Доклад на тему:Физическая культура – как средство коррекции дефектов психофизического развития детей с задержкой психического развития


В последние годы в Республике Казахстан наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей, причиной которых является неблагоприятная экологическая обстановка, а также такие факторы как стресс в повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия.
Оптимизация процесса обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики, что обусловлено значительной распространенностью этого вида дизонтогенеза и большой индивидуальной вариабельностью их проявлений.
Клинические наблюдения и практический опыт врачей и дефектологов показывают, что ученики школы для детей с ЗПР особенно нуждаются в повышении двигательной активности.
Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка. Это определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей c ЗПР, однако до настоящего времени государственные программы по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений недостаточно учитывают психофизические особенности детей с ЗПР.
Недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с содержанием, формами, средствами и методами коррекционной работы, направленной на развитие двигательных способностей детей с ЗПР на уроках физической культуры.
В связи с недостаточной изученностью двигательной сферы детей с ЗПР, отсутствием комплексных исследований по проблеме физического воспитания школьников с ЗПР, а также в связи с существующим противоречием между реальным состоянием процесса физического воспитания, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных способностей, необходимо искать пути коррекции двигательных нарушений школьников с ЗПР в процессе их физического воспитания.
Особую значимость приобретает разработка научно обоснованных методов коррекции двигательных нарушений в связи с расширением сети специальных классов для детей с ЗПР. Определение содержания и методов коррекции двигательных нарушений у школьников с ЗПР может рассматриваться как одно из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Такое направление определяется как коррекционно - развивающее; оно рассматривается и как форма воздействия на двигательную недостаточность, и как форма реадаптации двигательных нарушений .
Многие исследователи подчёркивают необходимость создания эффективных методик преодоления двигательных нарушений. Целенаправленная коррекция недостатков моторного развития способствует укреплению здоровья детей, стимулирует их двигательную, психическую и социальную активность.
Общие подходы к коррекционной работе по преодолению двигательных нарушений реализуются в процессе физического воспитания детей с задержкой психического развития с учётом индивидуального характера их психического и физического развития. Исследования двигательной деятельности детей с ЗПР говорят о значительном отставании данных школьников от их нормально развивающихся сверстников по всем показателям физического развития.
Уроки физической культуры их повышенный эмоциональный фон особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственность и трудолюбие.
Коррекционные задачи состоят в направлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также в направлении нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата.
Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной систем организма, а также других жизненно-важных систем в деятельности которых имеются отклонения у детей с ЗПР, нормализация тонуса мышц, улучшать подвижность в суставах, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и динамическое равновесия, ориентировки в пространстве.
В школе для детей с ЗПР одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения .Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка.
При различных дефектах в развитии, организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения или иных функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние организма и способствующей заболеванию. Выход из этого может быть только один: своевременное применение физиологически обоснованных физических нагрузок , что способствует укреплению здоровья детей с ЗПР и ведет их к дальнейшей социализации и интеграции в общество.












Доклад


На тему: Физическая культура – как средство коррекции дефектов психофизического развития детей с задержкой психического развития




КГУ «Школа-интернат для детей с ЗПР» управления образования Карагандинской области



Таушинов Канат Тулеуович

Учитель ФК – дефектолог




















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615