Профилактическая работа по нравственно-правовому воспитанию обучающихся с недостаточным интеллектуальным развитием на разных ступенях развития на уроках истории обществознания

Профилактическая работа по нравственно-правовому воспитанию обучающихся с недостаточным интеллектуальным развитием на разных ступенях развития на уроках истории обществознания

«История Родины- это наука представляющая собой могучую вечно живую силу творящую гражданина»
В. А. Сухомлинский

В Стандартах второго поколения в системе базовых ценностей прописано, что важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода)
В пояснительной записке к программе по истории отмечается ,что «история в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями ,коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика ,формирование личностных качеств гражданина ,подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально- трудовая и правовая адаптация выпускника в общество »
Учебные предметы история и обществознание обладают широкими возможностями для духовно-нравственного и правового воспитания обучающихся с недостаточным интеллектуальным развитием на разных ступенях обучения . Именно на уроках истории и обществознания изучение героических страниц прошлого Отечества и истории родного края ,знакомство с законами государства , дает детям возможность осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданами великой страны, впитать нравственные ценности общества ,знать и соблюдать законы своей страны, стремится быть достойным гражданином, полезным обществу, способствуют решению следующих задач:
- расширить мотивацию изучения истории Отечества;
- воспитать любовь и уважение к Родине, своему народу, уважение к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовность к защите Родины в случае необходимости ;
- привить учащимся навыки по изучению основных законов страны , исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей с недостаточным интеллектуальным развитием на разных ступенях обучения;
-способствовать самореализации личностного потенциала обучающихся с нарушением интеллекта;
-создать условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Нравственно-правовое воспитание на уроках истории и обществознания, и во внеклассной работе - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримость к врагам Родины. Связь изучаемого исторического события с краеведческим материалом оживляет процесс познания у обучающихся с нарушением интеллекта. Даю задания по сбору материала, предлагаю источники, ,консультирую по отбору материала . Обучающиеся с недостаточным интеллектуальным развитием особо нуждаются в участии педагога в их поисковой деятельности. Выступить с сообщением перед своими одноклассниками – это как экзамен для них Поэтому все выступления по краеведению мы совместно продумываем .
Изучая тему Отечественная война 1812 года, Климова Мария подготовила сообщение о кавалерист – девице Надежде Дуровой с показом презентации исторических мест связанных с ее жизнью (Елабуга ,Сарапул),а Ржечковский Павел рассказал о том ,что в селе Чирково есть памятник истории - храм святого Дианисия, который был построен в честь Дениса Давыдова _- героя Отечественной войны , на деньги его жены. Обучающиеся восхищались подвигом народа , прониклись уважением с историческому прошлому страны , гордостью за земляков.
Считаю, что, только представив события, прочувствовав, пропустив через себя, сопоставив с настоящим временем, только тогда зарождается интерес к познанию, к дальнейшей деятельности. Особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, не интересуются историей, не понимают, что « без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего».
Непременным условием нравственно- правового воспитания учащихся с нарушением интеллекта является изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о прошлом - это показатель нравственного здоровья нации.

.Обучающиеся с нарушением интеллекта на уроках истории составляют родословную своей семьи, летописные странички, рассказывающие об их дедах и прадедах. Предлагаю им написать историю своего рода .Ученики с гордостью рассказывали о своих предках ,приносили фотографии прошлых лет, предметы старины .Ксения ,ученица7а класса подробно записала рассказ своей бабушки о трудных послевоенных годах в Бугульме ,как они простые граждане, героически трудились во благо Родины. Каждый раздел истории заканчивается изучением краеведческого материала, а это возможность для детей участвовать в научно-исследовательской работе: «История моей семьи в истории родного Края» - , «Дети войны» - «Рядовой Великой Отечественной войны» - . Все эти работы связаны с изучением истории своих семей, их героического прошлого и настоящего. Учащиеся 9 класса готовили выступления по темам: «Бугульма в годы Гражданской войны», «Их именами названы улицы города», «Герои Отечественной войны- наши земляки» и т д
Огромное воздействие на воспитание нравственных и патриотических чувств у обучающихся с нарушением интеллекта производят познавательные исторические игры-путешествия (в «Древнюю Русь», в «Волжскую Булгарию»), суды истории: «Петр1 и его реформы» «Иван Грозный - герой или злодей?», фотографии с изображением родной природы, сочинения детей о родном городе, о знаменитых соотечественниках, затем переходит в знакомство с государственными изображениями символики России, героями Отечества, культурными достижениями Державы. Такие уроки требуют активного участия учащихся, а значит, через их активную деятельность достигается поставленная задача . Интерес перерастает в понимание значимости окружающей действительности, гордости о своей сопричастности с ней.
Изучение истории невозможно без знакомства с историческими личностями, которые способствовали процветанию России. Нравственная сила русского народа укрепилась в многолетних войнах. Российский народ всегда был носителем таких качеств как патриотизм, жертвенность, человеколюбие, милосердие к поверженному противнику. Важно, чтобы на таких уроках учащиеся не являлись пассивными слушателями, а были активными партнерами учителя на уроке. Использование дополнительной литературы, презентаций скрашивает информацию об исторических личностях, а главное это является работой детей с недостаточным интеллектуальным развитием
Нравственно- правовое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого. Особенно в старших классах на уроках проговариваются негативные стороны нашего прошлого, для того чтобы принять эту сторону истории, чтобы извлечь уроки, которые нельзя повторять. Например, в 9 - классах на темы о войне 1941-1945гг., о политике Сталина, о Советском периоде, вызывают спорные дебаты. Обучающиеся трудно осмысливают события ,а иногда не понимают
их . И здесь очень важно направить обучающихся на осмысление тех событий, используя исторические источники, документы того времени
Несомненно, формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта –задача необычайно сложная, требующая длительного времени. На уроках обществознания обучающиеся с недостаточным интеллектуальным развитием знакомятся с основными правами и обязанностями гражданина ,повышая правовую и этическую грамотность Знакомятся с Конституцией РФ и Республики Татарстан ,с основами Семейного права, Трудового, Уголовного ,гражданского ,Административного права Беседы ,деловые игры, выполнение практических заданий ,уроки-экскурсии ,лабораторные и практические задания –все это предполагает активное участие обучающихся в процессе закрепления полученных знаний Подводит обучающихся к осознанию того, активная, свободная и инициативная позиция- основа полноценной жизни человека и общества. Обучающиеся с нарушением интеллекта должны знать и соблюдать законы общества ,быть законопослушным гражданином ,участвовать в делах государства Знание законов общества ориентирует обучающихся в том ,что дозволено и что запрещено, предостерегает от необдуманных поступков
Профилактическая работа по нравственно-правовому воспитанию обучающихся с нарушением интеллекта ведется и вне урочное время .Классные часы, открытые общешкольные мероприятия, встречи с ветеранами, конкурсы рисунков и стихов на патриотические и правовые темы Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно внести вклад в развитие нравственных идеалов,
Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

“Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.
Память формирует духовную крепость человека”.
Писатель В.П. Белов







Список литературы
1.Вырщиков Л., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7
2.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
3.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавание истории и обществознания в школе// 2007., №7
4.Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавание истории и обществознания в школе., 2002.
5.Стандарты второго поколения. М., Просвещение. 2011










15