Семинар-практикум для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»


Семинар-практикум для родителей
«Развитие познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей.
Задачи:
Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет.
Рассказать о значении развивающих игр на интеллектуальное развитие детей.
Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности.
Ход семинара-практикума:
Сегодня мы с вами рассмотрим тему, безусловно очень актуальную для каждого из вас. В следующем году все наши детки пойдут в школу.
Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.
Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.
Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.
«ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас». 
Эрнст Легуев- Что такое познавательные процессы? Какова их роль в обучении?
(Ответы родителей, их дополнение педагогом)
Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.
Познавательная процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.).- Сейчас подробнее рассмотрим основные из них.Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- А сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра «Чего не стало?»
Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:
Кто сидел за столом?
Кто стоял около стола?
Какого цвета рубашка у Пятачка?
Что ел Винни Пух?
Что держал в руках Кролик?
(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).
В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).
Выходят два родителя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан -  деревянный кубик.
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развития памяти можно организовать игры:
«Запомни картинки»,
«Повтори слова»,
«Что ты видел сегодня на улице?».  Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Игра «Запрещенное движение».
Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится. 
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления -наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.
Игра «Что снаружи, что внутри?»
Педагог называет пару предметов, а родители говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.
Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.
 Для развития воображения можно организовать игры:
«Закорючки»,
«Продолжи рисунок»,
«Дорисуй картинку»,
«Сочиняем сказку сами»,
«Кляксография».
Проведение игр с родителями на развитие воображения:
Игра «Клякса»
Родителям раздаются листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Они должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной  нарисованных образов.
В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.
- Как развивать познавательные процессы  вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:
Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
Научите детей брать на себя ответственность.
Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
Ценить индивидуальность своего ребенка.
Создать атмосферу безопасности и защищенности.
Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!
Рефлексия «Ладошки» Родители на своей обрисованной ладони пишут, что им понравилось в семинаре, что нового узнали.
Все ладошки складываются в общее солнышко.