Классный час Четвероногий друг

ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ

ЦЕЛЬ: Дать новые знания о собаке, как о домашнем животном, верном друге человека, познакомить с многочисленными породами собак.
Развивать эмоционально-волевую сферу через стихи, песни, загадки, кроссворд, развивать память, мышление, внимание, речь.
Воспитывать любовь и сострадание к «братьям» нашим меньшим, умение анализировать своё состояние, настроение, прививать чувство взаимопомощи и поддержки.

Звучит фонограмма «Песенки о человеке» из м\ф «Бобик в гостях у Барбоса» муз. В. Комарова, слова М. Либина

Ведущий: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших домашних любимцах, о «братьях» наших меньших. Каких животных человек может держать дома? Это и собаки, и кошки, и крысы, и морские свинки, и попугайчики, и канарейки, и много других известных и экзотических животных. Но мы сегодня будем говорить о самом верном, самом преданном, самом любимом питомце человека.

С хозяином дружит, Заворчал живой замок,
Дом сторожит, Лёг у двери поперёк.
Живёт под крылечком, Две медали на груди,
А хвост колечком. Лучше в дом не заходи.

Есть такое выражение: «Человека можно узнать по тому, как он относится к старикам, к детям», а я бы ещё добавила, как он относится к животным. Великий учёный Ч. Дарвин назвал собак животными, которые любят нас больше, чем самих себя. Сегодня вы узнаете много интересного о собаках и убедитесь в правильности этих слов. Ни одно животное в мире не отличается такой привязанностью к человеку, как собака. Ни одно животное не служит человеку так беззаветно, так преданно как это удивительное существо.

I ученик: Собаки! Сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие, которые умещаются на ладони и весят всего 500 грамм, а есть великаны, которые весят больше 100 кг и имеют рост 1 метр. Есть длинноногие, и есть коротконогие, есть лохматые, есть совсем гладкие. У одних уши висят, а у других торчком. Одни быстрые, подвижные, а другие неуклюжие.

II ученик: И все они самые верные наши друзья, и самые древние. Самые древние потому, что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а их предков волков, а потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на Земле насчитывается более 400 пород.

Стихотворение С. Михалкова «О тех, кто лает».

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных, пограничных,
Дворовых, шариков обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных,
Бродячих псов, всегда голодных.

В любой момент готовы к драке
Псы-драчуны и забияки.
Псы-гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.

Среди собак любой породы
Есть и красавцы, и уроды,
Есть великаны – это доги,
Коротконогие бульдоги,
И жесткошерстные терьеры
Одни – черны, другие серы,
А на иных смотреть обидно:
Так заросли, что глаз не видно.

Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это всё от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка – лентяйка!
Бесстрашен пограничник-воин,
И пёс Руслан его достоин!
Хозяин пса – кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пёс – хороший друг
Зависит от хороших рук!

Ведущий: Всех собак делят на 3 группы: охотничьи, служебные и декоративные. Охотничьи собаки – лайки, гончие, борзые, легавые, таксы, спаниели – помогают людям на охоте. У каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков, лисиц. И ведут себя собаки на охоте по-разному. Одни выгоняют зверей из нор (таксы), другие отыщут добычу и облаивают, держат ее, пока не подоспеет охотник (лайки). Гончие с громким лаем преследуют зверя. Спаниели вылавливают подстреленную дичь из воды.

I ученик: Служебные собаки – овчарки, сенбернары, колли, водолазы, доги, доберманы, боксёры – пасут и охраняют стада, спасают попавших в беду людей, служат в армии и охраняют границу, ловят преступников и бандитов, перевозят грузы и почту, спасают тонущих людей.

II ученик: Декоративные собаки – болонки, карликовые пинчеры, терьеры, пекинесы, мопсы – живут в домах людей и выполняют своё главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Декоративные собаки работают в цирке.

I ученик: Кто не знает пограничных собак? Днём и ночью помогают они охранять границу нашей Родины. По поведению собак пограничники вовремя узнают о приближении нарушителей. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его, и если потребуется, вступают в схватку.

II ученик: Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака – ищейка – гроза для всех нарушителей закона. Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал от гибели своего хозяина. Они участвовали более чем в 4000 операций. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, раскрыто 996 преступлений.

Ведущий: Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, слух, и его освободили от работы, поселив в тёплом питомнике, как почётного «пенсионера». После смерти собаки о нём была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар» и посвящён многим розыскным собакам.

I ученик: Во время Великой Отечественной войны в армии служило 60 тысяч собак. Они работали связными, помогали отыскивать мины, подтаскивали снаряды, выносили раненых с поля боя, взрывали танки.

II ученик: У собак много разных профессий. Они служат в уголовном розыске, на границе, контролируют утечку газа, ищут полезные ископаемые, незаменимы в поисках наркотиков, сторожат, доставляют почту, участвуют в научных опытах, исследованиях космоса. Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит его на работу и домой, оберегает его в пути. Собака ищет заживо погребённых под развалинами домов, разрушенных землетрясением, спасает людей в горах, в воде и даже на пожаре.

Чтение рассказа Л. Толстого «Собака на пожаре».

Ведущий: Собаки очень серьёзные животные, но ведь и они когда-то были маленькими щенками. А с маленькими щенками, как и с маленькими детьми, бывает очень много хлопот.

Стихотворение С. Михалкова «Щенок».

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала
За уроки не садилась, и обедать не могла.
В это утро очень рано соскочил щенок с дивана,
Стал по комнате ходить, прыгать, лаять, всех будить.

Он залез под покрывало, укрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул, с мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы, на пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой, еле вылез и пропал.

Может быть, его украли, на верёвке увели,
Новым именем назвали, дом стеречь заставили.
Может он в лесу дремучем под кустом сидит колючим,
Мокнет бедный под дождём, заблудился, ищет дом.
Я не знала, что мне делать, мать сказала: «Подождём»

Два часа я горевала, книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала, всё сидела и ждала.
Вдруг какой-то страшный зверь открывает лапой дверь,
Прыгает через порог, кто же это? Мой щенок!

Что случилось, если сразу не узнала я щенка,
Нос распух, не видно глаза, перекошена щека,
И впиваясь, как игла на хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой! К нам летит пчелиный рой.
Весь укутанный в постели мой щенок лежит пластом
И виляет еле – еле забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу, я сама его лечу.

Многие ребята хотят иметь собаку. Они просят родителей, что бы те купили им щ
·енка. Но прежде чем заиметь собаку надо хорошо подумать: а сможете ли вы за ней ухаживать, выводить на улицу, когда собака просится, в любую погоду, играть с ней, кормить, ухаживать, лечить? Сможете ли вы терпеть погрызенные игрушки, обувь, мебель. Маленького щенка даже дома нельзя оставить одного.
Стихотворение С. Михалкова «Трезор»

На дверях висел замок, взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного в доме заперли его.

Мы оставили Трезора без присмотра, без надзора
И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье, зайцу вырвал шерсти клок,
В коридор из-под кровати наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота, кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь.

Вылез чёрный – не узнать, влез в кувшин, перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся и улёгся на кровать спать

Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его не оставим одного!

Ведущий: Эти замечательные стихи написал известный детский поэт Сергей Михалков. Есть ещё много стихов, рассказов о собаках у других писателей и поэтов. На нашей книжной выставке вы найдёте книгу по своему вкусу.
А теперь отгадайте загадку, что это за собаки?
Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые – хоть на заставы,
Сильным овчаркам в пары?

Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь это именно они, беспородные дворняжки летали в космос, именно на них изучаются и проверяются новые лекарственные препараты, именно им первым делали операции по пересадке органов.

Стихотворение «Мой щенок».

Задирает Вовка нос.
У него отличный пёс.
Родословная в порядке-
Не какой-нибудь барбос.

Задирает Юрка нос,
У него не хуже пёс.
Чистокровная овчарка-
На таких особый спрос.

Мой щенок ещё не пёс:
Не окреп и не подрос.
-Он какой у вас породы?
Задаёт сосед вопрос.

-На бульдога не похож.
И на дога не похож.
Он скорей всего дворняга,
И цена такому грош.

Я в ответ махнул рукой.
Дорогой – недорогой,
Умный, добрый и отважный-
Вот породы он какой!

I ученик: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах мира установлены памятники этим необыкновенным животным. В Петербурге, где жил и работал великий русский учёный Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке. В Париже есть памятник сенбернару Барри, который спас во время снежных заносов 40 человек.

II ученик: В Берлине стоит памятник собаке – проводнику слепых, в Италии – псу Верному, который 14 лет каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, погибшего на войне; в Англии – собаке, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла; в Японии – на одной маленькой железнодорожной станции – собачке Хачико за преданность.

Учитель: Пёс Хачико ежедневно провожал и встречал своего хозяина, уезжавшего на работу в Токио. Хозяин неожиданно заболел и умер в одной из городских больниц. Но пёс ежедневно приходил встречать его на станцию и там оставался до последнего поезда в надежде, что когда-нибудь его хозяин приедет. Так продолжалось 10 лет! До того дня, когда пёс трагически погиб на этой станции. А теперь скажите, прав был Ч. Дарвин, назвавший собак «любящими нас больше, самих себя»?
О собаках, их преданности человеку, красоте, уме можно рассказывать много. Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром им поставлены памятники. Каждый человек мечтает или мечтал когда–то иметь собаку. И неудивительно: ведь каждый хочет, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних мечты сбываются, у других нет. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом.

Бездомный пёс, в глазах один вопрос:
«Зачем же я не нужен никому?»
Погладишь пса и отведёшь глаза
А что ещё ответствовать ему?

Ничейный пёс удержится от слёз-
Он понимает правила игры.
Полкан иль Бим, он хочет быть твоим
Не ради миски или конуры.

Ничейный пёс меж туфель и колёс
Бредёт куда-то в изморось и в ночь.
Опять ни с чем. Он не поймёт зачем,
Зовут, ласкают и уходят прочь.

Стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела
Труп волны снесли под коряги
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!

Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на таких людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие животные.

I ученик: Вы много узнали о собаках, и теперь без труда сможете разгадать кроссворд.

1.Ребёнок любой собаки (щенок).
2.И порода служебной собаки, и специальность спортсмена (боксёр).
3.Собака, которая спасает людей в горах, попавших в снежную лавину. Как зовут эту собаку в смешном детском фильме (Бетховен).
4.Эти собаки бывают тигровыми, королевскими, мраморными (дог).
5.Собака, которая любит плавать и спасает людей, тонущих в воде (водолаз)
6. Самая распространенная порода служебных собак. Собака этой породы снимается в фильме «Возвращение Мухтара», «Комиссар Рекс» (овчарка)
7.Собака этой породы была у Мальвины (пудель).
Стихотворение Б. Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса, направив шаги,
За нами сейчас же помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Порою с пути нам случается сбиться
Кругом темнота и не видно ни зги,
Но нам не дадут навсегда заблудиться
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют,
Тебе не страшны никакие враги.
-Не бойся, мы рядом! – тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги!

А если порою, тоска тебя гложет,
Бывает такая тоска, хоть беги,
Поверь, что никто тебе не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги!

Маленечко мяса, маленечко каши,
Короче влезать не придётся в долги.
Матрасик в углу и вот они наши
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Учитель: А теперь давайте все вместе споём песню «Пропала собака» муз. В. Шаинского, сл. А Лемма.

В дверь стучат и передают коробку с сюрпризом.

Учитель: Ребята, скажите, понравился вам наш классный час? Скажите, вы смогли бы обидеть собаку, даже если она бездомная? Правда, что собака верный друг? А хотели бы иметь хорошего друга? Вспомните, какие слова сказал Лис в сказке о Маленьком принце?

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧАЕМ!





15