучающихся государственным образовательным стандартам и запросам современного общества;
- повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю[7].
В своей деятельности реализую различные педагогические инициативы. Мною разработаны программы элективных курсов для 9-х классов «Квадратный трёхчлен в задачах» и «Математика вокруг нас». На занятиях данных курсов применяются проблемно-поисковый и исследовательский методы, позволяющие учащимся продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать[8].
Регулярно провожу индивидуальные консультации при подготовке учащихся к ЕГЭ, к олимпиадам по математике различного уровня, являясь организатором обучения по программе математического отделения заочной московской математической школы при МГУ [9].
С целью эффективности работы образовательной организации осуществляю предпрофильную подготовку обучающихся через реализацию программ учебного предмета, элективных курсов, научно-исследовательскую деятельность, занятия с обучающимися в рамках проекта «Одаренные дети» [10].
В межаттестационный период осуществляла сотрудничество с ГБОУ Лицей «Вторая школа» по программе математического отделения заочной московской математической школы при МГУ, с МАУ «Центр развития образования» г. Нижневартовска. Работники данного центра оказывали помощь в реализации проектов, при работе с родителями [11].
В рамках проектирования и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся реализую программу воспитания и социализации обучающихся второй ступени общего образования, уделяя особое внимание работе с родителями 9Б класса. В рамках ежегодного школьного «Фестиваля наук», Дня открытых дверей, родительской конференции провожу открытые уроки с приглашением родителей обучающихся. Ежегодно участвую в презентации элективных курсов на общешкольном родительском собрании на параллели 8-х классов, в рамках предпрофильной подготовки [12,13].
Свою профессиональную деятельность согласую со стратегией развития образования ХМАО-Югры, ориентиры которой – доступность, эффективность и качество образования. Для выполнения поставленных задач реализую разработанные мною программы элективных курсов, использую современные образовательные технологии, цифровые и электронные образовательные ресурсы, провожу мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей.
Раздел 3. Профессиональная деятельность.
3.1. Являюсь членом рабочей группы по подготовке к введению ФГОС в основной школе, в рамках работы которой принимаю участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО. Мною разработаны и апробированы рабочие программы по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» (7-11 классы), программы элективных курсов «Математика вокруг нас» в 9 классе, контрольные, диагностические работы, индивидуальные задания для обучающихся, тесты различного уровня [15].Для определения успешности обучающихся и отслеживания индивидуального развития каждого ребенка в своей работе сочетаю диагностики учебной мотивации обучающихся (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) [16], контрольно-измерительные материалы А.Н. Рурукина, В.В. Черноруцкого и др.), а также новые технологии оценивания. Данные методики позволяют оценить общий интерес к образовательному процессу, проанализировать успешность усвоения знаний, выявить общие затруднения и их причины, позволяют расширить и углубить задания по преподаваемым мною предметам. На уроках использую материалы единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, открытый банк заданий ФИПИ [17].
При построении учебного процесса учитываю индивидуальные особенности обучающихся. Помогаю ребятам находить индивидуально-своеобразные приемы, соответствующие их особенностям, и, в то же время, способствующие наиболее эффективному выполнению учебной деятельности, в чем и состоит основная задача индивидуального подхода. Реализую индивидуальные образовательные маршруты для слабоуспевающих и продвинутых обучающихся, что способствует расширению образовательного пространства школьников, успешному прохождению государственной итоговой аттестации по новой форме.
Опыт своей педагогической деятельности по теме самообразования неоднократно представляла на семинарах, научно-практических конференциях, стажировочных площадках, сайтах педагогических сообществ[18].
3.6.-3.7. В межаттестационный период мои ученики принимали участие в школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады школьников, были участниками различных математических соревнований, конкурсов, а я являюсь организатором работы дополнительных платных образовательных услуг [14].
Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности.
4.1.-4.2. Обеспечиваю позитивную динамику учебных достижений обучающихся по предмету. Результаты качества знаний по математике с 2012 по 2015 годы свидетельствуют о положительной динамике и стабильности результатов: 2012-2013.
4.3. Показателем моей работы являются результаты участия моих учеников на олимпиадах, конкурсах по математике [19].
В межаттестационный период во взаимодействии с коллегами МБОУ «СШ № 12» г. Нижневартовска реализовывала подпрограмму Программы развития «Одаренный ребенок» [10].
В результате взаимодействия с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением осуществляла сотрудничество с ГБОУ Лицей «Вторая школа» по программе математического отделения заочной московской математической школы при МГУ, с МАУ «Центр развития образования» г. Нижневартовска оказана помощь в работе с обучающимися при подготовке и проведении олимпиад,
С целью профориентационной работы и уважения к труду родителей реализую в своём 9 б классе проект «Профессии моей семьи». Реализация данного проекта способствует сплочению семьи и школы, возможности сделать обучающимися правильный выбор своей будущей профессии. В нашем коллективе учеников и их родителей провожу тематические консультации, которые помогают решить проблему пропусков уроков моими воспитанниками, грубость и непонимание в семье. Провожу тематические родительские собрания, внеклассные мероприятия, что обеспечивает формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, его психофизических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.
По результатам психолого-педагогической диагностики учащихся, анкетирования родителей жалоб со стороны родителей нет, психологический климат, созданный на уроках математики и на внеурочных занятиях, устраивает всех участников образовательных отношений (учителей, учащихся, родителей).
Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности.
5.1. Исходя из самоанализа вижу, что в профессиональной деятельности недостаточно внимания уделено формированию ИКТ-компетенций школьников, как приоритетному направлению программы развития школы, в связи с чем планирую расширить свою компетентность в области ИКТ-технологий посредством реализации следующей темы самообразования: «ИКТ-технологии как средство формирования метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС в основной школе».
5.2.-5.3. Проанализировав свой опыт работы, мною составлен план повышения профессионального мастерства, уточнены направления самосовершенствования (изучение опыта, курсовая подготовка, диссеминация опыта), скорректированы способы организации собственного развития (посещение уроков коллег, участие в инновационной деятельности, проектах, связанных с информатизацией учебного процесса, семинарах и конференциях по теме самообразования, конкурсах профессионального мастерства, сетевом взаимодействии педагогических сообществ и др.)Учитель математики МБОУ СШ № 12 М.Р. Измайлова
И.о. директора МБОУ «СШ № 12» О.П. Бей
Заверяю
Начальник отдела кадров МБОУ СШ № 12