«План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками» «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» В гости к деревьям


СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками»
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
на тему:
«В гости к деревьям осенью»
по методике Коротковой Н.А.
Автор: Почанина Елена Алексеевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Тема «В гости к деревьям осенью»
Возрастная группа: подготовительная
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Задачи:
1) Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о деревьях, Расширять знания детей о явлениях  живой и неживой  природы: почему листья желтеют и опадают. Закрепить характерные особенности разных листьев (строение, внешние признаки, форма, окраска, величина), умение классифицировать по размеру. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать познавательный интерес, любознательность («Познавательное развитие»).
2) Активно и доброжелательно  взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в решении познавательных, творческих задач. («Социально –коммуникативное развитие»).    
3) Формировать потребность в двигательной активности. («Физическое развитие»)
4) Развивать положительные эмоции при слушании музыки,  закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; («Художественно-эстетическое развитие»).
5. Познакомить с понятием - хлорофилл. Обогатить и активизировать словарь. («Речевое развитие»).
Методы и приемы:
- практические: опыты: «Исследование строения листа с помощью лупы», «Почему лист зеленый», «Листья опадают»; размещение результатов поиска на «Дереве открытий»; рисование нетрадиционным способом «Печать листьев»; выполнение движений в соответствии с текстом.
- наглядные: просмотр презентации «Осень в лесу»; рассматривание листьев.
- словесные: художественное слово- загадка; беседа; объяснение.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, презентация «Деревья в лесу» с музыкальным сопровождением; лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы; ватман, листья 3-4 вида; набор гуашевых красок; 2 кисти (тонкая и толстая); стаканчик с водой; влажные салфетки.Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Двигательная пауза.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические)
Познавательно-исследовательская Наблюдения, опыты: «Как устроен лист?», «Почему лист на дереве не держится?», «Исследование строения листа с помощью лупы»
Коммуникативная Беседы, решение проблемных ситуаций «Зачем дереву листья?», вопросы
Музыкальная Слушание
Изобразительная Рисование нетрадиционным способом «Печать листьев»
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Отгадывание загадки, «Выросли деревья в поле» - динамическая пауза.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Введение в тему. Задает вопрос: Вы любите ходить в гости?
А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт,Заходи в зелёный дом,Чудеса увидишь в нём. (Лес.) Отгадывают загадку.
Проявляют интерес, умеют отгадывать загадку.
2. Привлекает внимание на слайды. Создает проблемную ситуацию.
А как вы думаете, зачем дереву листья?(благодаря листьям дерево дышит). Дети думают, рассуждают и отвечают. Умеют отвечать на поставленный вопрос.
3. «Лесная лаборатория»
Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? - Предлагает пройти в лесную лабораторию. Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом. Предлагает разделиться на малые группы.
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Проходят в воображаемую лабораторию, берут листок, проводят опыт, исследуют лист с помощью лупы. Приходят к выводу: у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой, жилки через которые листочки питаются влагой и кромка, край листа. Определяют форму: круглые, овальные, целый, вырезной и др.  Имеют представления о строении листа. Умеют работать в малых группах. Свободно общаются с взрослым и с детьми.
4. Проблемный вопрос:
А почему же листья весной и летом зеленые, а осенью желтеют?
Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт №2 «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? Воспитатель дает понятие - хлорофилл (это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет). Фиксирует внимание детей об обнаружении новых знаний, умений, что под воздействием солнечного света хлорофилла в листочках много, а с уменьшением солнечного света, его становится очень мало. Дети рассуждают, отвечают на вопросы, анализируют, осознают потребность в новых знаниях. Проводят эксперимент самостоятельно. Делают вывод: на ткани появились зеленые пятна). Делают вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.
Дети умеют выполнять инструкции воспитателя, в ходе проведения опыта имеют представления о хлорофилле, что с уменьшением солнечного света, уменьшается и содержание хлорофилла в зеленых листьях. Развита любознательность.
5. Создает проблемную ситуацию. «Хотите узнать как листья опадают?»
Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро. Предлагает разделиться на две группы.
1 группе дается задание – выбрать мелкие листочки, 2 группе – крупные.
Опыт №4 «Листья опадают»
Дает задание.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Проверяет результат поиска, помогает выбрать правильное решение. Дети договариваются о совместной деятельности со сверстниками. Проводят эксперимент самостоятельно, выясняют, какие листья падают быстрее, какие медленнее.
Приходят к выводу: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).        Умеют анализировать, классифицировать по признаку. Умеют устанавливать причинно – следственные связи.
6. Предлагает отдохнуть.
Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети садятся за столы) Выполняют движения в соответствии с текстом. Проговаривают слова текста, правильно берут дыхание.
Сформирована потребность в двигательной активности.
7. Спрашивает, не хотели бы создать чудесную картину «Необыкновенные деревья»
Предлагает пройти в воображаемую лесную мастерскую и нарисовать совместную картину. Проходят в воображаемую мастерскую, рисуют в нетрадиционной технике «Печать листьев»
Умеют рисовать в данной технике.
8. Организует размещение результатов поиска на «Дереве открытий», задает вопрос: «О чем мы сегодня узнали?»
Докладывают результат эксперимента, участвуют в размещении результатов. Подводят итоги исследовательской работы. У детей сформированы знания по исследовательской деятельности.