Тема: «Ох, ты Зимушка-зима». Цель: развивать познавательный интерес, любознательность при познании окружающего мира.


Тема: «Ох, ты Зимушка-зима»
Возрастная группа: средняя группа.
Цель: развивать познавательный интерес, любознательность при познании окружающего мира.
Задачи:
* Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой;
* Активизировать словарный запас детей;
* Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по различным признакам; упражнять в количественном счете;
* повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;
* продолжать учить действовать по словесной инструкции воспитателя;
*формировать исследовательские и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом.
Методы и приёмы:
*постановка целей и мотивация (организационная минутка, игровой момент- посылка)
*активизация деятельности в процессе занятия (беседа, создание проблемной ситуации, обследование, анализы, выводы);
*поддержание интереса у детей (ситуации выбора, физкультминутка, музыкальное сопровождение);
*оценка и самооценка (поощрение, игра).
Материал и оборудование: портативная колонка, флешка с музыкальным сопровожденьем, мольберт, посылка от Зимы; картинки животных и их следы; «уголок леса»-снег, ёлочка; картинки снеговиков , счётные палочки , схемы елочек из палочек. Одноразовые стаканчики со снегом , снежок для словесной игры.
Предварительная работа:
*наблюдение за зимними явлениями, изменениями в живой и неживой природой;
*рассматриваний иллюстраций, картин «Зимний лес»;
*наблюдение и беседа по теме «Звери зимой»;
*дидактические игры «Найди по описанию», «Зима-лето», «Когда это бывает?»
*конструирование из счётных палочек по образцу, деление предметов по определённому признаку;
Организация среды для проведения занятия:
С целью переключения внимания, смены вида деятельности и удовлетворения потребности в двигательной активности оборудование размещено по всей площади групповой комнаты и включает в себя:
- снежинку, письмо с посылкой
- стаканчики со снегом
- пиктограмма «Как правильно одеться на прогулку зимой»
- мячик-снежок
- карточки с изображением животного и его следа
- картинки снеговиков
- счетные палочки
- схемы деревьев
- кукла «Зима»
- медальки снежинки
Планируемые результаты:
Личностные:
– выражает положительные эмоции в ходе выполнения заданий;
-проявляет интерес к новому материалу;
- испытывает радость от успешно выполненного задания .Интеллектуальные:
-умеет классифицировать и обобщать предметы по различным признакам; умеет считать до 6;
-умеет устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой;
- проявляет интерес к экспериментированию;
- умеет действовать по словесной инструкции;
Физические:
- проявляет интерес к участию в физкультминутках.
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
1. Приветствие:
Встанем в круг мы дружно
Поздороваться нам дружно
Говорю тебе привет
Улыбнись скорей в ответ
Воспитатель:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Воспитатель: молодцы ! (Тихо звучит музыка).
Ой ребята я слышу шум. Я пойду посмотрю. Можно.
2. Сюрпризный момент.
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая — волшебная! А какая холодная. Давайте-ка ее рассмотрим.
Это же посылка от Зимушки-Зимы. Здесь есть письмо сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу и нравится ли вам зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».
Воспитатель: Ой ребята, здесь ещё нас ждёт сюрприз (достаёт стаканчики со снегом). Что это здесь?
(Воспит. проходит и показывает детям стаканчики со снегом.)
Дети. …..
Воспит. А какой он?
Дети……
Воспит. Ну что ребята отправимся в путешествие.
Дети. Да.
Воспит. Но прежде чем отправиться в путешествие, что нужно сделать?
Дети. ……
Воспит. Ребята внимание на доске висит подсказка. Быстренько одеваемся и отправляемся в путь.
1.Тактильная игра-массаж“ Собираемся на прогулку”
Игра «Что надеть?»
С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки;
надеваем кофты;
надеваем валенки ; надеваем шапки;
застегиваем пуговицы на пуховиках,
завязываем шарфы.
- Что, готовы?
Воспит. Вот мы и очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво, тихо и дышится легко. Воздух свежий, морозный. Давайте вдохнем немного лесного воздуха. (выполняем дыхательное упражнение: вдыхают носом, а на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3 раза)
- Ребята, а вот первое задание от снежинки Предлагает вам сыграть в игру.
2. «Продолжи предложение»
«В зимнем лесу стало.. холодно,
С неба часто падает (снег),
Деревья покрылись (снегом),
Ударил мороз – река покрылась …(льдом),
Некоторые звери сменили свои .. («шубки»)».
Зимой мы с вами играем в ….(снежки)
Катаемся (на лыжах)
Зимой из снега лепим (снеговиков)
Очень хорошо! Молодцы! Мы с вами с первым заданием справились. А для чего же мы с вами выполняем задания «снежинки»?
И снежинка нам сразу же приготовило следующее задание.
- Она летала по лесу и увидела много следов, но кто их оставил, она не знает? Ребята мы поможем снежинке?
Дети. …...
3.Игра «Чей след?».
Воспит. Тогда давайте с вами парами подойдём к столу, на котором вы видите тарелочки с карточками с изображением каких животных? (лисы, белки, зайца, птицы) и карточки со следами. Вам ребята нужно соединить след с животным. (Дети могут помогать друг другу если вдруг возникли затруднения). У зайца две лапки большие и две маленькие – это зайчик.
У белочки лапки с когтями, потому что она живёт на дереве
У лисы все лапки одинаковые, поэтому и все четыре следа одинаковые.
Следы птичек похожи на крестик. Ну вот ещё с одним заданием справились.
Воспит. Вот какие молодцы снежинка хочет с вами поиграть. Мы находимся в снежном лесу, а что вы любите делать зимой из снега?
Дети. …
Воспит. Тогда принимаемся за работу!
Сегодня из снежного мокрого кома мы снеговика слепили у дома.
(Идут по кругу, катят воображаемый ком.)
Стоит снеговик у самых ворот.
(«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.)
Никто не проедет, никто не пройдет.
( Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)
Сколько много снеговиков мы слепили. Ребята они одинаковые или разные?
Дети. Разные.
4. «Деление снеговиков по признакам»
Воспит. А давайте мы их разделим по различным признакам (1.У кого на голове ведро, а кого шляпа;
2.У кого три пуговицы, а кого две;
3.У кого два комка, а у остальных три.
4. разделите на маленькие и большие. )Молодцы ещё с одним заданием справились. Вот мы с вами в лесу. Что растёт в лесу?
Дети. …
Воспит. А вот в нашем лесу деревьев мало. Давайте поможем нашему лесу и построим деревья из палочек. Я предлагаю вам пройти за стол выбрать карточку и выполнить ещё одно задание снежинки помочь лесу. (Дети рассаживаются за столы, где на выбор стоят тарелочки на каждого ребёнка с палочками и карточки с образцами, каждый ребёнок выбирает, что ему нравится).
- Ну, что же мы с вами погуляли, поиграли. Справились со всеми заданиями снежинки. И оказались в гостях у Зимы.
Достаёт куклу- Зимушку «Знаю, знаю. Путешествие ваше было не простым, я увидела какие вы умные, смышленые, храбрые, помогали друг другу .Я приготовила для вас подарки-снежинки»
Воспит. Нам очень у тебя понравилось, но пора возвращаться в детский сад.
До свидания. (Пришли в д/с разделись) А теперь пришло время посмотреть, что произошло со снегом? Раздать стаканчики в руки, чтобы дети рассмотрели поближе, какая стала вода.
Дети. Снег стал серым, грязным, его стало меньше.
Воспит. Ребята, а можно брать снег в рот?
Дети. Нет! Вода стала грязная!
Воспит. Конечно же нельзя, можно заболеть. Вот наше путешествие подошло к концу. Вы такие молодцы. Ребята вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось или запомнилось? А какое задание было для вас сложным? Какие задания вы выполняли?
Дети рассказывают, что им больше всего понравилось в путешествии?
Самоанализ интегрированного занятия
в средней группе
«Зима-рукодельница»
Тема занятия «Зима- рукодельница».
Данное занятие проводилось с детьми средней группы (дети 4-5 лет).
В ходе занятия была использована интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.
Длительность занятия составляло 20 минут, что соответствовало требованиям САНПИНа и возрастным особенностям детей.
Цель: развивать познавательный интерес, любознательность при познании окружающего мира.
Задачи:
* Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой;
* Активизировать словарный запас детей;
* Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по различным признакам; упражнять в количественном счете;
* повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;
* продолжать учить действовать по словесной инструкции воспитателя;
*формировать исследовательские и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом.
Занятие  состояло из четырёх этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов: словесные, игровые, практические. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО и возрастным особенностям.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1.Словесный (беседа, загадка, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (коробка обклеена снежинками, аудиозапись со звуками вьюги метели, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов из сшитых подушек, большая снежинка, изготовление схем деревьев на каждого ребёнка );
3.Практический (конструирование деревьев из счётных палочек)
4. Игровой (загадывание загадок, игра со снеговиками, дидактическая игра «Чей след?»)
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ,  художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа. Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение.
В ходе образовательной деятельности, для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы работы:
-групповая: работа возле мольберта деление снеговиков по признакам;
-индивидуальная: конструирование деревьев из палочек, игровое упражнение «Продолжи предложение», работа в парах.
На протяжении занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, создавала условия для диалога с детьми.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения здоровья, мною была организована динамическая пауза «Лепим Снеговиков», упражнение на развитие дыхания «Вдохни зимний воздух », Тактильная игра-массаж: «Собираемся на прогулку».
Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Подводя итог занятия, я провела рефлекию.
- Что было для Вас самым сложным на пути к Зиме?
- А что заставило подняться вашему настроению?
Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.