Семинар-практикум для воспитателей Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»


Семинар-практикум для воспитателей
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»
Организационный момент
Распределение педагогов на три группы.
Каждый педагог берёт одну картинку, и определяет место звука [т] в начале, конце или середине), занимает место за столом с соответствующей схеме.Артикуляционная гимнастика
Введение в тему (выступление учителя-логопеда)
Мы правильно произносим различные звуки кА изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность сила дифференцированности этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
На одном занятии не следует давать больше двух-трёх упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый (показ примера: упр. «Качели»).Это необходимо для того . чтобы у ребёнка выработалось устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук ненапряженны и не двигаются).
При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.
Инструкции следует давать подробно, например: «Улыбнись; покажи зубки; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком (д-д-д). Проверять выполнение ребёнком упражнения следует так же поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
Если звук поставлен. Надо постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, что бы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить в начале занятия, в течение трёх-пяти минут.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательностью идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет каждый ребёнок.
Организация работы воспитателем:
- рассказывать о новом упражнении используя игровые приёмы;
- показывать его выполнение;
- упражнение выполняют все дети;
- воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)
Показ проведения артикуляционной гимнастики. (логопед)

Задание для воспитателей :- подобрать правильно артикуляционные е упражнения для звуков.(артикуляционные упражнения на столах)
1 стол - звук [с]
2 стол – звук [ш]
3 стол – звук [р]
Логопед проверяет результаты.
2. Развитие фонематической функции речи. Правильно произношение.
Фонематический слух и фонематическое восприятие- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталоном, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Развитие фонематической функции во время Физминутки.
Физминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.
Цель проведения Физминутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях ( по математике, развитию речи …)
Физминутка может использоваться, как часть занятия по развитию речи. (закрепить название животных, растений, птиц и т. д.)
По математике – закрепить счёт
Звуковой культуре речи – автоматизация, дифференциация звуков, введение в свободную речь.

Игра проводиться с педагогами.
Игра «Большой Ух» Различение звуков в произношении.
И.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б],
Хлопнуть в ладоши над головой а остальные слова руки к плечам. (барабан, ворона,
булка, кабан…)
И. п. - основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперёд, со звуком [c] наклон назад (зайка, сайка, насос, зонт, коза, сосулька …)Сядет на место тот , кто назовёт слово со звуком [ш] ( в начале, середине, конце слова)
Физминутка для закрепления произношения звука [х]
«Хомка»
Хомка, Хомка хомячок (Показывают толстые щёки хомяка)
Полосатенький бачок. ( Указательными пальцами проводят по бокам у себя)
Хомка раненько встаёт, (Потягивание, руки вверх)
Щёчки моет, лапки трёт. (Имитируют движения)
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку (Шагают по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять (Поднимают и опускают руки к плечам)
Хомка сильным хочет стать. (Подпрыгивают вверх)
Проведена тренировка, всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематическое представление.
Развитие фонематической функции на занятиях по математике.
Я расскажу вам сказку. Когда услышите слово со звуком [р], положите фишку перед собой.
У мальчика Ромы именины. Он пригласил в гости друзей Раю, Леонида, Катю.
Рома украсил комнату разноцветными надувными шарами. На столе стояло угощение: торт, фрукты, конфеты, грушевый сок. «Прошу к столу». - сказал Рома. А потом все играли в разные игры.
Педагог. Сколько слов со звуком [р] вы услышали? (считают фишки)
Ответы ….
Педагог. Какие?
Какое слово было самое короткое?
Сколько в нём звуков?
Педагог. В каком слове на один больше звуков, чем в слове «Рома» (даются пары слов из текста). На 2 звука больше.
Составьте задачи с одним из этих слов.
3 Занятия по развитию речи. (Игра проводится с воспитателями)
Задание по подгруппам. ( на обсуждение 5 мин).
Выбор скороговорок (раздаются скороговорки на каждый стол)
1. группа. Для разучивания в средней группе.
2. группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют ш на с,
Ш на с.
3. группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят не внятно и искажают слова.
Выбор стихотворения. (Раздаются стихи на каждый стол)
группа. Для детей подготовительной группы недостатками в произношении звуков [р], [р’]/
группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука [л].
группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука [ш].
4 Игротека.
На каждый стол раздается по 2 игры. ( С описанием игры) команды готовятся 5 мин) затем по очереди показывают свои игры.Д\И «Собери слова-друзья»
Цель: Научить детей выделять начальный (в середине, конце) в слове.
Оборудование: Взрослый раскладывает на стол игрушки (картинки), называет их, затем даёт инструкцию ребёнку, что он должен объединить игрушки
( картинки) в несколько команд-друзей по начальному звуку.
Например;
[л] – Лось, лошадь, лук, луна, лампа и т. д.
[к] - Кот, конь, конфета, кукла и т. д.
Ира с мячом «Съедобное не съедобное»
Дети становятся в круг. Водящий сообщает условия игры: «Съедобные те слова, в которых есть звук [ж], остальные не съедобные. (мяч ловить нельзя)».
Водящий поочерёдно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жук, шуба, ножи, шум, шут, ежи, ложечка, лыжи, мыши, уши, ежевика.Игра «У кого больше слов?»
Цель: научить детей находить по картинке или придумывать слова с заданным звуком.
Оборудование:
1вариант – картинка, на которой собранно множество предметов с заданным звуком.
2 вариант – предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; фишки.
Описание. Играть, можно с одним ребёнком или с группой детей.
1вариант – Взрослый показывает сюжетную картинку (например, «Лес») и предлагает ребёнку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.
За каждое слово ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше собрал фишек.
2вариант- Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.
Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребёнок получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.
Подведение итогов.
Мониторинг по группам. Оцените насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? Какая помощь нужна?