Сообщение Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми.


« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» писал В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольника, является игра.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил. Действия ребёнка выступают на первый план.
К сожалению, в настоящее время анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что игра в организации педагогического процесса отошла на второй план, уступив место занятиям. В этой связи не уделяется достойное внимание руководству игровой деятельностью дошкольников. Игра учит ребёнка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплину, настойчивость, инициативу. Важность сюжетно – ролевой игры для всестороннего развития ребёнка требует систематического, умелого влияния на неё. Но сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей и педагог не может заранее предвидеть все приёмы руководства ею, как это делается при подготовке и проведении занятий, игр с правилами. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи ко всему коллективу и к отдельным детям.
Развитие сюжетно – ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами- заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом
На втором этапе (3 года – 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от одной роли к другой.
На третьем этапе (5 – 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру – придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.
Существуют следующие виды сюжетно – ролевых игр.
1. Игры на бытовые сюжеты – «дом», « семья», « дни рождения» и т. д. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из жизни – « школа», «магазин», «библиотека» и т. д.
3. Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа – герои войны, космические полёты.
4. Игры на темы литературных произведений, кино, радио- телепередач.
5. Режиссёрские игры, в которых ребята заставляют говорить и выполнять разнообразные действия кукол.
Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность имеет свою структуру:
1. Выбор игры.
2. План игры.
3. Ознакомление детей с планом игры.
4. Создание воображаемой ситуации.
5. Распределение ролей.
6. Начало игры.
7. Сохранение игровой ситуации.
8. Завершение игры.
Игра возникает тогда, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком- либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому важно знакомить детей с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просматривание фильмов.
Основными особенностями сюжетно- ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив в игре.
3. В с / р. игре идёт эмоциональное развитие.
4. Развитие интеллекта.
5. Развитие воображение и творчества.
6. Развитие речи.
В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Традиционный подход к руководству сюжетно- ролевой игрой предполагает, что ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путём организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно- игровой среды.
В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.
Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие её сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приёмов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушки и создание игровой ситуации ещё до начала игры. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры. Знать, как объединяются дети в игре: кто с чем любит играть, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности, их умение договариваться, создать игровую обстановку, справедливо разрешать возникающие конфликты.
В жизни дети сталкиваются не только с хорошими людьми и благородными поступками. Порой затевают игры, в которых дети изображают, например, пьяных, ссоры между соседями. Нельзя допускать этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.
Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения.
Успешность сюжетно- ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.
Во - первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно- ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.
Во- вторых сюжетно- ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.
В- третьих, организуя сюжетно- ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям.