Статья Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через игровую деятельность


Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через игровую деятельность.
Игра – одна из видов детской деятельности. В игре ребёнок развивается как личность, формируются память, сенсорные способности, моторика рук, умственные способности, взаимоотношения детей. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображение. Это как игры со строительным материалом, мы с детьми строили дорожку.
« Вышла матрёшка погулять, идёт по дорожке. Гуляла, гуляла, устала и захотела посидеть. Давайте построим скамеечку». Такой несложный сюжет служит для ребёнка к созданию постройки, развивает интерес к конструктивной деятельности. Но сначала детям даём образцы. Дети называют строительный материал, цвет. Предлагаем детям построить такой же домик, но высокий. Дети учатся выделять в объектах пространственные характеристики и сооружать постройки с учётом размеров игрушек ( домик для маленькой куклы, гараж для большой машины).
Сенсорное развитие в дидактических играх происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Такие игры помогают усвоению, закреплению знаний. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Они составляют из нескольких частей целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине. Пусть попляшет неваляшка в красной рубашке, рядом стоит неваляшка в жёлтом наряде. « Посади куклу на большой зелёный куб». Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Когда ребёнок научится определять цвета, путём наложения и приложения, потом перешли к выбору по образцу, а затем к обучению его названиям цветов. Учитывая разную степень подготовки детей, я начинаю с того, что учила их находить предмет по образцу. Первое занятие – игру провела с цветными шариками красного и синего цвета. Сначала предложила, детям, посмотреть какие красивые шарики. Дала шарики каждому ребёнку. Попросила всех взять в руки шарики и рассмотреть их. Затем показала красный шарик – дети должны показать такой же. Дети показывали и синие шарики, я предлагала приложить шарик к моему шарику. Убедившись, что дети узнают цвет по образцу – перешла к более сложному приёму – показа предмета с названием цвета. Знакомила детей в следующем порядке: красный – синий, синий – жёлтый, жёлтый – зелёный. По такому образцу мы с детьми играли в игры: «Постройка башни из кубиков», «Прокати шарики по горке» и другие: «Прокати большой мяч через большие ворота», «Собери пирамидки из колец одного размера».
В ходе повседневного бытового общения с детьми, обращаемся к предметам как к живым существам, создавая воображаемую ситуацию. Собирая игрушки вместе с детьми, наводим порядок, говорим: «Кубик, кубик красный, а ты куда прятался? Ну-ка, Маша, найди его, а теперь положи в тазик. Поймали тебя, кубик, вот так! Кого ещё поймать? Ну- ка ищите их, ишь какие непослушные разбежались. Мячик, ау, где ты? Ах ты, озорник, мячик большой!». Самостоятельная игровая деятельность ребёнка протекает в форме сюжетно – отобразительной игры. Дети, наблюдавшие за посадкой пассажиров в автобус и этот сюжет перенесли в группу, но сначала я показала как надо играть. Перенесла в группу игрушечный автобус, сажала в него кукол и говорила, что они поехали в гости к детям. Мы рассматривали кукол и их одежду, называли цвета. На следующий день внесли в группу несколько игрушечных автобусов, автомобилей, грузовиков, а также кукол, мишек, зайчиков разного размера и предложила покатать их. Затем построили автобус из стульчиков и поехали в гости к собачке. Сюжетно – отобразительные игры мы повторяем многократно, но создавая другие сюжеты.
Чтобы закрепить знание детей, я пользовалась другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды. Цвет предметов в групповой комнате, на прогулке. В играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываемся, узнаём температуру воды. Гуляем на улице, познаём свойства снега. В наблюдениях за природой закрепляем название цветов.
В нашей группе есть дидактические игры по разделу «сенсорика». Все игрушки хранятся на полках, дети имеют свободный доступ. Ребёнок может брать их в любое время, отведённое для игр и свободной деятельности.