Историко-литературная гостинная От Рождества до святого крещения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа № 7»
администрации муниципального образования Киреевский район
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия в форме историко-литературно-музыкальной гостинной
«От Рождества до Святого Крещения»
исторические, культурные, народные традиции зимних православных праздников
учитель истории и обществознания
Башкина Людмила Алексеевна
Киреевск
2013
«От Рождества до святого Крещения…»
Историко-литературно-музыкальная гостинная
оформление:
презентация, на стенах рисунки посвященные Новому году и Рождеству, столы, расставлены кругом, учащиеся, педагоги сидят за столами в произвольной последовательности, горят свечи (на столах учителя и ведущих)
1 ведущий (зажигая свечи за столом):
В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег легко кружит в свете ярких праздничных окон, а на юге теплый ветер колышет пышные ветви пальм, - повсюду, где преобладающей религией является христианство, празднуется Рождество.
2 ведущий (подходит к первому):
Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии – кэролы, В Германии – святые вечера, в Украине и в Белоруссии – коляды, в России – святки. Эти праздники – сплав прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей. Объединяет же их одно- это дни всеобщей любви и добра.
Учитель (подходит к ведущим):
В России святки длились вплоть до Крещения – это ещё один важный православный праздник, другое его название – Богоявление и отмечается он 19 января. Рождество и святки – это дни ожидания чуда. Некогда чудо свершилось в Вифлееме, родился Спаситель человечества и теперь оно вершится каждый год в этот день.
Звучит стихотворение Сергея Надсона «Есть страны» - читает учащийся за столом
ЕСТЬ СТРАНЫ
С. Надсон
Есть страны, где люди от века не знаютНи вьюг, ни сыпучих снегов;Там только нетающим снегом сверкаютВершины гранитных хребтов…Цветы там душистее, звезды крупнее,Светлей и нарядней весна,И ярче там перья у птиц, и теплееТам дышит морская волна…В такой-то стране ароматною ночью,При шепоте лавров и розСвершилось желанное чудо воочью:Родился Младенец Христос.
 1 ведущий:
Узаконен день празднования Рождества Христова 25 декабря был в 431 г. на Эфесском Соборе. В восточной христианской церкви праздник Рождества утвердился лишь после того, как соединили с праздником Богоявления в 12-дневный рождественский цикл (святок) и пришло на русь в 10 веке вместе с христанством.
2 ведущий:
Но так как Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней, В России праздник отмечается 7 января.
Учитель:
А в основе праздника – повествование Евангелия о том, что Иисус Христос родился в Вифлееме, неподалеку от Иерусалима, куда Дева Мария и её муж Иосиф пришли из Назарета, чтобы участвовать в объявленной римским императорм Августом переписи населения. Когда они пришли в город, то все постоялые дворы оказались переполнены, и места для ночлега не нашлось. Марии же пришло время родить. Путники вышли за пределы города и там в пещере, где пастухи находили убежище от непогоды, Мария родила Иисуса Христа.
Звучит отрывок из стихотворения «Рождество 1963 года» Иосифа Бродского – читает учащийся за столом
«Рождество 1963 года» Иосифа Бродского
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи…
– на презентации слайды. посвященные теме Рождества, Песнопения
2 ведущий:
В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи. А предшествует ему 40-дневный Филипповский (Рождественский) пост. Начинается он со дня памяти святого апостола Филиппа (27 ноября), а закнчивается 6 января, в Рождественский сочельник. А кто нам расскажит, почему этот вечер так называется.
(прочитать по заготовленному листу учащемуся за столом)
Сочельник – канун Рождества, так называется по обычаю употреблять в этот день сочиво – зерна злаков (пшеницы, риса) с медом, замоченные в воде. По уставу это можно было есть не раньше, чем появится первая звезда.
- на презентации слайды и песня в исполнении Б. Гребенщикова
- музыка баяна и голоса девушек и юношей.
1 ведущий:
Ой, что это?
(заходит группа и исполняет колядки)
После исполнения колядок поющие говорят:
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
 По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежь или детьми с колядками  -незамысловатыми песенками. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки: "Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.."1 ведущий:
Самое яркое описание колядок у Николая Васильевича Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»
Учитель:
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
1 ведущий:
Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и "страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). "Страшные вечера" считались в народе    временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.
2 ведущий:
(читает стихотворение Александра Пушкина)
Настали Святки! То-то радость, Гадает ветреная младость... Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски, Всё потеряв неотвратимо – И все равно – надежда им Лжет детским личиком своим.учитель:
Само слово «гадание» сродни еврейскому слову Гад – так называлась богиня счастья, по другим – от санкритского Гад – исследовать, испытывать. Гадание в древности означало служение богине Гаде. Гадание православная церковь всегда осуждала, но святочные дни были особенными, гадали начиная с Васильева вечера (31декабря/13 января) и до Крещения, вернее в Крещенский сочельник (18 января).
1 ведущий:
Гадали на курице, лошади, ключе, башмачке (с левой ноги), на воске, сожженной бумаге, бобах. Самыми страшными были гадания на зеркалах и приглашение на ужин.
(за столом по листу читают отрывок из поэмы Василия Жуковского «Светлана»)
Раз в крещенский вечерок Тускло светится луна
Девушки гадали: В сумраке тумана -
За ворота башмачок, Молчалива и грустна
Сняв с ноги, бросали; Милая Светлана.
Снег пололи; под окном «Что, подруженька, с тобой?
Слушали; кормили Вымолви словечко;
Счетным курицу зерном; Слушай песни круговой;
Ярый воск топили; Вынь себе колечко.
В чашу с чистою водой Пой, красавица: «Кузнец,
Клали перстень золотой, Скуй мне злат и нов венец,
Серьги изумрудны; Скуй кольцо златое;
Расстилали белый плат Мне венчаться тем венцом,
И над чашей пели в лад Обручаться тем кольцом
Песенки подблюдны. При святом налое».
2 ведущий:
А еще можно просто взять умную книгу. Загадайте два числа: первое - номер страницы, второе - строка сверху или снизу. Откройте книгу и прочитайте загаданное. Оно относится к вашему настоящему или будущему. 
учитель:
Да, очень много интересного можно рассказывать про традиции святок в России и в прошлом и в современное время. Можно много говорить о традициях Рождества, Нового года. Но мы приближаемся к окончанию святок, которые заканчиваются 19 января ещё одним двунадесятым праздником – Крещением или Богоявлением.
(за столом читают по листу стихотворение Ариадны Лещинской «Богоявление»)
1 ученик: Под небом Палестины среди песков и скалВ извилистой долине тек Иордан.Вдоль берега деревья, селенья, города.Чуть далее пустыня, безводная земля.В пустыне жил Предтеча- Креститель Иоанн.Учил он жизни праведной окрестных поселян.2 ученик: Он потому Предтеча был, что шел перед Христом. Христу готовил путь он, был Дух Святой на нем. «Покайтесь и креститесь в знак покаянья, вы,-Так говорил Креститель, Беседуя с людьми,- крещу я Вас водою, Смывая с вас грехи. За мной идет Мессия - спаситель душ людских. Крестить Он будет Духом Святым, от Бога данным».Ученик 3: И многие крестились, покаясь, в Иордане. Шли к Иоанну отовсюду люди.Однажды, у реки, под вечерСобралось много их креститьсяИ слушать проповедь Предтечи.Чуть, чьи-то тихие шаги.Прервалась проповедь пророка.С холма спустился Иисус,Креститься шел по воле Бога.«Ты - Агнец Божий, без греха.Я не могу тебя крестить,-Так говорил пророк,- ведь я креститься должен у Тебя». 4 ученик: «Исполнить правду Божию С тобою мы должны,- так отвечал ему Иисус,- Меня, ты окрести». В поток речной Христос вошел,И при Крещении Его открылось небо. Дух Святой, как голубь, на Него сошел. И слышен Голос был с небес: «Он - Сын Мой» Миру Бог Отец Святую Троицу явил, Реки Он воды - освятил.5 ученик: Богоявленьем назван День Крещенья Господа Христа. Чиста крещенская вода, нам освящает жизнь она.В России в это время года стоят крещенские морозы.На реках толстый лед лежит, под солнцем северным блестит.1 ведущий:
Праздник Крещения в народе называли водосвятием, так как накануне (18 января) происходило освящение воды в храмах, а в самый день праздника освящались и естественные водоемы – реки и озера, для чего в них делалась прорубь – иордань (от названия реки Иордан).
2 ведущий:
Крещенская вода называется Православной Церковью великой агиасмой, т. е. великой святыней. Вот как описывает свою поездку на Иордань Иван Шмелев в книге «Лето Господне»
(читают за столом по листу)
«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней - прорублена во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато - седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники много - много. В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой лентой и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносится пение да выкрик протодиакона. Говорят «Погружают крест!». Слышу знакомое: «Во Иорда-ане крещающуся Тебе, Господи-и» - и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» - и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии и ба-бах! И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго».
3 ведущий:
Тема православных праздников и традиций с ними связанных является неотъемлемой частью нашей культуры. Сегодня мы услышали поэзию, прозу, музыку, увидели репродукции картин, узнали традиции народной жизни, связанные с православными праздниками. Ещё надо сказать, что в честь этих праздников строили храмы. Вот некоторые из них в нашем Тульском крае (слайд) Николозарецкая церковь (Рождества Христова) в Туле, Богоявленский собор в Тульском Кремле, построенный в честь воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в 1856 году.
1 ведущий:
На этом наша гостиная закрывается, до новых встреч! Всех поздравляем с прошедшими праздниками и наступающим Крещением!