Семинар-практикум для воспитателей Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи

Семинар-практикум для воспитателей
«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Организационный момент: распределение педагогов на три группы. Каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [р] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом с соответствующей схемой.
Введение в тему: артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- важен учет возрастных особенностей;
- принципом отбора упражнений служит характер дефекта произношения;
- упражнения должны быть целенаправленны: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения;
- важно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому;
- при отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным;
- проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме;
- сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (зрительный контроль), затем без зеркала, опираясь на кинестетические ощущения ребенка; каждому упражнению соответствует свое название.
3. Задания по артикуляционной гимнастике:
* выбор артикуляционного упражнения, показ и объяснения его для группы;
* выбор формы проведения гимнастики для разных групп: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки);
* может ли артикуляционная гимнастика навредить ребенку? Почему?
* какую ошибку допустил педагог? (3 группы заданий).
Подведение итогов.
Введение по теме: развитие фонематической функции речи.
Составляющие фонематической функции:
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие.
Фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки речи.
Фонематическое восприятие – действия по звуковому анализу и синтезу.
Задания по фонематическим процессам:
продемонстрировать развитие фонематической функции речи во время физминуток (три карточки с заданиями);
проведение с педагогами примера развития фонематической функции на занятии по математике (педагоги выполняют задания, они – на месте детей).

Логопед: Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком [л], положите фишку перед собой.
У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу», - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.
Логопед: сколько слов вы услышали? (8)
Какое слово было самое короткое? (стол). Сколько в нем звуков? (4). В каком слове звуков на один больше, чем в слове «стол»? На один больше, чем в слове «белка»?
Составьте задачи с одним из этих слов.
Задания по развитию речи:
выбор скороговорок для разных групп (каждая группа работает отдельно);
блиц-опрос: найди ошибку:
а) воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.
б) воспитатель просит определить место звука [з] в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.
игротека: каждой группе педагогов раздаются карточки, на которых различные игры. Нужно «проиграть» свою игру с другими командами.
6. Подведение итогов.
Мониторинг по группам. Педагоги оценивают, насколько полезным был представленный материал. Как относятся к групповой форме организации работы? Какая помощь нужна?