Литературная гостиная «В ней есть душа, в ней есть свобода…»


«В ней есть душа, в ней есть свобода…»
Литературная композиция на тему «Времена года в русском искусстве».
Оформление:
Репродукции картин:
- И. Левитан «Большая вода», « «Золотая осень»
- А. Саврасов «Грачи прилетели»
- И. Шишкин «Рожь», «Сосны, освещённые солнцем», «Цветы на опушке»
- В. Поленов «Осень»
- И. Грабарь «Февральская лазурь»
- А. Куинджи «Берёзовая роща»
Презентация.
Музыкальное оформление Чайковский «Времена года»
1-Й ведущий: «Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника или композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Рыленкова, Пастернака, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. « В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник для поэтов, художников, композиторов и, быть может, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться….»
2-й ведущий:
Николай Рыленков "Всё в тающей дымке..."
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой 
Русской природы
1-й чтец
отрывок из стихотворения Саши Чёрного «Пуща-Водица»
Молча в теплый лес вошел по теплой хвоеИ по свежим изумрудам мхов.На ветвях, впивая солнце огневое,Зеленели тысячи стихов:Это были лопнувшие почки,Гениальные неписанные строчки...Пела пеночка. Бродил в стволах прохладныхСвежий сок и гнал к ветвям весну.Захотелось трепетно и жадноПолететь, взмахнув руками, на соснуИ, дрожа, закрыв глаза, запеть, как птица.Я взмахнул...
Напрасно: не летится!
1-Й ведущий:
О картине И. Левитана «Большая вода» «С природой одною он жизнью дышал» - так определял Исаак Левитан назначение художника-пейзажиста. Он умел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют “школой любви к Родине”. Всего 40 лет жизнь отпустила Левитану, но он оставил нам на своих полотнах Волгу, Плёс, Золотую осень и, конечно, Весну…На картине “Большая вода” перед нами весна. Ещё не зазеленели почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая вода вышла из берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Это весна ещё не зелёная– она голубая. В прозрачной студеной воде отражаются тонкие, как свечки, стволики берёз. Тени деревьев падают на землю и на воду…. Весна. Земля пробуждается!
Звучит музыка Рахманинов «весенние воды»
2-й чтец
Федор Тютчев«Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят — Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед». Весна идет, весна идет!И тихих, теплых майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней!
3-й чтец
Стихотворение
О. Лебёдушкиной “Весна начинается с неба Весна начинается с неба.Сначала оно светлеетИ чистою голубизноюСтекает к земле седойВливаясь в застывшие трубы,В забытых печурках тлеет,Стучит по земле капелью,Серебряною водой.
 Весна начинается с криковВесёлых стай воробьиных,Которые неумолчноВзахлёб о весне твердят,И с радужного сиянья,В сплетении веток длинных,И с хрупких берёз-подростков,Что встали пугливо в ряд.
 Весна начинается с взглядов,Оттаявших после стужи,Весна начинается в сердце,Где ясная тишинаА может, её началоВ той первой, огромной луже?Не знаю, но всем понятно:Она началась весна.
4-чтец
Отрывок из произведения И. Бунина «Сосед» Ясный апрельский закат, еще не набитый серый проселок, весенняя нагота полей, впереди еще голый зеленоватый лес. Еду на него, спокойно и распущенно сидя в седле…..Возле леса, на жнивье под опушкой, еще тянется длинный островок не чистого и затвердевшего снега. И ярко-голубые подснежники, – самый прелестный, самый милый в мире цветок, – пробиваются из коричневой, внизу гниющей, влажной, а сверху сухой листвы, густо покрывающей опушку. Листва шумно шуршит под копытами, когда я въезжаю в лес, и нет ничего радостнее этого напоминания о прошлой осени в соединении с чувством весны… И далеко слышно это шуршание по лесу, еще сквозному, раскрытому, а все-таки уже не зимнему. Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее….. . А под старыми березами, сквозящими своей кружевной наготой, на сероватом, но легком и глубоком вечернем небе уже торчат тугие и острые, глянцевито-темно-зеленые трубки ландышей.
2-й ведущий
О  фортепианной пьесе П.Чайковского “Апрель”.  В декабрьском номере журнала “Новеллист”за 1875 год было напечатано сообщение о том, что знаменитый композитор Чайковский обещал в будущем году поместить в журнал серию своих фортепианных композиций , характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале. Так родился цикл “Времена года”.12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы пьесам подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов. В пьесе “Апрель” Чайковский передаёт ощущение ожидание весны– радостное, трепетное, устремлённое навстречу солнцу, надеждам и счастью.
Звучит музыка П.И.Чайковский. Времена года. Апрель
5-чтец
Стихотворение Д.Самойлова”Была туманная луна Была туманная луна,И были нежные берёзы…О, март-апрель, какие слёзы!Во сне какие имена!Как корочку, хрустящий следЖуют рассветные морозы…О, март-апрель, какие слёзы –Причины и названья нет!Вдали за гранью голубой,Гудят в тумане тепловозы…О, март-апрель, какие слёзы!О, чем ты плачешь? Что с тобой?
1 – ведущий
А. Саврасов «Грачи прилетели»  
Создатель русского пейзажа Алексей Саврасов, проживший тяжёлую и трагическую жизнь, оставил нам в наследство бесценный подарок-картину “Грачи прилетели”. Сколько веков грачи суетливо вили гнёзда над жильём человека. Сколько веков неслись радостные голоса вдоль улиц: “ Смотрите! Весна! Грачи прилетели!”однако только Саврасов открыл для этих весенних птиц, словно створку окна, раму своей картины. Картина обошла всю Россию в гравюрах, фотографиях, цветных копиях.
…На окраине маленького селенья возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому, с высокими облаками небу тянутся ещё голые, но уже встрепенувшиеся ветки берёз. Лёд на пруду растаял, снег стал хрупким. На деревья с шумом опускается стая грачей. На глазах у зрителей происходит чудо– рождается весна.
Звучит музыка П.И.Чайковский. Времена года. Июнь
6-чтец
Стихотворение Бориса Пастернака “Июль”.  По дому бродит приведеньеВесь день шаги над головой.На чердаке мелькают тениПо дому бродит домовой…Кто этот баловник-невежаИ этот призрак и двойник?Да это наш жилец приезжий,Наш летний дачник-отпускник.На весь его недолгий роздыхМы целый дом ему сдаёмИюль с грозой, июльский воздухСнял комнаты у нас внаём.Июль, таскающий в одеже, Пух одуванчиков, лопух,Июль, домой сквозь окна вхожий,Всё громко говорящий вслух.Степной нечёсаный растяпа,Пропахший липой и травой,Батвой и запахом укропа,Июльский воздух луговой.
2-й ведущий
Отрывок из произведения Ивана Бунина “Первая любовь”.  “Лето, именье в лесном западном краю. Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. В притихшем доме сумрак, скучно…В саду покорно никнут под водяной бегущей сетью мокрые деревья, красные цветники у балкона необыкновенно ярки. Над садом , в дымном небе, тревожно торчит аист: почерневший, похудевший, с подогнутым хвостом и обвислой косицей, негодуя, волнуясь, подпрыгивая, крепко, стучит клювом: что же это такое, потоп, настоящий потоп! Но вот, часа в четыре дождь светлей, реже. Ставят самовар в сенцах– бальзамический запах дыма стелется по всей усадьбе. А к закату совсем чисто, тишина, успокоенье…Уже синеет вечер. Бор душист, сыр и гулок: чей-то дальний голос, чей-то протяжный зов или отклик долго отдаётся в самых дальних чащах. Просеки кажутся узки, пролёты их стройны, бесконечны, уводят своей вечерней далью. .. А пока выходишь на поляну, радует юная сосновая поросль: она прелестного, бледного тона, зелени нежной, болотной, легка, но крепка и ветвиста. Вся ещё в брызгах и мелкой водяной пыли…
7-й чтец
Стихотворение Никитина “Утро на берегу озера”. Ясно утро. Тихо веет тёплый ветерок. Луг, как бархат, зеленеет, в зареве восток.Окаймлённое кустами молодых ракит,Разноцветными огнями озеро блестит.Тишине и солнцу радо, по равнине водЛебедей ручное стадо медленно плывёт,Вот один взмахнул лениво крыльями– и вдругВлага брызнула игриво жемчугом вокруг.
8-й чтец
Стихотворение А.Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”. Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
1-й ведущий
картина Шишкина “Рожь”  Картина Ивана Шишкина “Рожь”-вся светлая, золотая, голубая. Её содержание передают слова самого художника, торопливо записанные им однажды на одном из рисунков: “ Раздолье. Простор. Угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство…”жаркий летний день. В воздухе чувствуется приближение грозы. Ласточки летают над самой дорогой. И до горизонта простирается под голубым небом золотое море ржи. Людей на картине нет. Однако это человек вырастил рожь, колёса его повозки выбили на дороге колею, это он вырубил сосновый бор. Но не поднялась рука до конца загубить могучую красоту: возвышаются среди ржи , до самого горизонта, вековые сосны. Если мы посмотрим на эти удивительно красивые деревья, на сосны, освещённые солнцем, на цветы, на опушке леса, то , наверное, поймём, почему Шишкина называли единственным настоящим знатоком и рисовальщиком русского леса.
  Звучит “Осенняя песня” П.Чайковского
9-й чтец
 «Дождь» русского поэта Семена Кирсанова Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.
И глядит луч из седых туч в зеркала луж -
как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.
О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
все кусты ждут - дай ветвям жить, дай цветам пить.
Приложи к ним, световой луч, миллион линз,
загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.
Загляни, луч, и в мою глубь, объясни - как
смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак?
Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,
и, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом.
2-й ведущий
Отрывок из произведения И.Тургенева “Затишье” … Над самой кручею широкого оврага находился небольшой берёзовый “заказ”. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор ещё не коснулся до их стройных стволов…Недавно, вставшее солнце затопляло всю рощу сильным, хотя и не ярким светом; везде блестели росинки, кое-где внезапно загорались рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью, и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и ещё так безмолвно. Только и слышались рассыпчатые голоса жаворонков над отдалёнными полями, да в самой роще две-три птички , не торопясь, выводили свои коротенькие коленца и словно прислушивались потом, как это у них вышло. От мокрой земли пахло здоровым , крепким запахом, чистый, лёгкий воздух, переливался прохладными струями. Утром, славным летним утром веяло от всего, всё глядело и улыбалось утром, точно румяное, только что вымытое личико проснувшегося ребёнка.
10-й чтец
 Стихотворение Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной” Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера.Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё-простор везде,Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь,И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле.
1-й ведущий
картина Левитана “Золотая осень” Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие поэты и художники , ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета , смывала дождями зелень. Тёмные краски лета сменялись золотом, пурпуром и серебром. Воздух делался чище, холоднее, и дали становились гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он оставил около ста “осенних картин”, самая знаменитая из которых-”Золотая осень”
Звучит романс на музыку Пономаренко “Отговорила роща золотая” (С.Есенин.)
11-чтец
 Отрывок из произведения К.Паустовского “Наедине с осенью”.  
Сейчас я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве , но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы…, каждый лист был совершенным твореньем природы, произведением её таинственного искусства., недоступного нам, людям. Этим искусством уверено владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам. Я пишу всё это осенней ночью. Осени за окном не видно, она залита тьмой. Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватой свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём, и ночью…. И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.Звучит пьеса “Январь ”из цикла П.Чайковского “Времена года”.
2-й ведущий
Отрывок из произведения К.Паустовского “Прощание с летом”   
“Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда их земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. Был конец ноября– самое грустное время…Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. За стеной дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мёртвой”.Умер дождь, умер ветер, умер беспокойный шумливый сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну– за стёклами всё было снежно и безмолвно. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом всё стихло…земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчащие из-под снега…”
12-й чтец
Стихотворение Н. Рыленкова “У наших зим – особенная прелесть” У наших зим – особенная прелестьПод вечер успокоится пурга,И хлынет снег, как будто загорелись Закатом подожжённые снега.Сидит ворона на дубу жар-птицей,Стоят оградой терема леса,И кажется: вот-вот начнут твориться,Как в мудрой русской сказке, чудеса.
1-й ведущий
картина И. Грабаря “Февральская лазурь”.  На пейзаже известного русского художника Игоря Грабаря снег искрится и переливается под солнцем, тени яркие, цветные. Деревья, пронизанные солнцем, как бы закружились в лучах в хороводе. Настоящий праздник лучезарного неба и жемчужных берёз.
Белая берёза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебромНа пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.И стоит берёза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне.А заря лениво, обходя кругомОбсыпает ветки новым серебром.
Звучит романс на слова А.С.Пушкина “Зимний вечер”
2-й ведущий
Н. Рыленков Все богатства русского пейзажа В полное владенье нам даны:Вьюжных зим серебряная пряжа,Кружева зелёные весны.Летний полдень в поволоке зноя,Вечер, заглядевшийся в ручей,Узорочье луговин цветное,Тёплый воск желтеющих полей.Расписные крылья листопадаНад бездонной синевой озёр.Всё это твоё, и сердце радоЦелый мир влюбить в родной простор.