Статья Развитие инициативы и самостоятельности детей 6-го года жизни через конструирование.


Развитие инициативы и самостоятельности
детей 6-го года жизни через конструирование.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
б) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;
в) проявляют способность к волевым условиям;
г) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
д) проявляют способность к принятию собственных решений.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность конструировать в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
 
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться продуктивные виды деятельности ребёнка, одним из которых является конструирование, которое оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
В процессе конструирования формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов. При организации конструирования важно мотивировать достижение   цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определить значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по детскому саду и т.п.), выразить личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Необходимо предлагать задания, которые дети выполняют небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.
Для самостоятельной деятельности в группе должен быть оборудован "Центр конструирования ", который создан по принципу доступности  и мобильности.  В нем собранны различные виды конструкторов. В режимные моменты нужно предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности.
Цели:
развитие у детей познавательных интересов, познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности)
Задачи:
Продолжать развивать умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т.п.).
Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкции. Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закреплять умение закреплять одни детали другими.
Формировать умение создавать различные по величине  конструкции и постройки одного и того же объекта.
Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Упражнять в плоскостном моделировании, в построении схем, в рисовании планов, в рисовании схем и конструирование по ним. Совершенствовать умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы
Формировать навыки пространственной ориентации
Упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям, предварительной зарисовке сооружений в анализе схем и конструкций, аргументировать свои решения
Развивать конструкторские навыки, направленное воображение.
Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.
Развивать сообразительность, стремление к экспериментированию.
Развивать умение проводить самостоятельные исследования, делать выводы и принимать решения.
Развивать умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа её условий, аргументировать решение.
Развивать внимание, память.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, активность, уверенность, интерес к конструированию
Промежуточные результаты:
Умеет анализировать образец постройки.
Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
Создает постройки по рисунку.
Умеет работать коллективно.

Литература:
1. Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.
3. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
5. Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;
6. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
7. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;
8. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;
9. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
10.Старцева О.Ю. «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет», Творческий центр «Сфера», Москва, 2010
11.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», руководитель авторского коллектива Н.В.Федина, Москва, «Просвещение», 2011.
12.Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», Творческий центр «Сфера», Москва, 2005