Статья на тему: Законодательная политика Российской империи в отношении еврейского населения на рубеже XIX-XX вв


Законодательная политика Российской империи в отношении еврейского населения на рубеже XIX-XX ввМеметов Фикрет Азимовичcтудент 51-ЕИП группы
Научный руководитель: Долецкий В.В.
старший преподаватель кафедры истории и правоведения
Евпаторийский институт социальных наук
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Постановка проблемы. На территории Российской империи проживали представители самых разных национальностей. Так называемый «еврейский вопрос» был одним из важнейших вопросов национальной жизни Российской империи в целом. Он не терял своей актуальности на протяжении долгого времени, ни один другой нехристианский народ не пользовался таким пристальным вниманием со стороны русских властей, как евреи. Очевидно, что истоки многих современных национальных конфликтов лежат в историческом прошлом, поэтому очень важно выработать объективные и научно обоснованные представления о том, каким образом, в силу каких политических и идеологических обстоятельств формировалась политика самодержавия в отношении еврейского населения, каков был механизм его развития.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена, во-первых, национальной, исторической и общественной значимостью проблемы, во-вторых, важностью изучения законов принятых Российской империей в отношении евреев в указанный период для воссоздания полной и объективной исторической картины.
Анализ исследований и публикаций. Изучению законодательства в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. посвящены труды многих исследователей, наиболее ценными и значимыми среди которых являются работы: Аксакова И., Бартенева П., Гимпельсона Я., Гольденвейзера А., Канделя Ф., Савиных М., Семюэлса Р., Солженицына А. Многие источники содержаться в фондах Государственного архива Автономной Республики Крым в частности неопубликованные ранее документы по политике решения «еврейского вопроса» в Крыму.
Источники по данной теме представляют собой репрезентативную базу для исследования, хотя и обходит внимания некоторые вопросы.
Историография проблемы довольно обширная, однако крайне идеологизирована, объективных научных исследований практически не выявлено.
Цель данной статьи – анализ законодательства Российской империи по еврейскому вопросу, изданному на рубеже XIX-XX ввОсновной текст.   В российской империи на рубеже XIX-XX столетий  практиковались некоторые законодательные меры, ограничивающих гражданские права еврейского населения страны. Однако рассматривать и оценивать их следует только в  контексте всей национальной политики России, в рамках сложнейшей структуры сложившихся межнациональных, социальных  и  экономических отношений.
В годы правления Александра III и Николая I ограничительные законы в отношении евреев были направлены на поддержание  необходимого национального баланса, диктовались соображениями поддержания необходимого порядка в стране [14, с. 403].
В Российской империи евреи  относились к категории «инородцев», однако существующий в  конце XIX в. Свод законов относил  к ним и многие другие народы, проживавшие в стране, из-за особых условий их быта и вероисповедания [3, л. 1]. Одним из самых значительных  аргументов в пользу существования «еврейского вопроса» в России  является  факт территориальных ограничений для  проживания еврейского населения. Российское законодательство того времени действительно выделяло еврейскому населению территории, называвшиеся «черта постоянной еврейской оседлости».  В нее входили Царство Польское, пятнадцать западных губерний Российской империи,  причем в Лифляндской и Курляндской областях могли жить лишь те евреи, «Кои там записаны по ревизии до 13 апреля 1835 г» [1, с. 7]. Каждый еврей получал паспорт в том городе, к которому был приписан,  с непременной пометкой, что документ действителен лишь в черте оседлости, на поездки во внутренние губернии лишь на короткий срок выдавали  специальные разрешение. Однако введение черты оседлости обуславливалось некоторыми важными, на наш взгляд, обстоятельствами, и было необходимым. Во-первых, само еврейское население во всех европейских государствах традиционно стремилось проживать компактно,  отдельно от коренного населения, и вводимые ограничения, по сути, лишь формально закрепляли то, что уже существовало практически. Во-вторых, принятие подобных мир могло минимизировать существующий в стране религиозный и бытовой антисемитизм и  национальную рознь, помогало избежать возможных беспорядков и провокаций. В-третьих,  власти стремились сохранить определенную национальную, социальную  и экономическую структуру, удобную и  для русского большинства, и для еврейского населения страны [5, с. 97].      
Стремясь защитить права русского крестьянства,  не выдерживающего конкуренции с представителями еврейской диаспоры, и религиозные чувства православного большинства, Александр  III 3 мая 1882 г  утвердил «Временные правила», запрещавшие евреям покупать недвижимое имущество и арендовать земли в селах и деревнях, а также торговать в дни  христианских праздников [7, с. 371].
Следует отметить, что для компактного проживания еврейского населения были выделены далеко не самые худшие южные и западные губернии Российской империи: плодородные и климатически благоприятные Бессарабскую, Виленскую,  Витебскую, Волынскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Киевскую, Ковенсую, Минскую, Могилевскую, подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую и черниговскую, где евреи уже проживали традиционно. Кроме того, вне черты оседлости могла жить  достаточно большая часть еврейства: купцы первой гильдии с ограниченным числом слуг и приказчиков, лица с высшим образованием, фельдшеры, дантисты, акушерки, некоторые ремесленники, а также  отставные «николаевские» солдаты и их потомки. Так, в 1880-1887 гг. вне черты оседлости находились четыреста семьдесят еврейских купцов первой гильдии.  Всего  вне черты оседлости к началу восьмидесятых годов официально проживало около тридцати четырех тысяч человек. Однако уже по переписи населения 1897 г. правом повсеместного жительства по всей империи пользовались около четверти миллиона евреев [8, с. 203].
Некоторые ограничения были связаны с  негативным отношениям к еврейскому населению конкретных государственных деятелей и  были вызваны их личной инициативой. Так,  назначенный  в 1891 г. на пост московского генерал-губернатора великий князь Сергей Александрович объявил о своем намерении «оградить Москву от евреев» [3, л. 2] и добился указа министра внутренних дел, отменивший для Москвы и Московской губернии прежние привилегии  для ремесленников и семей «николаевских солдат» [10, с. 76].
Однако в конце восьмидесятых годов в Петербурге начала работу «Высшая комиссия по пересмотру действующих законов о евреях», под председателем графа К. Палена, рекомендовавшая  введение «освободительных и уравнительных законов… с величайшей осторожностью и постепенно». Ограничительные законы были отменены после Февральской революции 1917 г.[11, с. 296-297]
Важным аргументом в пользу т.н. ущемления прав еврейского населения в России служит факт  существования в России некоторых, введенных для евреев, ограничений в образовании и профессиональной деятельности. В 1882 г. была введена пятипроцентная квота при приеме евреев в Военно-Медицинскую академию, петербургский Горный институт, десятипроцентная квота приема в харьковский Технологический институт, полностью закрыт доступ в харьковский Ветеринарный институт.  В 1887 г. циркуляр министра народного просвещения установил для евреев при поступлении в средние и высшие учебные заведения десятипроцентную норму в черте оседлости, пятипроцентную  – вне черты,  в Москве и Петербурге – трехпроцентную. В 1901 г. уменьшили процентную норму при поступлении в университеты, в консерватории и Академии художеств.  Не отрицая этих фактов, заметим,  что  культивируемое  веками стремление  еврейского населения к образованию,  позволявшего им профессионально конкурировать с коренными народами тех стран, куда занесло их рассеяние, могло создать определенный дисбаланс в  высших и средних учебных заведениях России, привести к тому, что  ущемленным бы оказалось русское население, особенно выходцы из беднейших слоев. Критика  предпринятых ограничительных мер может быть  опровергнута следующим соображением: по переписи 28 января 1897 г. еврейское население Российской империи составляло всего лишь 4, 13%  (5 189 401 чел.) от общего населения страны, поэтому введенное пятипроцентной нормы  было вполне лояльным и позволяло сохранить необходимый национальный баланс среди образованных людей [6, с. 300-301]. В женских гимназиях и высших учебных заведениях процентной нормы не существовало [2, л. 29].  Без ограничений для евреев были открыты многие частные учебные заведения, например, Психоневрологический институт профессора В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта. В либеральный период 1905-1907 гг. советы профессоров российских университетов принимали евреев  с превышением процентной нормы, а иногда и вовсе без ограничений. В результате число евреев-студентов в эти годы возросло в несколько раз.
Следует отметить, что власти никогда не запрещали и даже поощряли национальное еврейское образование. Так, в черте оседлости и даже вне ее существовали многочисленные хедеры – начальные религиозные школы, и в 1893  г. власти разрешили учителям-меламедам преподавать в хедерах  иврит и религиозную литературу. К концу  XIX в. в Российской империи было, по примерным оценкам,  двадцать пять тысяч хедеров, в которых учились около трехсот  пятидесяти тысяч учеников.  Каждая крупная еврейская община содержала иешиву – высшую религиозную школу. Иногда деньги на содержание иешив  давали благотворительные общества и частные лица. В черте оседлости существовали крупные иешивы – в Воложине, Слуцке, Слогиме, Любавичах [13, с. 246-247].
Что касается запретов на выбор профессии для еврейского населения, то они не были значительными.  В 1882 г. для евреев, в самом деле,   была введена пятипроцентная квота  на фельдшерские и врачебные должности в армии. Мотивировалось это многочисленными жалобами от  солдат и офицеров на не вполне добросовестное исполнение евреями -врачами своих профессиональных обязанностей. Однако по официальным данным врачи-евреи составляли 6% от общего числа врачей в России  (в черте оседлости – почти 25 %), дантисты – 21 %,  повитухи – 19 %,  фельдшеры – 22 % [9, с. 283].
Во многих сферах деятельности: промышленности, торговле, финансовой системе, юриспруденции, науке, искусствах - евреи добивались значительных успехов [2, л. 19]. Среди самых  видных коммерсантов следует назвать «сахарных королей» братьев Бродских,  основателя машиностроительного, чугуно-литейного  и кабельного заводов в Киеве Д. Марголина, банкиров И.Вавельберга и Г.Гинцбурга, железнодорожного магната С.Полякова, построившего в Российской империи две с половиной тысячи верст железных дорог, адвокатов Г. Слиозберга, А.Гольвейзера, М.Окс, Э.Банка, юристов М. Острогорского,  Г. Трахтенберга, А. Пассовера. Я. Гальперн занимал пост вице-директора департамента юстиции.  Астроном и. Абельман руководил Московской обсерваторией, Значительное место выходцы из еврейских семей занимали в музыкальной культуре России, в первую очередь, здесь следует назвать А.Рубинштейна, основателя первой в России Петербургской консерватории и Н. Рубинштейна, основателя и бессменного директора Московской консерватории. Все четыре скрипача, удостоенные звания «солист Его Императорского Величества» были евреями.  В Мариинском театре евреями были многие видные солисты-певцы. Среди видных художников следует назвать м. Антокольского и И. Левитана [11, с. 343].
Законы Российской империи поощряли  всех иноверцев, в том числе и евреев, к переходу в христианство.  Крещение давало еврею все права российского «природного обывателя» [4, л. 11]. Однако иудейское вероисповедание  в стране сохраняло все необходимые институты и благополучно сосуществовало наряду с другими более распространенными религиями. Помимо уже упоминавшихся хедеров и иешив, строились и процветали многочисленные синагоги. В 1869 г. еврейская община Петербурга получила «Высочайшее разрешение» на строительство стнагоги, построенной преимущественно на пожертвования банкира Г.Гинцбурга и «железнодорожного короля» С.Полякова. В Вильно было около ста синагог, в Одессе – семь синагог и пятьдесят молитвенных домов. Синагоги существовали и в городах внутренних губерний: в Оренбурге, Челябинске, Орле, Омске, Томске.  В 1891 г. еврейская община Москвы закончила строительство синагоги, проект которой был утвержден губернским правлением.  В России проживало множество известных на всю Европу раввинов, например, Шолом Шнеерсон, потомок основателя «Хаббада», еврейского религиозного течения. В 1910 г. в Петербурге был проведен съезд раввинов. В еврейских общинах существовали многочисленные братства по изучению Торы [12, с. 512] .
Выводы. Из всего вышесказанного следует, что рассмотрение еврейского вопроса в России на рубеже XIX-XX вв. невозможно без анализа национальной, экономической и социальной ситуации, сложившейся в стране в этот период, и может быть проведено только с учетом тогдашних интересов российской государственности.
Правовые ограничения евреев никогда не были расовыми (в те времена понятие «раса» вообще никого в России кроме специалистов по этнологии не интересовали). В основе ограничений евреев лежали экономические причины, так как некоторые евреи сосредоточили в своих руках значительные багатства, это вызвало опасение, что с уничтожением ограничений евреи быстро сделаются хозяевами в стране, также решающим был страх усиления капиталистических элементов, которые могли бы эксплуатировать крестьян и вообще трудовой народ.
Вышеприведенных данные свидетельствуют, что еврейский вопрос в Российской империи возник в целом на экономической почве. В новых экономических условиях рубежа XIX-XX вв. российское правительство, сделав ставку на госкапитализм, пыталось директивным методом регулировать экономическое развитие, поддерживая русский молодой капитал, отвечающий основным принципам империи: православие, самодержавие, народность. Существование же независимой в языковом, религиозном и экономическом плане компактно проживающей и хорошо организованной еврейской общины не вписывалось в установленные рамки. И вся машина государственной власти была направлена на то, чтобы ассимилировать евреев, а в качестве оправдания используя обвинения в паразитизме или господстве евреев в экономике.
Список использованной литературы.
1. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). Ф. 26. Канцелярия Таврического губернатора. Оп. 4. Д. 814. О недозволении иностранным евреям проживать и торговать в местах, законом воспрещенных. – 19 л.
2. ГААРК. Ф. 26. Канцелярия Таврического губернатора. Оп. 1. Д. 12853. о доставлении в министерство внутренних дел ведомости о кагалах, синагогах, молитвенных школах и евреях в Таврической губернии находящихся. – 40 л.
3. ГААРК. Ф. 26. Канцелярия Таврическго губернатора. Оп. 1. Д. О невыдаче евреям билетов на отъезд в Москву и другие города империи. – 2 л.
4. ГААРК. Ф. 26. Канцелярия Таврического губернатора. Оп. 1. Д. 16294. О доставлении сведения и заключения по предмету производимой евреями, поселившимися на помещичьих землях, продажи горячих напитков через сидельцев христиан. – 28 л.
5. Аксаков И. Еврейский вопрос. – М.: Социздат, 2001. – 217 с.
6. Бартенева П. История евреев в России. // Сводный указатель к «Русскому архиву». – М.: Наука, 2001. – 312 с.
7. Гимпельсон Я., Гольденвейзер А. Правовое положение евреев в России // Книга о русском еврействе от 1860-х гг. до революции 1917 г. – Минск: Аст, 2003. – 473 с.
8. Кандель Ф. Очерки времен и событий из истории российских евреев. Часть вторая: 1772-1882 годы. – Иерусалим: Тарбут, 1990. – 295 с.
9. Кандель Ф. Книга времен и событий. История российских евреев. Том 1. - М.: Мосты культуры, 2002. - 400с.
10. Кухарук А. Распространение натуральной рекрутской повинности на еврейское население // Родина. – № 4-5. – 2002. – С. 74-76.
11. Миндлин А.Б. Государственные, политические и общественные деятели Российской империи в судьбах евреев. 1762-1917 годы: справочник персоналий. - СПб.: Алетейя, 2007. - 392 с.
12. Савиных М. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев в 19-начале 20 вв. – Томск: «Феникс». 1999. – 627 с.
13. Семюэлс Р. По тропам еврейской истории. Пер. с англ. – Иерусалим: Библиотека-Алия, 1991. – 367 с.
14. Солженицын А. Двести лет вместе. – М.: Русский путь, 2001. – 512 с.