Семинар-практикум для родителей Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей
Задачи:
показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;
научить игровым приемам развития пространственных представлений у детей;
развивать творческую активность родителей.
Ход семинара-практикума
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Игра «Да – нет»
- Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны. Договорились?
Скажите громко и хором, друзья,Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ- Откажитесь помочь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,Активными все будем? (да)
Игра «Перемены» (снятие эмоционального напряжения)
Участникам предлагается встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на левой руке есть часы (на правой руке – кольцо, сзади на одежде есть карманы, кто живет выше третьего этажа, кто стоит справа от женщины). В конце игры обращается внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.
- Сегодня здесь мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше научить наших детей ориентироваться в пространстве. Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими знаниями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, успеваемость в последующие школьные годы и, в конечном счете, благополучие во взрослой жизни.
- Наверное, каждый взрослый помнит, с чего начинались уроки в первом классе: отсчитайте три клеточки сверху, две клеточки слева и поставьте точку.А если ваш ребёнок путает понятия слева и справа или, того хуже, — сверху и снизу, ему будет очень трудно. Чтобы избавить ребёнка, как от первых школьных проблем, так и от многих других в будущем, нужно научить его ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.
- А для этого я хочу предложить вам поиграть вместе со мной.
Итак, первое упражнение: «Тень»
Цель: развитие пространства тела.
Участники разбиваются на пары. Для этого в начале семинара всем раздаются заранее разрезанные пополам открытки. Каждый участник находит свою половинку. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.
Упражнение «Давайте дружить»
Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.
Участники встают парами напротив друг друга. Дается задание: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.
Игра «Да-нет»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.
- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.
- Все поняли задание? Начинаем!
Игра «Найди клад»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде.
Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.
- Если ваш ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под ваши команды он делает от двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д. Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти!
Игра «Собери слово»
Цель: развитие ориентировки на плоскости
На магнитной доске в разных углах расположены буквы.
- Если вы правильно выполните мое задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем – в верхнем левом, затем – в верхнем правом, последняя – справа от буквы Н.
Игра «Куда прилетела бабочка?»
Цель: развитие ориентировки на листе бумаги
У всех участников цветные полянки и плоскостная бабочка.
- Сейчас я буду давать инструкции, а вы их выполнять: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.
Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.
- Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства): лабиринты, мозаика, разрезные картинки и паззлы, рисование под диктовку по клеточкам, самые разные конструкторы, «Морской бой», «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребенку было не только полезно, но и интересно!
- А в какие игры играете вы?
- А сейчас на экране вы можете увидеть литературу, которую также можно использовать для развития пространственной ориентировки у детей.
- Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и научились игровым приемам развития пространственной ориентировки у детей.
- Успехов вам и вашим детям!

Библиография
Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М., 2003
Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков. – М., 2010.
Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2001.

АнкетаУважаемые родители!
Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями.
1. Актуальна ли для Вас тема семинара-практикума? да нет другое __________________________________________________________________2. Считаете ли Вы целесообразным применение материалов семинара-практикума в развитии Вашего ребёнка? да нет другое __________________________________________________________________3. По каким вопросам коррекционной педагогики Вы считаете необходимым углубить свои знания? _________________________________________________
4. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах(обведите) 1 2 3 4 5