Особенности формирования мотивации при изучении немецкого языка в качестве второго иностранного на разных ступенях обучения


В.И.Юдина ( г. Саранск)
Особенности формирования мотивации при изучении немецкого языка в качестве второго иностранного на разных ступенях обучения
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»- китайская народная мудрость.
Важным фактором при изучении иностранных языков является интерес ученика к предмету. Познавательный интерес – это стимул, способствующий повышению активности учащихся, совершенствованию их умений и навыков.[1, с. 10] Поэтому, постоянная забота о развитии познавательного интереса учащихся является задачей каждого учителя. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов:
Правильная организация учебного процесса: обучение немецкому языку как второму иностранному в классах с углублённым изучением английского языка в школе №24 г.Саранска начинается с 7 класса по 2 часа в неделю. Немаловажное значение здесь имеет выбор учебников: я использую УМК «Мосты- 1, 2» под редакцией И.Л.Бим, а с 2012 года апробирую новый УМК «Горизонты» под редакцией М.М.Аверина. Это учебники нового поколения, интересные, красочные, дополнены рабочей тетрадью с аудиоприложением, что упрощает учащимся усвоить произношение и погрузиться в языковую среду. Главное достоинство этих учебников состоит в том, что они заставляют учеников сопоставлять и находить общее в немецком и английском языках, что не только облегчает усвоение нового языкового материала, но и стимулирует интерес детей, даёт уверенность, что изучение второго иностранного языка не такое сложное дело: если ты знаешь один, нужно смелее опираться на свои знания, тем более, что данные языки родственны- входят в одну группу - германских языков.
Доброжелательное взаимоотношение между учителем и классом, внедрение «ситуации успеха», накопительная система оценок.
Важен личностно-ориентированный подход в обучении, учёт индивидуальных способностей детей, их уровень обученности (практикую дифференцированные задания).
Использование различных форм работы в зависимости от возраста школьников, их интересов и склонностей.
Учителю необходимо постоянно искать новые методические приёмы, развивающие интерес учащихся к урокам. Основные задачи современного образования - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самообразованию и самореализации, научить применять эти знания в деятельности (теоретической, практической, профессиональной и т.д.).    В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход.  Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.[2, с. 17]
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность учителя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует  деятельность совместно с учащимся.[3, с. 23]
  В особой степени реализации этого подхода способствует использование проектной деятельности. Применяемые мной УМК на среднем и старшем этапе предполагают по завершению изучения темы выполнения учениками проектной работы. Считаю, что рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:
- помогает детям ощутить собственную значимость;
- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;
-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других; [6, с.32]
За годы работы накопилось немалое количество проектных работ учащихся. Самые яркие из них вывешиваются на «Неделе иностранных языков в школе» на обозрение. Темы здесь самые разные: «Октоберфест», «Германия- сердце европейского автомобилестроения», «Легенды о Рейне» и другие.
На уроках применяю активные (нестандартные) формы работы, которые повышают интерес к предмету и как следствие, способствуют лучшему усвоению материала. На начальном этапе - это игры. Применяю фонетические, лексические, грамматические игры: «праздник алфавита», «бинго», «словесные салаты», «языковые змейки», кроссворды, скороговорки, песенки, которые можно сопровождать движениями для проведения физкультминуток.  На среднем этапе - ролевая игра: «ты- экскурсовод», «ты берёшь интервью у рок-звезды», «ты- продавец в магазине игрушек», и т.д. Немалый интерес вызывают сказки, ведь они отражают культуру и обычаи народа, стремятся дать совет, предостеречь от плохих поступков. Учащимися были поставлены сказки: «Колобок», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Госпожа Метелица», «Белоснежка». [4, с.21-27]
Иностранная культура пронизывает весь учебный процесс: чтение, аудирование, устную речь, и учащиеся имеют возможность сравнивать культуру изучаемых языков с родной культурой, то есть происходит «Диалог культур» при проведении таких внеклассных мероприятий, как «Католическое Рождество в Европе и России», «Пасха в Германии, Англии и России» и другие. На старшем этапе осуществляется повторение базового уровня через различные ситуации, поэтому здесь характерны: телемосты - «Добро пожаловать в Берлин, Лондон!», « круглые столы» по проблемам молодёжи, уроки- викторины: «А знаешь ли ты страны изучаемых языков?», «грамматические поединки» и другие.[5, с.39-42] Прививаются навыки исследовательской работы. В нашей школе традиционной стало проведение Научно- практической конференции учащихся «Я и мир», где творческая группа учеников выступают со своими исследовательскими работами по секциям. Тематика работ самая разнообразная: «Романтический Рейн - как отображение немецкой культуры», «Евро - как символ объединения Европы», «Рейхстаг - как символ объединения Германии», «Фестиваль готической музыки» и другие. В целях привития интереса к иностранным языкам ежегодно в нашей школе проводится «Неделя иностранных языков», где учащиеся рассуждают «О роли иностранных языков в современном мире», устраивают конкурс постеров, рассказывают стихи, баллады, разыгрывают юмористические сценки, поют современные песни. Такие мероприятия всегда яркие, интересные и запоминаются надолго.
В заключении хотелось бы отметить, что если сам учитель получает удовольствие от общения со своими учениками, как от интересных людей, а они не теряют блеска в глазах в процессе работы с учителем, то такой учитель на правильном пути, и его ученики достигнут хороших результатов в изучении и совершенствовании владения иностранными языками.
Литература:
Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ИЯШ, 2001, 4.
Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика, 1988.
3. Браун С.В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе // Иностранные языки в школе.- 2002.- №2
4. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989
5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. - М.: Просвещение, 1985
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2000.- №2, №3