Конспект урока по литературному чтению на тему: Джанни Родари «Солнце и туча»


Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
Тема: Джанни Родари «Солнце и туча».
Цели:
1. Совершенствование техники чтения, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
2. Развитие речевых умений при работе с текстом, развитие умений разгадывать секреты автора, сравнивать и делать выводы;
3. Воспитание умения взаимопонимания, взаимоподдержки, слышать и слушать, работать в группах.
Оборудование: Учебник Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» 2 часть, рабочая тетрадь, презентация.
Этап урока Ход урока Примечания
1.Оргмомент
2. Работа с текстом произведения до чтения.
3. Работа с текстом во время чтения.
4. Работа с текстом после чтения
5. Итог урока
6. Рефлексия
7. Домашнее задание - В этом классе все друзья.
Вы и мы, и ты, и я,
Влево, вправо повернись.
И соседу улыбнись.
- Открываем учебники на странице 122.
- Прочитайте, кто является автором сказки? (Дж. Родари).
- Ребята, с какими произведениями Дж. Родари вы знакомились ранее? («Приключение Чиполлино»).
- Ребята, а вы знаете, что Джанни Родари жил в Италии. Родился в бедной семье. Папа работал булочником, мама – служанкой. Они рано умерли. Джанни Родари остался сиротой. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть “Приключения Пиноккио”. Став учителем начальных классов, он наизусть пересказывал целые главы из этой книги. Позже Джанни Родари стал писать свои собственные истории.
- Давайте теперь прочитаем заглавие сказки.
- Как вы думаете, кто будут герои произведения? (Солнце и туча).
- Теперь ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике.
- Есть что – либо сказочное в иллюстрации художника? (нет).
- Какое солнце на иллюстрации? (яркое, ласковое, праздничное).
- Как вы думаете, что же может произойти между солнцем и тучей? (Предположения детей).
- Ребята, сейчас я прочитаю вам этот текст, а вы внимательно послушайте.
- Итак, ребята, скажите, кто был счастливее –
Солнце или туча? Почему? (Солнце. Оно дарило всем свое тепло и радость.)- Ребята, сейчас вы будете читать этот текст по цепочке, но будьте внимательны, запоминайте те слова которые вы не поняли.
Словарная работа:
- Итак, ребята, какие слова вам были непонятны? (Колесница, транжира).
- Как вы думаете, что такое колесница?
- Ребята, колесница – это большой колесной экипаж.
- Как вы думаете, кто такой транжира?
- Ребята, транжира – это тот, кто тратит деньги без разбора – в сказке в переносном значении.
(Горделиво – выражающий гордость и достоинство,надменный. Щедро – охотно тратит на других, не скупо. Бултыхнулось – упало, бросилось в воду). - Как вы думаете, почему все радовались солнечным лучам?
- Что значит грозовое настроение? (Плохое настроение).
- Чему удивилась туча? (Что все лучи солнца остались на месте).
- Что с ней случилось? (Она рассыпалась градом).
- Каким было солнце в конце дня? (Веселым, счастливым).
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
Выборочное чтение:
- Сейчас ребята вы будете читать текст самостоятельно.
- Итак, ребята, зачитайте каким было солнце?
- Давайте выделим опорные слова.
(«Путешествовало весело, горделиво», «каждая ягодка радовалась ему», «раздавало свои лучи», «весело бултыхнулось»).
- С какой интонацией вы будите читать эти строки?
- Ребята, зачитайте, что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась).
- Давайте прочитаем слова тучи.
- Как их надо читать? (Надменно, насмешливо).
Выразительное чтение:
- Сейчас, вы будите читать на оценку.
- Читай 1 абзац.
- Ребята, давайте ответим на вопросы на стр.123.
- Читай первый вопрос.
1. Назовите одним словом, какое было солнце в этой сказке. Если вам будет трудно, найдите это слово в ряду других: доброе, ласковое, щедрое, милое, теплое.
(Щедрое).
- Давайте ответим на следующий вопрос. Читай.
2. Что хотел сказать Дж.Родари, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не убавилось?
- Теперь открываем тетради на стр. 47. Задание 1.
- Читай задание.
Прочитайте ключевые слова. Почему слова разбиты на две группы? Что нужно сделать потом?
Солнце Тучалучи злилась
Щедро ворчала
Весело рассыпалась градом
Пересказ текста:
- Ребята, кто из героев вам больше понравился? Почему?
- Кто сможет пересказать мне эту сказку своими словами?
- Итак, ребята, как вы думаете, на чьей стороне симпатия автора?
- Кто напоминает солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча).
- Какой совет дает автор читателям? (Быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче).- Что необычного увидел автор в обыкновениях природы?
- Сейчас я вам раздам листочки, а вы на них нарисуете солнышко, если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали активно, урок был интересен; и нарисуете тучку, если вы считаете что работали не очень активно.

- Дома вы должны пересказать сказку, которую мы прочитали с опорой на ключевые слова;
И выполнить упражнение в тетради на странице 48 упр.6.
Учебник стр.122.
Чтение в учебнике.
Слайд.
Чтение заглавия сказки.
Рассмотрение иллюстрации.
Чтение текста учителем.
Ответы детей.
Чтение текста ребятами по цепочке.
Ответы детей.
Ответы детей.
Слайд.
Слайд.
Ответы детей.
Чтение текста детьми по абзацам.
Слайд с опорными словами
Чтение текста по абзацам.
Выставление оценок.
Чтение вопросов в учебнике на стр. 123.
Чтение задания в тетради.
Пересказ сказки учениками.
Ответы детей.
Раздать детям чистые листочки.