Влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему человека


Управление Образования администрации Северо-Енисейского района
МКОУ «Тейская средняя общеобразовательная школа №3»
«Влияние алкогольных напитков
на пищеварительную систему человека»
Исследовательская работа.
Автор работы: Константинова Ксения
10 класс
Руководитель: Загороднюк Валентина Петровна,
Учитель биологии
МКОУ «Тейская средняя
общеобразовательная школа №3».
п. Тея
2015
Аннотация
Автор работы: Константинова Ксения Андреевна
МКОУ «Тейская средняя общеобразовательная школа №3»
Тема: «Влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему человека»
Руководитель: Загороднюк Валентина Петровна, МКОУ «Тейская средняя общеобразовательная школа №3», учитель биологии.
Цель работы: определение влияния спиртосодержащих напитков на пищеварительную систему человека.
Проблема: увеличение числа подростков с заболеваниями пищеварительной системы.
Актуальность данной работы определяется тем, что за последние десятилетие число подростков, страдающих от различных хронических заболеваний пищеварительной системы организма, появляющихся от употребления алкогольных напитков, увеличивается. Это подтвердилось после изучения исследуемого мной материала. Взятую проблему нельзя рассматривать в свете отдельной социальной группы, т.к. многие спиртные напитки сейчас в свободном доступе для людей разных возрастов.
Объект исследования: фермент слюны (α-амилаза), раствор яичного белка, модель желудочного сока, приготовленного на основе ацидин-пепсина (пищеварительное ферментное средство).
Предмет исследования: напитки разного процентного содержания спирта.
Гипотеза: после проведения исследовательской работы подтвердится пагубное влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему. Если донести полученные данные до учеников, то они должны изменить свое отношение к алкогольным напиткам.
Методы исследования:
Анкетирование
Интервьюирование
Эксперимент
Полученные данные:
Из анкетирования: 12 % учащихся 10-11 классов употребляют алкогольные напитки в основном по праздникам, считая, что это модно. Из них 60% отдают свое предпочтение пиву, 30% - коктейлям, 10% - вину. О вреде алкогольных напитков знают 70% опрошенных. Также большинство школьников пробуют алкогольные напитки в возрасте 11-14 лет. «Пик» приобщения к алкоголю у мальчиков и девочек приходится на возраст 13-14 лет.
Из интервьюирования: 1). Некоторые торговые предприятия, продают алкогольные напитки несовершеннолетним, способствуя развитию алкоголизма.
2). Нет того органа в организме, на который бы алкоголь не влиял отрицательно.
Из опытов: 1). Спиртосодержащие напитки способствуют ингибированию фермента слюны α - амилазы
2). Алкогольные напитки способствуют выделению углекислого газа в среде желудочного сока. Он образуется при распаде аминокислоты – лизин, содержащейся в белке яйца, а денатурация белка не наблюдается в течение длительного времени.
Вывод:
1). Большинство учеников не употребляют алкогольные напитки, но все же есть ученики, которые считают, что это модно, и, зная об их вреде, все равно употребляют их.
2). Некоторые торговые предприятия, продают алкогольные напитки несовершеннолетним для того, что бы способствовать развитию подросткового алкоголизма (а впоследствии и взрослого алкоголизма), тем самым увеличив оборот продаж алкогольной продукции.
3). Чем больше содержание спирта в алкогольном напитке, тем меньше проявляется действие
α-амилазы.
4). При попадании алкоголя в организм первыми страдают пищевод и желудок. И чем крепче алкогольные изделия, тем тяжелее повреждения.
5). Алкоголь подавляет выделение пищеварительных ферментов, что препятствует расщеплению питательных веществ на молекулы, пригодные для питания клеток организма.
Введение.
Влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему человека – так называется моя научно-исследовательская работа. После прочтения названия данной исследовательской работы становится понятно, что основные вопросы, поставленные за основу работы это, – какое влияние оказывают алкогольные напитки на организм человека и какие заболевания проявляются после употребления алкогольных напитков. Эти вопросы мы пытались решить во время нашего исследования.
Алкоголь и молодежь — очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше стремятся к здоровому образу жизни, у нас отмечается совершенно противоположная тенденция.
В настоящее время употребление алкоголя превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения.
Пьянство и алкоголизм зачастую употребляются синонимично, однако эти два понятия все же немного различаются. Алкоголизм – это заболевание, которое возникает при неограниченном потреблении спиртного и сопровождается психическими и физическими расстройствами, нарушаются также социальные функции человека. Алкоголизм сочетает в себе два аспекта разрушения: социальный, который проявляется в отторжении алкоголика от общества, а медицинский аспект означает необратимые пагубные изменения в организме человека, вызванные воздействием алкоголя на ткани и нервную систему организма. Цирроз печени, панкреатит, стеатогепатит, гастрит, рак желудка, рак печени и это далеко не весь список заболеваний, вызываемых алкоголизмом.
Проблема: увеличение числа больных подростков различными заболеваниями пищеварительной системы.
Разработанность исследуемой проблемы: проблема широко освещена в средствах массовой информации.
Основное содержание.
Цель работы: определение влияния спиртосодержащих напитков на пищеварительную систему человека.
Задачи: 1. Собрать и изучить информацию о влиянии алкоголя.
2. Провести опыты, которые выявят влияние алкогольных напитков на пищеварительную систему человека.
3. Провести анкетирование и составить диаграмму.
4. Провести интервьюирование.
5. Составить буклет, информирующий школьников о пагубном влиянии алкогольных напитков.
6. Донести полученную информацию до учащихся 9-11 классов, общешкольных родительских собраний и других информирующих мероприятий.
Гипотеза: алкогольные напитки оказывают пагубное влияние на пищеварительную систему человека.
Методы исследования:
Анкетирование
Интервьюирование
Эксперимент
Описание работы:
На первом этапе процесса пищеварения в ротовой полости очень важна работа ферментов слюны. Фермент слюны (α-амилаза) работает над расщеплением углеводов. В процессе исследования было изучено влияние пива (4,5% спирта), коктейля (8,0% спирта) на активность ферментов слюны. За основу данного опыта был взят метод Вольгемута.
Принцип метода: Метод основан на нахождении максимального разведения жидкости содержащей амилазу (слюна), при котором в стандартных условиях происходит полное расщепление определенного количества крахмала.
Описание эксперимента №1:
В штативе располагаются 32 пробирки в четыре ряда по 8 пронумерованных пробирок в каждом. Для приготовления градиента разбавления слюны от первой пробирки по восьмую каждого ряда во все пробирки прилили из бюретки 1 мл воды. Далее в первые пробирки каждого ряда добавили мерной пипеткой по 1 мл неразбавленной чистой слюны (предварительно прополоскав рот от остатков пищи), перемешали, отобрали 1 мл смеси и перенесли в пробирку №2. После перемешивания 1 мл смеси из пробирки №2 перенесли в пробирку №3 и т.д., вплоть до пробирки №8, из которой после перемешивания вылили 1 мл смеси. Таким образом, получили градиент разбавления слюны от первой к восьмой пробирке в каждом ряду. (Таблица 1)
Таблица 1. Степень разбавления слюны в каждом ряду пробирок при подготовке к эксперименту на модели амилазной активности слюны
Номера пробирок в рядах Степень разбавления слюны
1 0,50
2 0,25
3 0,125
4 0,063
5 0,033
6 0,017
7 0,009
8 0,005

Далее в пробирки контрольного ряда прилили по 1 мл воды, а в пробирки опытных рядов – по 1 мл исследуемого напитка разной концентрации. В последнюю очередь во все пробирки прилили по 2 мл 1 % раствора крахмала в следующем порядке: сначала во все пробирки №1 каждого ряда, затем во все пробирки №2 каждого ряда и т.д. Таким образом, после заполнения общий объем жидкости в каждой пробирке составил 4 мл. Содержимое пробирок перемешали, затем поместили в термостат при 37℃ на 15 мин для инкубации – протекания ферментативной реакции гидролиза крахмала. После охлаждения до комнатной температуры во все пробирки добавили по капле раствора Люголя. (Таблица 2).
Таблица 2. Ингибирование активности амилазы слюны под действием газированного спиртосодержащего напитка «Marty Ray» с содержанием спирта 8%
Ряды пробирок Концентрация разбавленных растворов спиртосодержащего напитка Номера пробирок (проб)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 (контроль) H2O//////// ////////
2 (опыт) 1,2% //////// //////// //////// //////// ////////
3 (опыт) 1,5% //////// //////// //////// //////// //////// ////////
4 (опыт) 3,0% //////// //////// //////// //////// //////// //////// ////////
Пояснение к таблице. Заштрихованные ячейки – результат положительной реакции проб с йодом на присутствие в них крахмала или декстринов, они окрашены в синий, фиолетовый или бурый цвета. Пустые ячейки – это результат отрицательной реакции проб с йодом на присутствие в них крахмала или декстринов, они окрашены в желтый цвет индикатора.
Растворы в отмеченных пробирках 6,3,2,1 в рядах с 1 по 4, а также в расположенных перед ними пробирках окрашены в желтый цвет индикатора – йода, и свидетельствуют о полном гидролизе в них крахмала под действием амилазы слюны. Степень разведения слюны в отмеченных пробирках каждого ряда является пороговой, так как в следующих за ними пробирках соответственно 7,4,3,2 в рядах с 1 по 4 при дальнейшем разбавлении слюны обнаружены крахмал и декстрины, что свидетельствует о снижении активности амилазы по мере разбавления слюны от начала к концу каждого ряда пробирок.
В контрольном ряду последней с полностью гидролизованным крахмалом (желтая окраска раствора) отмечена пробирка 6, в которой степень разбавления слюны по отношению к неразбавленной равна 0,017. Таким образом, амилазная активность Aф(работа фермента) составляет:
1:0,017 = 58,8 у.е. (контроль вода)
1:0,125 = 8,0 у.е. (опыт 1 – содержание спирта 1,2%)
1:0,250 = 4,0 у.е. (опыт 2 – содержание спирта 1,5%)
1:0,500 = 2,0 у.е. (опыт 3 – содержание спирта 3%)
Пояснение. Ферментативная активность выражается в условных единицах (у.е.), поскольку исследование амилазной активности ведется в составе слюны, а не на препарате чистого фермента.
Вывод: активность амилазы слюны человека ингибируется под действием спиртосодержащего газированного напитка тем сильнее, чем выше концентрация спирта в реакционной среде.
Описание эксперимента №2:
В три пробирки налили по 4 мл модели желудочного сока (приготовленного на основе ацидин - пепсина). Содержимое пробирок нагрели до 37°С - 38°С. В пробирку №2 прилили 1 мл алкогольного напитка «Marty Ray» (8% спирта). В пробирку №3 прилили 1 мл алкогольного напитка «Кулер» (4,5% спирта). 10-15 минут подождали, пока произойдет взаимодействие алкогольных напитков с моделью желудочного сока. Далее во все три пробирки прилили по 2 мл раствора белка. В пробирке №1 наблюдается полная денатурация белка. В пробирках №2, №3 наблюдалось выделение углекислого газа, а денатурации белка не наблюдалось на протяжении длительного времени. Углекислый газ образовался в результате распада аминокислоты – лизин, содержащейся в белке яйца.
Номера пробирок Денатурация белка Выделение углекислого газа
1 Сразу при взаимодействии модели желудочного сока с раствором белка Не наблюдается
2 Не наблюдается в течении длительного времени Наблюдается
3 Не наблюдается в течении длительного времени Наблюдается
Вывод: алкоголь ингибирует активность фермента пепсина.
Интервьюирование:
Прочитав предоставленные мне материалы, и выслушав респондентов, я делаю вывод:
1). Нет того органа в организме, на который бы алкоголь не влиял отрицательно.
2). Некоторые торговые предприятия, продают алкогольные напитки несовершеннолетним, способствуя развитию алкоголизма.
Результаты анкетирования:



Заключение.
Нет того органа в организме, на который бы алкоголь не влиял отрицательно и если в малых дозах одному органу это окажется полезным то пострадают другие. В частности первыми «страдают» органы пищеварения и чаще всего самый сильный «удар» приходится на них. Алкогольный эзофагит, гастрит, алкогольный энтерит, панкреатит и это далеко не весь список заболеваний пищеварительной системы возникающих из-за злоупотребления алкоголя. В присутствии спирта активность ферментов уменьшается в разной степени. Это влияние может быть особенно сильным в молодом возрасте, когда защитные силы организма человека недостаточно сформированы. В конечном итоге излишнее потребление этих напитков может привести к хроническим заболеваниям.
Вывод:
1). Большинство учеников не употребляют алкогольные напитки, но все же есть ученики, которые считают, что это модно, и, зная об их вреде, все равно употребляют их.
2). Некоторые торговые предприятия, продают алкогольные напитки несовершеннолетним для того, что бы способствовать развитию подросткового алкоголизма (а впоследствии и взрослого алкоголизма), тем самым увеличив оборот продаж алкогольной продукции.
3). Чем больше содержание спирта в алкогольном напитке, тем меньше проявляется действие
α-амилазы.
4). При попадании алкоголя в организм первыми страдают пищевод и желудок. И чем крепче алкогольные изделия, тем тяжелее повреждения.
5). Алкоголь подавляет выделение пищеварительных ферментов, что препятствует расщеплению питательных веществ на молекулы, пригодные для питания клеток организма.
Список литературы:
1.http://academianapitkov.ru/drinks/articles/2.http://www.narcologia.ru/alcoholizm/alco-statyi/alco-statyi-alcogolism-dificalty.html3.http://www.wikipedia.ru4. Биология. Человек : учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 332 [4] с. : ил.
5. Биология в школе. Научно-методический журнал. Гл. ред. С. В. Суматохин. 7,2012.
6. Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 384 с.: ил.