Консультация для воспитателей Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок


МДОБУ «Сурокский детский сад «Солнышко»
Консультация
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.
Подготовила
воспитатель 1-й
квалификационной
категории
Павлова Г.В.
2016г.
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Одним из средств развития речи, являются произведения художественной литературы. Рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является и экологическая сказка. Трудно отрицать роль экологических сказок в развитии правильной устной речи.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.  Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а так же конечным результатом. Эти сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы, побуждают эмоциональному высказыванию, это способствует развитию речи детей, побуждает детей к речевому творчеству. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быт заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней . Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, и – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Важную роль и в методике экологического воспитания детей С.Н. Николаевой так же отводится сказкам. По её мнению у 4-5 летних детей ещё преобладают сказочно - игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая её благотворного влияния на личность ребенка, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире. С.Н. Николаева включила в систему работы с детьми средней группы разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем упрощенными способами создают к ним иллюстрации , таким образом обогащается и словарный запас ребенка . Особое место она отводит работе с произведениями Е.И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов
Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки. В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, нести диалог, сочувствовать и сопереживать, развивает мышление и речь ребенка.
В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей В. Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме дает детям научные знания о природе. Так например в рассказе Купание медвежат дети узнают о повадках медведей, о том, что медведи тоже любят купаться в воде. Показано как мама медведица приучает медвежат купаться. Чтобы детям было легче составить последовательный, описательный рассказ в своей работе я использовала карточки-схемы (мнемотаблицы). Таким образом детям было легче составить полный рассказ не пропустив не один момент.
Русские народные сказки также дают детям богатый материал о природе и так же обогащают речь детей. В сказке репка дети знакомятся с репой как корнеплодом и способом приготовления различных блюд из нее. В сказке «Вершки и корешки» обогащается словарный запас детей сьедобными корнеплодами и сьедобными плодами растущими на поверхности земли -вершками. Закрепляем материал в игре «Вершки и корешки». В сказке «Под грибком» дети узнают что влияет на рост растений учатся устанавливать причинно следственные связи.
Знакомство со сказками о животных. В этих сказках в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках они обладают присущими только человеку качествами и живут человеческой жизнью. Они так же разумны, как и люди, и разговаривают, как люди. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса и волк» лиса крадёт рыбу из саней), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Мужик и медведь»).
Чтобы понять как живет лес, почему все происходит так а не иначе, чтобы разобраться в многообразии растительного мира, узнать повадки обитателей леса об этом и многом другом можно узнать из сборника сказок Владимира Зотова «Лесная мозаика». В его сказках все герои разговаривают, огорчаются и смеются, так же как мы с вами. Но это непростые сказки а познавательные: в них можно встретить и известное, и забытое, а может быть, и вовсе для нас незнакомое. Сказки помогают обрести реалистические представления об окружающем мире, способствуют движению мысли, развивают словарный запас детей.
В.А.Сухомлинский не представлял «обучение детей не только без слушания, но и без создания сказки». Сказка, по его словам, это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению, воображению , культуре речи, закладывают моральные и социальные ценности. Можно сказать, что, придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.
В Сказках Сухомлинский все произошедшее в природе с животными, растениями насекомыми, птицами соотносит с людьми.
Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Такие сказки помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
И в обычных сказках можно найти элементы экологических знаний. Предложить детям поразмышлять о взаимосвязи природных явлений Например, при изучении свойства воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут помочь Карлсон, который живет на крыше, Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, Винни-Пух. Хорошо использовать фрагменты сказок для иллюстрации материала. Например, в сказках Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» и А.Н.Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» показаны особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве). В сказке А. Милна о Винни-пухе есть момент, когда главный герой пытается достать мед из дупла. При этом медвежонок, чтобы его не заметили пчелы, использует (хотя не совсем успешно – и дети это отмечают) голубой и зеленый шарики – под цвет неба и листьев. Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных
Таким образом, экологическая сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников, словесного творчества, обучения пересказу, т.к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания.
Восприятие экологической сказки – это один из наиболее значимых видов деятельности ребенка-дошкольника, который определяет развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
Литература:
1. Арефьева Л.Б. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание» http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir.
2.Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей / Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.-240 с.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов средних и высших пед. учеб.заведений – М.:Академия, 1999. – 184 с. 5.
4. Синицына Е.И. Умные сказки, серия Через игру к совершенству. - М.—1999.-168с.
5.Сбродова И.А. Авторская программа «Матушка-природа» по формированию начал экологической культуры детей.http://festival.1september.ru
6. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 92 с.
Сказки В.А.Сухомлинского
Мальчик и колокольчики ландышей В.Сухомлинский
Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей. Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали: —Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать? —Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик. —Хорошо, — сказали Колокольчики Ландыш»'"' тихо вздохнув. — Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые. Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей.' Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал. — Растите, Колокольчики, — тихо вымолвил мальчик
Вопросы и задания к сказке:
Как вы думаете, почему мальчик все-таки не сорвал Ландыши?
Как вы поступали, когда вам очень хотелось сорвать красивые цветы?
Опишите красоту каких-либо цветов, не называя их. По описаниям друг друга дети угадывают, о каких цветах рассказывают их друзья.
Перечислите, что дарят людям ландыши. Например: благоухание, нежность, лекарство.
Лепесток и цветок . В.Сухомлинский
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — чтомне?» Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок как ни в чем не бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья. — Ты кто? — спрашивает Муравей. — Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. — Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.
Вопросы и задания к сказке:
Казалось ли вам когда-нибудь, что вы самый главный в какой-либо компании или группе детей? Нравилось ли вам это чувство?
Если бы Георгин решил перевоспитать гордый лепесток, что бы он предпринял?
Расскажите, чем вы больше всего гордитесь в своих родителях, бабушках и дедушках, сестрах и братьях.
Девочка и ромашка. В.Сухомлинский
Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит кто- то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка - Кто там плачет под камнем? - Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. - Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки. - Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнета. - Как же ты попала под камень? — спросила девочка. - Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка. Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце. - Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка. - А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? бы ты была ничья? - спросила девочка. Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то . Вон та Огненная Маковка - она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: „Ты моя, Огненная Маковка» . Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
Вопросы и задания к сказке:
Как вы думаете, бывают ли «ничьи» люди, звери, деревья и т.д., и когда это бывает?
Как вы думаете, могут ли растения или животные дружить с человеком?
Расскажите о своей дружбе с каким-либо растением или животным.
Пчела и тыквенный цветок . В.Сухомлинский
Полетела Пчела в поле за медом - далеко-далеко. А солнышко уже к закату клонится. Нашла Пчела большое тыквенное поле. У тыквы цветы большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала Пчела от одного цветка к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и вскрикнула по-пчелиному от страха: солнышко зашло, в небе звездочки мерцают, в поле сверчок поет. «Что же мне делать- думает Пчела. - Садись ко мне под лепестки, - говорит ей Тыквенный Цветок. - Переночуешь, а утром домой полетишь. Села Пчела на сладкие тычинки,закрыл её цветок лепестками. Спит Тыквенный Цветок. Спит Пчела. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе мерцают.
Вот и солнышко показалось из-за леса. Тыквенный Цветок открыл лепестки. Проснулась Пчела. Время домой лететь. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало - грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелу возле Цветка. Поклонилась низенько Пчела Тыквенному Цветку и сказала: - Спасибо тебе, Цветок, за гостеприимство. Цветок вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелой. Но солнце уже поднялось над горизонтом, пел жаворонок в небе, летали бабочки - начался день. Пчела покружила над Тыквенным Цветком и полетела домой, понесла мед детишкам.
Вопросы и задания к сказке:
Как вы думаете, почему пчеле было трудно расстаться с тыквенным цветком? Если вы встречаете добрых людей, трудно ли вам расставаться с ними?
Придумайте несколько правил гостеприимства . Например: всегда встречать гостей с улыбкой, придумать для своих гостей интересное занятие
Птенец выпал из гнезда. В.Сухомлинский
У Дятлихи в гнезде четверо птенцов. Один из них уж очень неспокойный. Выглядывает из гнездышка, все ему хочется видеть, обо всем хочется знать: а что там, за гнездом? А что это такое плывет по небу? А что это такое круглое, горячее и яркое? - Вырастешь, полетишь, тогда и увидишь... - Горит Дятлиха. Но неспокойный Дятленок не захотел слушать маму. Высунулся из гнезда и выпал. Сидит на траве и плачет. Прилетела мама к птенцу. - Как же тебя спасти, непослушное дитя? Садись ко мне на спину, берись клювом за перья, держись крепко. Сел птенец матери на спину, вцепился лапками и клювиком. Полетела мать, принесла свое дитя в гнездо и спрашивает: -Будешь из гнезда выглядывать? - Не буду, - сказал радостно птенец и поднял головку, чтобы выглянуть из гнезда. Поднял головку и спрашивает: - А что это такое - трава?
Вопросы и задания к сказке:
Представьте, что Дятленок, став большим, остался любознательным и сделал много полезных открытий. Расскажите об этих открытиях и о том, чем они помогли лесным жителям.
Если бы Дятлиха рассказывала сыну обо всем, что его интересует, выпал бы он когда-нибудь из гнезда? Как бы вы ответили птенцу на его вопросы?
В.А. Сухомлинский. Карасик в аквариуме.
У Петрика дома – маленький аквариум. Там живут золотые рыбки. Петрик их кормит.
Однажды пошел Петрик к пруду. Поймал в мисочку маленького карасика. Принёс домой и пустил в аквариум. Думает, что там карасику будет хорошо. Дает Петрик еду рыбкам. Золотые рыбки едят, а карасик не ест. Забился в уголочек на самое дно и сидит там.
– Почему это ты, карасик не ешь? – спрашивает Петрик.
– Выпусти меня в пруд, – просит карасик, – а то я погибну здесь.
Выпустил Петрик карасика в пруд.
Вопросы и задания к сказке:
– Как чувствовал себя карасик в аквариуме? Почему он не
ел, сидел на самом дне, забившись в угол? Зачем Петрик поймал
карасика? Думал ли Петрик о карасике, когда нес его домой? О
ком он думал? Какую ошибку чуть не совершил Петрик? О чем, по-вашему, думал Петрик, когда выпускал карасика в речку?
научился Петрик?
«Почему плачет синичка?» В. А. Сухомлинский.
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
-Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.
-А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»
Обсуждение рассказа:
Как бы вы объяснили Мише, почему плачет синичка?
Как взаимосвязаны человек и природа?
Какой вывод можно сделать исходя из прочитанного?
В. Сухомлинский «Семь дочерей».
Было у матери семь дочек и один сын. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги.
Вопросы и задания к сказке:
Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?
Как вы думаете что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Подумайте и скажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей матери?
Что вы делаете для мамы , когда она устает?
«Стыдно перед соловушкой» В.Сухомлинский.
Оля и Люда пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них, запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь, пошевельнутся. Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула яичные скорлупки и хлебные скорлупки и хлебные крошки и хлебные крошки и положила их в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу никто не видит.
- Стыдно… перед соловушкой, - тихо ответила Лида
Обсуждение ситуации.
Почему Лида сказала: «- Стыдно… перед соловушкой»?
Когда вы отдыхаете на природе, вы всегда убираете за собой мусор?