Урок чтения в 5 классе по теме И.Суриков. Стихотворение Ярко солнце светит… (коррекционная школа VIII вида)


Тема: И.Суриков «Ясно солнце светит»

Цели: обучение беглому, осознанному, выразительному чтению стихотворного произведения через его анализ;
коррекция и развитие устной связной речи через упражнения в словесном рисовании, ответы на вопросы в беседе, объяснение образных слов и выражений и т.д.;
формирование мотивации к чтению.
Ход урока:
О.М. (правила поведения на уроке)
Коррекционные упражнения: 1)скороговорка (отработка чёткости артикуляции): «У пеньков опять пять опят»; 2)упражнение на развитие зрительного внимания (корректурные упражнения): найти среди букв слова: НПОЮГРИБЫМНКЛЕТОВЗДМАЛИНАХЦЧСИРЕНЬДПЗ; 3)загадка (упражнение на развитие мышления): Тёплый длинный-длинный день. В полдень крохотная тень. Зацветает в поле колос, подаёт кузнечик голос. Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)
4) Беседа:
– О каком месяце говорится в загадке? Почему вы так считаете?
–Как загадка и спрятанные слова связаны с темой, которую мы изучали на прошлом уроке?
– Какой текст мы читали?
– Что было задано?
Проверка домашнего задания: выразительное чтение текста Г.Скребицкого «Июнь», стр.53.
-Кому удалось прочитать текст выразительно?
Тема урока:
-Таким увидел лето Г.Скребицкий. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением И.Сурикова «Ярко солнце светит…»
1)Чтение стихотворения учителем, стр.54.
2)Вопросы на восприятие:
- Понравилось ли стихотворение?
- О каком времени года это стихотворение? Почему вы так считаете?
– Какое время суток описано в стихотворении?
3)Чтение стихотворения учащимися про себя.
4)Чтение по строфам с устным рисованием:
I строфа – Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту картину? (солнечное утро, светит ярко солнце, голубеет небо, тепло, даже жарко)
II строфа - Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту картину? Какие запахи чувствуете? Почему? Как вы понимаете выражение «пестреют яркие цветы»; «золотом облиты тёмные листы»? (зелёный луг с разными цветами, пахнет свежей травой, ромашкой, иван-чаем, колокольчиками, клевером, маком, блики солнца играют на траве)
III строфа - Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту картину? Какие звуки слышите? Как вы понимаете выражение «дремлет лес»? (Ни ветерка, вокруг тихо, вдали зеленеет лес, и только пение жаворонка нарушает эту тишину)
4)Вывод: автор описывает жаркий летний день. – С каким настроением он это делает? Почему? (радостным, светлым, автор наслаждается летним жарким днем). Что хотел нам сказать автор? Какова основная мысль стихотворения? Сравните стихотворение Сурикова и текст Скребицкого? Чем отличается описание лета в данных произведениях?
Физкультминутка (дыхательная гимнастика):
В лесу дышать чудесно и легко, мы в лес пришли и дышим глубоко.
Обучение выразительному чтению:
- Как вы думаете, в каком темпе надо читать это стихотворение? (медленном)
- С каким настроением? (светлым, радостным)
-Давайте составим «партитуру этого стихотворения» (работа с карандашом):
/ - короткая пауза (где запятые);
// - длинная пауза (где точки, двоеточие, точка с запятой, тире)
- логическое ударение (слово, выделяемое голосом).
Например: Дремлет лес: //
Ни звука - //
Лист не шелестит,/
Только жаворонок /
В воздухе звенит…
Выразительное чтение стихотворения учащимися. Кому удалось лучше прочитать?
Работа с иллюстрациями на тему «Лето».
– Какие иллюстрации подходят к стихотворению. Зачитайте строки.
Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть, стр.54.