Консультация для воспитателей логопедических групп Развиваем речевое дыхание у детей с ОНР.

Автор : Морозова Л.И.
МБДОУ № 6 г. Набережные Челны, Республика Татарстан
«Развиваем речевое дыхание у детей с ОНР»
Нарушение дыхания бывает у детей в раннем возрасте с общим недоразвитием речи. Такое нарушение повышает риск заболевания верхних дыхательных путей и затрудняет процесс коррекционного речевого воздействия.
Одной из важнейших задач воспитателя в современных условиях, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, считается сохранение и укрепление здоровья. Решающим этапом развития фундамента физического, психического здоровья ребенка является ранний возраст. В раннем возрасте происходит становление функциональных систем организма. Происходит быстрое развитие органов.
Физиологическое дыхание принимает участие в образовании голоса и звука. Такое дыхание называется речевым.
Речевое дыхание является умением ребёнка выполнять глубокий вдох, а при выдохе постепенно выпускать воздух, произнося при этом некоторые звукосочетания. Детям позволяет затрачивать не так много мышечной энергии именно правильное речевое дыхание. Нужно добиваться плавного и громкого звука [2, С.3].
Поэтому мы говорим, что дыхание в произнесении речи является речевым дыханием. От физиологического дыхания речевое дыхание отличается:
- замедленным выдохом и интенсивным вдохом;
- существенным увеличением объема дыхания;
- тип дыхания в основном ротовой;
- сближаются голосовые складки и соприкасаются почти на выдохе, а на вдохе они больше всего расходятся [3,С.11].
В раннем возрасте правильное речевое дыхание нужно развивать только через игру. Воспитатель контролирует речевое дыхание. Сильный вдох носом или ртом, ребёнок набирает в лёгкие много воздуха, а потом выдыхает. Выдыхает очень равномерно. Губы ребёнок делает трубочкой во время выдоха. Выдыхаем воздух ртом до конца.
В раннем возрасте ребёнка утомляют дыхательные упражнения. Возможно даже головокружение. От возраста зависит длительность игр и упражнений по формированию речевого дыхания у детей. В возрасте 4-6 лет длительность упражнений – 4-6 минут (4-6 слов). Дети в возрасте 6-7 лет упражняются по 5-7 минут (5-7 слов). Во время игр нужно ориентироваться на наличие у детей положительных эмоций, хорошего самочувствия [5, С.99].
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Цветок
Ребёнок дует во время прогулки на одуванчик (контролировать правильный выдох).
Разноцветные листья
Сделать из цветной бумаги разноцветные осенние листья. Сделать глубокий вдох носом, затем делаем быстрый выдох через рот так, чтобы возник листопад.
Рыбки
Сделать рыбок из бумаги и повесить их на нитках наверх дверного проёма. Подуть на рыбок так, чтобы они начали плавать (ребенок делает выдох длительно и плавно).
Снежинки
Из ваты сделать снежинки (круглые комочки). Ребёнок сдувает "снежинки" со своих ладоней.
Хоккей
Поставить два цилиндра для ворот, скрутить шарик из ваты – это шайба. Ребенок дует на шайбу и загоняет её в ворота.
Вертушка
Ребенок дует на вертушку так, чтобы она крутилась.
Буря в бокале
Одной рукой ребёнок держит бокал с водой, другой рукой держит соломинку и дует в воду, получается буря (щеки надувать не надо, а губы не двигаются).
Капитан
Делаем из бумаги кораблик. Ребёнок дует на кораблик длительно и плавно, пока кораблик не поплывёт.
Тополиный пух
Комочек ваты кладём на кончик носа. Ребёнок вытягивает язык, загибает кончик языка вверх и дует на комочек ваты. Дует до тех пор, пока вата не сдувается с носа.
Свисток
Ребёнок дует в различные музыкальные инструменты: дудочки, свистки, трубу, валторну, флейту. Можно использовать колпачки от ручек.
Игры развивают правильное речевое дыхание. Формируется сильный, длительный и плавный выдох[4, С. 18].
Без звука и с ним укрепляются дыхательные мышцы. Во время игр и упражнений развивается зрительно – пространственная ориентация, тактильные ощущения. Происходит профилактика болезней верхних дыхательных путей. При правильном носовом дыхании тренируется дыхательная мускулатура, мозговое кровообращение улучшается. В играх и упражнениях снимается напряжение у детей, формируются практические умения и навыки.
Литература:
Секачев В. Ю. « Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» – М., 2000 г.
Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М., 2005 г.
Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - М., 2011 г.
Леонова С.В. «Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет» - М., 2015г.
Чиркина Г. В. «Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов» - М., 2005г.

15