«Психофизические особенности и возможности обучающихся с ОВЗ на разных ступенях развития»


ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
БУРАКОВОЙ Л.Я. на МО
Тема доклада: «Психофизические особенности и
возможности обучающихся с ОВЗ на разных ступенях развития»
Ноябрь 2016г
равноценные составляющие – психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушения развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Психофизическое развитие это понятие, содержащее в себе 2 важные, ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Так сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо вырастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в то же время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
На основании психолого – физиологических исследований было выделено 2 возрастных этапа психического развития у школьников: младший школьный – от 7 до 12 лет, подростковый – от 12 лет.
Одну из групп детей с нарушениями развития представляют АУТИЧНЫЕ ДЕТИ.
Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.
По критериям, принятым ВОЗ, при аутическом расстройстве личности отмечаются:
1.Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
2.Качественные нарушения способности к общению;
3.Ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Основными клиническими признаками аутизма являются:
1 . Трудности коммуникации;
2. Побочные реакции на сенсорные раздражители;
3. Нарушения развития речи;
4. Стереотипность поведения.
В клинико –психологической структуре детского аутизма многое остается неясным. Не выявлен первичный, биологический по своей природе дефект. Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что аутист как бы выхватывает из окружающего отдельные, не связанные между собой фрагменты; формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и не возможным. Такой разорванный, несоединенный в целое мир непонятен и труднообъясним, он легко становится источником страхов.
Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие.
Еще одной особенностью внутреннего мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии – оторванность от реальности, слабая, не полная и искаженная связь с окружающим.
Интеллектуальное развитие детей имеет особенность – неравномерность: справляясь с заданиями абстрактного характера, ребенок с трудом выполняет конкретные задания.
Аутизм – образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддаются коррекционным воздействиям. Иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие аутистические черты сохраняются.
Коррекционная работа с аутистичным ребенком должна проводиться комплексно, группой специалистов: невропатологом , психиатром, психологом, дефектологом, педагогами.
В настоящее время многие авторы предлагают проводить коррекционную работу в следующих основных направлениях:
1.Развитие ощущений и восприятия; зрительно-моторной координации.
2.Развитие навыков самообслуживания.
3.Развитие речи и коммуникативных склонностей.
Следующую группу детей с ОВЗ представляют ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в настоящее время страдает детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т.д. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.
При детском церебральном параличе наиболее тяжело страдают большие полушария мозга, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Таким образом, при детском церебральном параличе страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь.
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально – волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно – педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ детей наблюдается крайне низкий уровень сформированности готовности к школьному обучению, недоразвитие познавательных интересов. Для успешного овладения умственно отсталыми детьми учебной деятельностью необходим индивидуальный подход, который осуществляется в коррекционно – образовательных учреждениях. Этот подход заключается в направленности обучения на коррекцию дефектов психики, присущих школьникам с интеллектуальной недостаточностью.
Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают так же предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а так же переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом.
Недостатки произношения затрудняют общение. Ребенок, зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально – личностной сферы. Ребенок становится настороженным, замкнутым, постоянно ожидает порицания.
Подростковый период – это период развития личности и интеграции в общество. Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, т.к. большинство подростков с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых детей корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной.
Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы 8 вида умственно отсталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди поступают на предприятия или туда, куда их могут пристроить родители. Они работают малярами, швеями, уборщицами, подсобными рабочими. Как правило, эти люди оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хорошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают, помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.

Доклад подготовила воспитатель Буракова Л.Я.