Научная работа Золотые руки не знают скуки


ГО Богданович
МКУ «Управление образованием ГО Богданович»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Областной краеведческий Конкурс-форум «Мы – уральцы»
Конкурс историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс» Конкурсное направление: «Летопись родного края».
Тема работы:
«Золотые руки не знают скуки. Ремесла родного села»
Автор: Фабер Оксана Александровна
ученица 8 класса
населенный пункт: с. Ильинское.
контактный телефон 89506310827
e-mail: oksana-38455@mail.ruРуководитель:
Анкина Наталья Сергеевна
Должность, место работы
Учитель истории и обществознания
Контактный телефон 89002035634
e-mail: n-anisimovaankin@mail.ru2014 г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Народные ремесла России………………………………………......8
Глава 2. Ремесла Свердловской Области…………………………………….10
Глава 3. История села Ильинское……………………………….................13
Глава 4. Ремесла села Ильинское……………………………….…………… 15
Заключение……………………………………………………………………. 19
Список литературы…………………………………………………………… 20
Приложение……………………………………………………………........... 21
Введение
“Золотые руки не знают скуки»
Испокон веков славилась земля наша Русская своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Издавна занимались крестьяне промыслами- занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которыхпроизводилось что-либо, назывались ремёслами.
Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Этословообозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».[3, с.289]
Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремеслозаплечамине виснет» - говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.
Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.
Я провела анкетирование среди учащихся 8-10 классов, с целью выяснения знают ли представители молодого поколения о том, какие ремесла распространены были на территории нашего села ранее.
Были предложены следующие вопросы учащимся:
1. Знаешь ли ты, какие ремесла были распространены в нашем селе ранее?
2. Знаешь ли ты, какими видами ремесла занимаются жители нашего села сейчас?
3. Кого из жителей нашего села, народных умельцев, вы знаете?
Результаты были такие: из 15 опрошенных человек на первый вопрос ответили; что знают, какими ремеслами занимались в нашем крае – 9 человек. Дети называют следующие ремесла в нашем крае:
изготовление изделий из дерева (коромысла, ведра);
ткачество;
вышивка;
изготовление половиков;
вязание;
строительство печей.
Отрицательно ответили – 7 человек, т.е. они не знают, какими ремеслами занимались в нашем крае.
На второй вопрос ответили положительно – 11 человек, назвав следующие виды ремесла:
1) изготовление веников, метелок;
2) вышивка;
3) вязание;
4) шитье;
5) резьба по дереву.
Отрицательно ответили 4 человека.
На третий вопрос смогли назвать среди жителей села людей, занимающихся ремеслом 8 человек.
1) Нина Егоровна Коробицына – вязание.
2) Григорьева Наталья Аркадьевна- картины из бисера и витражи.
3) Семья АптиныхАнатолий Иванович и Любовь Степановна–самотканные ковры.
Отрицательно ответили 7 человек.
Таким образом, анализируя анкету можно сделать вывод, что 40 % учащихся не знают, какие ремесла были распространены в нашем крае.
73% учащихся называют вышивание и самокатные ковры как самый распространённый вид ремесла в селе.
27% не знают, какими ремеслами занимаются сейчас в нашем селе.
53 % знают людей, которые занимаются различными видами ремесла в нашем селе.
Чтобы заполнить пробелы в знании ремёсел, я и начала свою исследовательскую работу по изучению ремесел нашего села.
Актуальность выбранной темы
Село Ильинское - это небольшое село в Свердловской области Богдановичского района. Я живу здесь недавно, всего лишь второй год, но всем сердцем полюбила это место.Я считаю, что человек должен знать историю, традиции и обычаи того места, где он живет.
Поэтому цель моей работы – это знакомство с народными ремёслами и умельцами села Ильинское, чтобы воспеть и восславить «сердце доброе, щедрость да разум, руки искусные люда мастерового, дабы не рассыпался по крупинкам, не затерялся во времени богатейший опыт предков – рукодельников».[4, с. 54.]
А чтобы их знания и умения не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто.Забыть да закрыть …… недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.
В нашем селе и мастера есть и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло, чтобы и дальше жило оно рядом с нами.
В своей работе я познакомилась с ремеслами нашей страны и села,мастерами и их изделиями. И пришла к выводу, что знакомясь с их творчеством, мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа.
Цель – знакомство с народными ремёслами Руси, Свердловской области и села Ильинское.
Задачи исследования:
- собрать материал о ремеслах Руси, области и села;
- выявить мастеров села, занимающихся народными ремеслами;
- систематизировать и обобщить материал о них;
Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, обычаи и традиции, в том числе ремёсла, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Ильинское будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.
Предмет исследования - ремёсла и народные умельцы села Ильинское.
Формы и методы работы - поисковая деятельность, обзор периодических изданий, краеведческих источников литературы, поход в библиотеку нашего села, беседа с мастерами – умельцами.
Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках исторического краеведения в школе. Данный материал будет в дальнейшем дополняться сведениями о современном социально-экономическом положении района. Я считаю, что моя исследовательская работа, посвящённая познанию своей малой родины, через сбор краеведческого материала о народных умельцах является актуальной, потому что, мы хотим вырасти патриотами своей родины, достойными своих предков.
Результат моей работы – оформление в школьном музее стенда о ремеслах Руси, Свердловской области и нашего села и ознакомление учащихся со стендом в виде экскурсий.

Глава 1. Народные промыслы России.
Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой.Все изделия русских мастеров делались вручную.В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение.А украшал свои изделия затейливой росписью.Назывались изделия по имени селений, где их создавали.У каждого мастера была своя отличная манера изготовления.А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда.В старину на Руси пользовались деревянной посудой.А изготавливали ее мастера деревянных промыслов.Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи).Называли её хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи.Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава.[7]
Елецкие кружева.В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на
Частной фабрике Протасовой. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. 
Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают.
Игрушки вырезают из липы.А вот глиняные лепные игрушки - называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.
Свердловская область, как одна из крупных областей России, богата своими мастерами и умельцами.
Глава 2. Ремесла Свердловской области.
Наша область отличается уникальной богатой самобытной культурой. Умеющие срубить бревенчатую избу собственноручно, пашущие самими же сделанным плугом, убирающие урожай косой или серпом, легендарные уральские умельцы были мастеровиты во всем; множество народных промыслов и ремесел передавалосьв крае от отца к сыну. Уральцы в совершенстве владели техникой литья из чугуна и искусством ковки металла, делали керамическую посуду, производили деревянную и медную утварь. Здесь возникла и развивалась уникальная невьянская иконописная школа. Имена первых мастеров, работавших в скитах и окрестностях Невьянска, - старец Григорий (Коскин), инок Гурий (Перетрутов), отец Паисий (Заверткин). Их традиции передавались из поколения в поколение. В середине второй половины XIX века в городе трудились также иконописцы –единоверцы, как Чернобровины, С.Ф Бердников и др. в декабре 1999 года в областном центре открылся музей «Невьянская икона», в экспозиции которого представлены свыше двух с половиной сотен икон XVI – XX веков.(см. Приложение 1)
А еще изготавливались тагильские металлические подносы. [5]. Первый тагильский поднос с клеймом автора датирован 1746 годом. Никита Акинфиевич Демидов во время путешествия по Европе «углядел» расписные металлические изделия. И вот уже в его вотчине, на Урале, мастеровые начали «малевать» на железе. Пережившие века изделия промысла хранятся теперь в музее истории подносного дела Нижнего Тагила. (см. Приложение 1)
На излете девятнадцатого века Париж был «взят» русским чугуном. Не пушками, не ядрами – кружевом. В 1900 году на Всемирной выставке ажурный чугунный павильон, покорил Европу. После петровских ядер пошли формы для выпечки, дверцы для печек, заслонки и ограждения. Слава о них распространилась по всей стране. Чугунное производство существовало на Каменском, Кусинском, Серовском заводах. Но прославился на весь мир Касли. Здесь «вытворяли» ажурные блюда, шкатулки, оправы для зеркал, лампы и другие. [8, с. 270]
В начале восемнадцатого века в Екатеринбурге заработала гранильная фабрика. Главные символы Урала – металл и камень- стали основой камнерезного и ювелирного дела. Нынешнюю славу уральской ювелирной школе составили Борис Гладков, Леонид Устьянцев, Владимир Шицалов и др.
(см. Приложение 2)
В некоторых деревнях еще можно встретить предметы, ярко и чудно расписанные. Музей в селе Нижняя Синячиха - это памятник деревянного зодчества. Расписывали наши прадеды сундуки, буфеты, прялки, шкатулки. И чем зажиточнее было село, чем больше дворов и домов приглашали красильщиков оформить ворота, избы, домашнюю утварь, ставни. (см. Приложение 3)
Каменск-Уральская фирма «Пятков и К» успешно работает на российском колокольном рынке с 1991 года и считается одним из крупнейшим предприятием в России. (см. Приложение 4.)
Производство уральского фарфора идет с демидовских времен, когда в 1810 году в Нижнем Тагиле было организовано первое производство. Изготавливали в основном столовую и чайную посуду, чернильницы, пепельницы, игрушки, которые расписывали вручную. В Сысерти с конца 1940-х годов возникло художественное фарфоровое производство: выпускали посуду высокого качества и декоративную скульптуру на тему уральских сказок и былин. В 1970-е годы родилась «Сысертская роза» (см. приложение 5). В настоящее время на предприятии появляются новые посудные разработки, авторские росписи. Еще одно предприятие по выпуску фарфоровой продукции находится в городе Богдановиче. (см. Приложение5)
Далеко за Уралом были известны также деревянные игрушки из Туринска, ковры из Бутки, керамические изделия из поселка Таволги. (см. Приложение 6.)
Изделия уральских мастеров всегда пользовались спросом в России. До сих пор в музеях и в Свердловской области, и России изделия уральских мастеров вызывает повышенный интерес посетителей.

Глава 3. История села Ильинское.
Перед тем как перейти к изучению ремесел в нашем селе я решила изучить материал об истории возникновения села. Потому что, незная историю, нельзя говорить о занятиях ее жителей.
Село Ильинское основано в 17 веке. По данным архивных материалов Камышловского уезда, первыми жителями здешних мест считаются братья Саламатовы: Алексей и Иван. Изначально село называлось Латышским, однако никаких данных о том, что здесь жили латыши, нет. С 1723 года крестьяне села Латышское были приписаны к заводам Екатеринбурга, в частности, принимали участие в строительстве Уктусского завода. В 1812 году крестьяне села Калиновки отказались работать на заводах, ильинцы их поддержали. К концу мая, волнения, распространившиеся по всему Камышловскому уезду, были подавлены. Однако, по поводу нападения Наполеона, в том же году на сельском сходе Ильинского было принято решениео вступлении жителей в народное ополчение. [1 ,с. 2]
Время строительства первого храма не зафиксировано, известно только, что к 1829 году храм, построенный в честь Илии – пророка, сильно обветшал, и грамотой митрополита Тобольского Павла разрешено было заложить в селе каменную церковь. Поэтому свое нынешнее название село получило именно по названию церкви.
С 1837 года в Ильинском, прежде входившем в состав Калиновской волости, была создана Ильинская волость. [6]
Деревня раскинулась на много километров вдоль реки Малой Калиновки. В 1837 году была открыта церковно-приходская школа, учителем был местный священник. По праздникам в деревне устраивались гулянья. На Троицу шли в церковь к обедне, а после трапезники раздавали в руки молодым и старым зеленые терпко пахнующие смородиновые ветки. Сельчане спускались по крутому берегу к речке и бросали ветки в воду: чья потонет- тот умрет, не потонет – жить будет. А уже к вечеру на стол ставился большой самовар. [2, с. 3]
Окрестное население занималось в основном сельским хозяйством. Для обслуживания крестьянских хозяйств в селе существовали сапожники, портные, печники и кузнецы. Почти каждая семья имела свой ткацкий станок, на котором пряли материи из конопли и льна. Развито было также кустарное производство валенок. Особым видом ткачества считалось плетение ковровых дорожек из камыша.
Славилось наше село и своими умельцами. Василий Петрович Ушаков шил на продажу ботинки, сапоги. Его сосед, Василий Павлович, ткал решета из конского волоса. Федосья- красильщица имела краскотерку, кисти, краску, ходила по домам и закрашивала потолки, двери. Прасковья Ивановна Аптина ткала ковры, половики, занималась гончарным делом. К сожалению, за давностью времен невозможно восстановить данные этих людей, даже старожилы села не смогли этого вспомнить.

Глава 4. Ремесла села Ильинское.
Без ремесла человек как птица без крыльев. И сегодня село богато на таких людей, которые имеют увлечения.
Нина Егоровна Коробицына родилась в 1940 году. В 9 лет пошла в школу. Закончила пять классов. В 19 лет вышла замуж. После школы пошла работать дояркой. Из газеты «Знамя коммуны»: «…как обычно, в начале года обновляется Доска Почета совхоза «Богдановичский». Сегодня на ней рядом с портретами других передовиков можно увидеть фотографию Нины Егоровны Коробицыной, телятницы Ильинского животноводческого комплекса».
В 90-е годы Коробицына стала активным участником хора «Сударушки». Она является автором многих песен этого коллектива, в том числе особой песни – «Наша деревня - Ильинка». Сейчас занимается вязанием.(см. Приложение 6.)
Семья Анатолия Ивановича и Любови Степановны Аптиных образовалась в 1962 году. У них пять дочерей: Галина, Раиса, Валентина, Фаина и Юлия. Любовь Степановна совместно с мужем образовала в старом клубе хор, руководителем которого был баянист Владимир Федорович Лихачев. Семья Аптиных творческие люди. Есть в их семье красивая традиция. Когда дочери выходили замуж, в качестве свадебного подарка родители дарили им самотканные ковры. Ковров для каждой дочери полагалось сделать по два.В настоящее время Любовь Степановна посещает Клуб рукодельниц в нашем селе вышила бисером 11 икон своим дочерям и внукам.(см. Приложение 7.)
Чтобы узнать больше о людях нашего села я посетила Беца Тамару Алексеевну. В 1959 году Тамара Алексеевна (в то время секретарь комсомольской организации) была направлена на целину. Год училась на механизатора, сезон отработала на зерноуборочном комбайне. Вернулась домой с мужем Михаилом Степановичем. Народили троих детей и внуков (двое из которых отправились служить срочную на мятежный Кавказ). Сейчас Тамара Алексеевна на заслуженном отдыхе и занимается лоскутным шитьем. Она для своих внуков и правнуков шьет лоскутные одеяла, а также теплые рукавицы.(см. Приложение 8.)
Также в нашем селе есть и такой интересный человек. Это Прожерин Валентин Иванович. Все знакомые Виталия Ивановича отмечают его удивительную скромность и отзывчивость. Заразившись идеей тракторостроения, Валентин Прожерин из запчастей и ненужного хламасобрал мини-трактор, называемый им «Самоделка», для косьбы и сгребания сена.
Несколько слов хотелось сказать также о семье Дубовкиных Андрее Степановиче и Галине Савельевне. Андрей Степанович на срочную службу в ряды Красной Армии был призван в мае 1941 года. Трижды попадал в окружение и на третий раз не смог из него выйти. Поменял три концентрационных лагеря, был освобожден в Австрии 9 мая 1945 года. После этого год сражался с формированиями украинских «националистов». В 1946 году ушел на «дембель» и в том же году вступил в брак с Галиной Савельевной.
Галина Савельевна нынче осталась единственной мастерицей некогда традиционного рукоделья – плетение циновок из стеблей камыша. После смерти мужа Галина Савельевна переехала в город Богданович.
Плетением корзин, веников, ведер занимается Фомин Капитон Федорович. С 15 лет он начал плести ведра для картошки, позднее занялся плетением и другой тары, ведь в хозяйстве все сгодится. Плетением занимается и сейчас, тут ему помогают и внуки.(см. Приложение 9.)
В 2013 году в здании Совета ветераном открылся Клуб рукодельниц. Его посещают 8-9 человек – жительниц села Ильинское. Это Разницына Людмила Игоревна, Русских Татьяна Алексеевна, Бурухина Татьяна Никифоровна, Филеткина Татьяна Павловна, Григорьева Наталья Аркадьевна. Благодарая этому клубу молодое поколение приобщается к тем ремеслам, которые еще в давние времена существовали в нашем селе.
Наши рукодельницы проводят мастер-классы для жителей села и школьников по работе с атласынми лентами, бисероплетению, вышивание крестиком и бисером икон, рисование по стеклу.А также проводят выставки своих работ. (см. Приложение 10)
В нашем школьном музее находятся различные экспонаты по которым можно судить о ремеслах села. Вот некоторые из них…
Ткацкий станок, на котором ткали материал для будущей одежды. На ткацком станке умели работать не только женщины и мужчины.(см. Приложение 11)
Это жители нашего села, которые нам показали, как работает станок. (см. Приложение 12)
Русские женщины были известны как искусные вышивальщицы. Они умели превращать простые ткани в настоящие произведения искусства. Также в селе Ильинском были и есть мастерицы, которые вышивают красивые узоры на женских и мужских рубахах. (см. Приложение 13)
Ручная прялка деревянная
Состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопаски (лопати, лопатки) и шейки (ножки), прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. (см. Приложение 14)
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Собрав этот материал, я пришла к выводу, что каждому поколению необходимо помнить историю своей малой родины, продолжать традиции предков.

Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что ремёсла, которые в далёкие, а в некоторых случаях и не очень далёкие времена, имели широкое распространение на территории нашего села, были вытеснены из повседневной жизни крестьян массовым производством доступных по цене предметов быта и стали этнографической редкостью.
Я считаю, что для сохранения ремесла надо перенимать опыт старожилов, учиться их ремеслу, чтобы народные ремёсла продолжали жить. И всё, что мы собираем о народных умельцах, нужно увековечить в сборниках воспоминаний об их жизни и деятельности, фото и видеоматериалах, потому что в каждом ремесле вырабатываются свои особые приёмы, своя технология, свои секреты подготовки материала, которые с уходом мастеров утрачиваются. Нам надо успеть перенять это искусство у тех, кто остался.
Проведя данное исследование, я пришла к выводу, что ремесло – это наша гордость. Общаясь на эту тему со сверстниками, я поняла, что история, традиции и культура родного села интересуют и волнуют нас, молодое поколение. Я сумела понять значимость этого ремесла, заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с народными умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они со мной поделились.
В ходе работы я пришла к выводу, что ремёсла – это богатое наследие нашего народа. Время уходит безвозвратно, и мы, молодые, должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить народную, самобытную культуру наших предков для себя и будущих поколений. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия, самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины и иконы из бисера, корзины из лозы, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом.

Список литературы:
Газета «Народное слово», 2001 г , 11 февраля.
Газета «Народное слово», 2001 г., 22 февраля.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык», 1999год
Кичигин В.П. Народная культура юга России: Белгородская область. – Белгород ,2000 год.
Нижнетагильские подносы. - http://nashipodarki.ru/allnews/nizhnetagil_skie_podnosy/ Официальный сайт села Ильинского. - iljinskoje.narod.ruРусские ремесла и старинные народные промысли России. - http://www.advantour.com/rus/russia/crafts.htmСвердловская область. Екатеринбург, Сократ, 2011г.

Приложение
Приложение 1.
Работа невьянских мастеров.
Экспозиция Нижнетагильского музея.
Приложение 2.
Камнерез Александр Леверов.
Приложение 3


Приложение 4
Колокол
Керамическая мастерская.
Приложение 5

На Сысертском фарфоровом заводе.

На Богдановическом фарфоровом заводе.
Приложение 6.
-432435524510
На снимкеКоробицына Нина Егоровна

Работы ильинских умельцев.
Приложение 7.
-80010137795
На снимке Аптины Анатолий Иванович
и Любовь Степановна и их самотканый ковер.

Приложение 8.
-13716067310На снимке Беца Тамара Алексеевна, занимается лоскутным шитьем.

Приложение 9.
На снимке Фомин Капитон с внуком.

На снимке корзина, веник, лапти сплетенные Капитоном Федоровичем.
-422910429895Приложение 10.


На снимках члены клуба рукодельниц проводят мастер классы и выставки своих работ.
Приложение 11.
Ткацкий станок.
Челнок.
Приложение 12.
Аптин Анатолий Иванович за станком.
За ткацким станком Дубовкина Г.С.
Приложение 13.
Вышивка женской рубахи.
Вышивка мужской рубахи.
Приложение 14.

Ручная деревянная прялка.